Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры

Реформа судебной системы России определяется положения­ми Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федера­ции». В Конституции РФ названы назначение и место в этой системе только высших судов федерального уровня: Конститу­ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж­ного Суда РФ. Что касается всех остальных судебных звеньев, то они установлены Законом о судебной системе. В России в на­стоящее время образованы федеральные суды и конституцион­ные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, которые в совокупности образуют судебную систему России.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды авто­номной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федераль­ных судов общей юрисдикции, а также Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов,

К судам субъектов Федерации относятся Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи, являю­щиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Судебная система России рассматривается как совокупность трех ветвей судебной власти: 1) Конституционный Суд РФ и Конституционные (уставные) субъектов Федерации; 2) суды об­щей юрисдикции; 3) арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ. Одним из высших федеральных ор­ганов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Он уч­режден в декабре 1990 г. Порядок его формирования и компетенция определяются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституцион­ного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводст­ва. Основные задачи Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гра­жданина, обеспечение верховенства и прямого действия Консти­туции РФ на всей территории России. Основными принципами его деятельности являются независимость, коллегиальность, глас­ность, состязательность и равноправие сторон. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены оп­ределенным сроком; срок полномочий судьи — 15 лет.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (всем составом) либо в заседаниях одной из двух палат, включающих соответственно десять и девять су­дей Суда. Персональный состав палат определяется путем же­ребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регла­ментом Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат меняется через три года.

Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ:

• по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государст­венной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов зако­нодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций Рес­публик, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации; в) договоров между органами государственной вла­сти России и органами государственной власти субъектов Феде­рации, договоров между органами государственной власти субъ­ектов Федерации; г) не вступивших в силу международных до­говоров России;

• разрешает споры о компетенции между федеральными ор­ганами государственной власти: а) между органами государст­венной власти России и органами государственной власти субъ­ектов Федерации; в) между высшими государственными органа­ми субъектов Федерации;

• по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность зако­на, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

• по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государст­венной Думы, Правительства РФ, органов законодательной вла­сти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ;

• по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

• выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, осуществляет иные предоставленные ему пол­номочия.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает не только порядок организации и основные полномочия Конституционно­го Суда РФ, но и общие правила конституционного судопроиз­водства, которые регулируют вопросы обращения в этот Суд, предварительного рассмотрения обращений; общие процедур­ные правила рассмотрения дел в суде; права и обязанности уча­стников процесса; принятие и содержание решений Конституци­онного Суда РФ, их юридической силы.

В пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ и засе­даниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Заседания проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тай­ны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, суще­стве вопроса, содержании имеющихся материалов. Затем Суд выслушивает объяснения сторон по существу рассматриваемого вопроса. Стороны могут привести правовые аргументы в обос­нование своей позиции. На заседание Конституционного Суда РФ может быть вызван эксперт для дачи заключения; при необ­ходимости вызываются и заслушиваются свидетели по обстоя­тельствам, касающимся существа рассматриваемого дела. По инициативе Суда или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. После окончания слушания дела Конституционный Суд РФ в закрытом совещании принимает итоговое решение в виде постановления, заключения или определения.

Решение Конституционного Суда о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ окончательно, не подлежит обжа­лованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных некон­ституционными, не подлежат исполнению и должны быть пере­смотрены.

Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения во­просов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Феде­рации, органов местного самоуправления Конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования Конституции (устава) субъекта Федерации.

Конституционный (уставный) суд рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Решение этого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Финансирование Конституционного (уставного) суда произ­водится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Суды общей юрисдикции. Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции России устанавлива­ются федеральными конституционными законами, а мировых судей, кроме того, — законами субъектов Федерации.

В настоящее время организация и деятельность судов общей юрисдикции России урегулированы целым рядом законов. Важ­нейшие из них:

• Конституция РФ (ст. 126, 128);

• Закон о судебной системе;

• Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (о присяжных заседателях);

• Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судь­ях в Российской Федерации»;

• Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

В отношении военных судов, кроме того, до принятия феде­рального конституционного закона о военных судах применяет­ся Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 г. в части, не противоречащей действующему за­конодательству.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции. Он осуществляет также судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая во­енные и специализированные федеральные суды, и дает разъяс­нения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет и функции правосудия в случаях, предусмотренных законом, рассматривает дела в качест­ве суда первой инстанции, в качестве суда второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоя­тельствам.

Верховный суд республики, краевой (областной, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа) суд. Эти суды образуют среднее судебное звено судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Среднее звено судов общей юрисдикции образуют Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов феде­рального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автоном­ной области и суды автономных округов. Их иногда для кратко­сти называют областными и равными им судами.

Эти суды являются непосредственно вышестоящими судеб­ными инстанциями по отношению к районным судам, дейст­вующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

В областных и равных им судах дела рассматриваются только коллегиально. При рассмотрении по первой инстанции дело мо­жет решаться (при определенном законом обстоятельствах) в составе судьи и двух народных заседателей, либо трех профес­сиональных судей, либо суда присяжных, который действует в составе судьи, 12 постоянных присяжных заседателей и двух запасных.

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке надзора — не менее трех членов суда.

Областной и равные им суды действуют в составе президиу­ма и двух коллегий: по гражданским и уголовным делам.

Судебные коллегии утверждаются президиумом суда из чис­ла судей соответствующего суда. Они выступают в качестве су­дов первой и второй (кассационной) инстанций, рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Они также изуча­ют и обобщают судебную практику, анализируют судебную ста­тистику, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Президиум областного и равного ему суда образуется в со­ставе председателя, его заместителей, других судей суда в коли­честве, определяемом Президентом РФ. Он же и утверждает со­став президиума суда по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ.

Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Районные суды образуются в каждом районе или городе по решению местной администрации, согласованному с Минюстом России. Может быть создан один суд на район и город или на район и города, расположенные на территории этого района. Состав суда образуют судьи и народные заседатели. Число судей в каждом суде неравнозначно и зависит от территории района, численности проживающего в нем населения и от объема работы суда: количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения. Один из судей назначается председателем район­ного суда. В районном суде имеется соответствующий аппарат, включающий консультантов, секретаря канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, иной вспомогатель­ный технический персонал.

Компетенция (полномочия) районного суда определяется пре­жде всего тем, что он действует в качестве суда первой и второй инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривает все гражданские дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов. В частности, ему подсудны дела: связан­ные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, тру­довых к земельных отношений; возникающие из административ­но-правовых отношений; особого производства. Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме тех, которые подсудны вы­шестоящим или военным судам. В случаях, предусмотренных законодательными актами, он рассматривает дела об администра­тивных правонарушениях. Районные суды осуществляют другие полномочия, предоставленные законом, рассматривают дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы; жалобы на применение органами дознания, следовате­лем, прокурором ареста; вопросы о выдаче судебных решений на арест, на обыск, на выемку почтово-телеграфной корреспонден­ции, на прослушивание телефонных и иных переговоров и др.

Районный суд является непосредственной вышестоящей су­дебной инстанцией по отношению к мировым судьям, дейст­вующим на территории соответствующего судебного района. И в этом смысле он выступает судом второй инстанции.

Районные суды будут рассматривать дела по жалобам и про­тестам на приговоры и постановления мировых судей, не всту­пившие в законную силу. Вопрос о том, в каком порядке будут рассматриваться такие дела (в кассационном либо апелляцион­ном порядке), пока законодательно не решен.

В районных судах гражданские и уголовные дела по первой инстанции решаются единолично либо коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей. В частности, судья едино­лично рассматривает уголовные дела о преступлениях, за кото­рые максимальное наказание, предусмотренное УК, не превыша­ет пяти лет лишения свободы.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом преду­смотрена военная служба. В пределах своей компетенции рас­сматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоя­тельствам. Военные суды относятся к федеральным судам и яв­ляются составной частью судов общей юрисдикции. Они осуще­ствляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Специализированные федеральные суды рассматривают гра­жданские и административные дела.

Судебный департамент — новое структурное образование. Он образован при Верховном Суде РФ в соответствии с Законом о судебной системе. Судебный департамент и входящие в его систему органы «организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы». Этой деятельностью ранее занимались Минюст России и подчиненные ему органы юстиции на местах. Главное содержание организа­ционного обеспечения деятельности судов составляют вопросы финансирования судов, их кадрового, организационного и ре­сурсного обеспечения.

Арбитражные суды в соответствии со ст. 127 Конституции РФ представляют самостоятельную ветвь судебной власти. Они являются федеральными судами и входят в судебную систему России. На них возложено осуществление правосудия путем раз­решения экономических споров и рассмотрения иных дел, отне­сенных к их компетенции.

Арбитражным судам подсудны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоот­ношений: 1) между юридическими лицами (организациями), граж­данами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуаль­ного предпринимателя; 2) между Россией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов урегулиро­ваны Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК, а также Законом о судебной системе.

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных ин­тересов организаций и граждан а сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• содействие укреплению законности и предупреждению пра­вонарушений в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности.

Деятельность арбитражных судов строится на основе прин­ципов законности, независимости судей, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равен­ства сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражные суды представляют сложную систему, которую составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбит­ражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рас­сматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судеб­ный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает им разъяснения во вопросам судебной практики, кроме то­го, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ полномочен обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституцион­ности законов, иных нормативных актов и договоров. Он ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в ар­битражных судах. На него возложено организационное обеспе­чение судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума и двух Судебных коллегий по рассмотрению спо­ров, возникающих из гражданских и административных право­отношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются вышестоя­щими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа судам субъектов Федерации. В России действует десять таких судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Севе­ро-Кавказского, Уральского и Центрального округов.

Федеральные арбитражные суды в пределах своей компетен­ции призваны осуществлять проверку в кассационной инстанции решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, они рас­сматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды принимают судебные акты в форме реше­ния, определения, постановления. Вступивший в законную силу акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России.

Рассмотрение споров в арбитражных судах в первой инстан­ции осуществляется единолично, за исключением дел о призна­нии недействительными актов государственных органов, орга­нов местного самоуправления и иных органов и дел о банкротст­ве, которые рассматриваются коллегиально, а также случаев, когда председатель суда может принять решение о коллегиаль­ном рассмотрении любого дела. Все дела в апелляционной, кас­сационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом кол­легиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должны входить трое (или другое нечетное число) судей.

Статус судей в России. Под статусом судьи понимается его правовое положение, которое он занимает в обществе и государ­стве, определяемое возложенными на него обязанностями. Ста­тусу складывается из совокупности прав, свобод, обязанностей и ответственности судьи, установленных законом и гарантирован­ных государством.

Все судьи в России обладают единым статусом. Он установ­лен Конституцией РФ, Законом о судебной системе (гл. 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации»), а также За­коном о статусе судей.

Статус судьи определяется прежде всего теми нормативными требованиями, которые предъявляются к лицу, занимающему эту должность. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие выс­шее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Такой минимальный уровень тре­бований достаточен для судей судов низового звена (судей рай­онных судов, арбитражных судов субъектов Федерации и др.). Но чем выше суд, тем более высокие требования предъявляются к его судьям. Так, судьи областных и равных им судов должны быть не моложе 30 лет; судья Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее десяти лет.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юри­дическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалифика­цией в области права.

Судейский корпус формируется на конкурсной основе. Любой гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, старше 25 лет, может стать кандидатом на должность судьи. Для этого он должен сдать квалификационный экзамен на должность судьи, получить рекомендацию (заключение) квалификационной коллегии соответствующего суда. Из числа отобранных таким образом кандидатов на соответствующие судебные должности происходит в установленном законом порядке назначение судей.

В настоящее время судьи всех судов, включая военные (кроме судей высших судебных органов России), назначаются на должность указами Президента РФ. Кандидатуры ему представ­ляются председателями соответствующих судебных органов.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федера­ции по представлению Президента РФ.

Завершающим актом впервые назначенного на должность су­дьи является принесение им присяги.

Полномочия судей федеральных судов определенным сроком не ограничены, если иное не установлено законом. Так, впервые назначенным на должность судей районных (и соответствующих им) судов устанавливается срок три года, а затем, если они заре­комендуют себя должным образом, — без ограничения срока; судьи военных судов занимают свои должности, пока состоят на действительной военной службе; полномочия судей Конститу­ционного Суда РФ ограничены сроком в два года.

Судьи несменяемы. Они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или в другой суд без их согласия. Полно­мочия судьи могут быть прекращены или приостановлены толь­ко по решению соответствующей квалификационной коллегии судей коллективного органа судейского сообщества, призванно­го охранять и защищать права и интересы членов данного судей­ского сообщества. Возрастной предел пребывания в должности судьи установлен в 65 лет.

Судьи независимы. Это достигается тем, что при осуществ­лении правосудия судьи подчиняются только Конституции РФ и закону. Они никому не подконтрольны, подлежат правовой и социальной защите, соответствующей их высокому статусу.

Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность рас­пространяется также на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонден­цию, принадлежащие ему имущество и документы.

Прокуратура. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Ге­неральный прокурор РФ, по представлению которого Советом Федерации назначаются его первый заместитель и заместители.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в соста­ве Генерального прокурора РФ (председатель), его первого за­местителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Колле­гия является совещательным органом, решения которого реали­зуются приказом Генерального прокурора РФ.

В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ включены прокуроры нижестоящих прокуратур. Такой подход способствует более тесному взаимодействию центра с местными органами, по­зволяет учитывать мнения с мест при принятии решений коллегией.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют глав­ные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Они создаются в соответствии с основны­ми направлениями деятельности и функциями прокуратуры.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на пра­вах управлений являются старшими помощниками, а их заместите­ли и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет так­же советников, помощников и старших помощников (в том числе по особым поручениям). Помощников по особым поручениям име­ют также его заместители (ст. 14 Закона о прокуратуре).

В главных управлениях и отделах устанавливаются должно­сти старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Перечисленные прокурорские работники назначаются на должности и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ.

В Генеральную прокуратуру РФ на правах структурного под­разделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместите­лей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого за­местителя, заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Федерации.

В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы на правах управлений в составе Генераль­ной прокуратуры РФ.

Прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним проку­роры руководят деятельностью прокуратуры городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов и нор­мативных актов Генерального прокурора РФ; издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками; могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в преде­лах численности и фонда оплаты труда, установленных Генераль­ным прокурором РФ.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним воен­ные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соот­ветствующие прокуроры. Они подчиняются вышестоящему про­курору и Генеральному прокурору РФ.

Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на долж­ности прокуроров и следователей, установлены Законом о про­куратуре. Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образо­вание и обладающие необходимыми профессиональными и мо­ральными качествами, способные по состоянию здоровья испол­нять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключи­тельных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в обра­зовательных учреждениях высшего профессионального образо­вания по юридической специальности. Лицо впервые назначае­мое на должность, принимает присягу прокурора, следователя (текст присяги содержится в Законе о прокуратуре).

На должность районного, городского прокурора, приравнен­ных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъ­ектов Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Проку­рорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурор­ских работников, утверждаемым Президентом РФ.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, оп­ределяемом Генеральным прокурором РФ. Трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе (с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре).

За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжи­тельную и безупречную службу, выполнение заданий особой важ­ности и сложности работники прокуратуры могут быть поощрены: от объявления благодарности до награждения нагрудными знаками «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». Особо отличившиеся могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награжде­нию государственными наградами России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности конституционного статуса Правительства | Конституционные основы местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.