Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности конституционного статуса Правительства

Органы исполнительной власти

РФ. Правительство РФ— это федеральный орган исполнитель­ной власти общей компетенции. Оно обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Пре­зидента РФ. Правительство РФ и другие федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное Правительство самостоятельно решает во­просы, отнесенные к его компетенции, направляет работу мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Положение Правительства РФ среди других органов государства определяется его полномочиями, закрепленными в соответст­вующих законодательных и нормативных актах.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федераль­ных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории России. Правительство РФ обеспечивает их исполнение.

Формирование Правительства РФ. Правительство РФ — орган коллегиальный. Согласно Конституции РФ в его состав входят Председатель, его заместители, федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В Конституции РФ закреплена определенная процедура выдвижения и согласования кандидату­ры Председателя. Так, предложение о его кандидатуре вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государ­ственной Думой. Последняя рассматривает представленную кан­дидатуру Председателя в течение недели и принимает соответст­вующее решение. В случае трехкратного отклонения представ­ленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает его, а Государственную Думу распуска­ет и объявляет досрочные парламентские выборы.

После назначения Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Предсе­дателя, федеральных министров и вносит предложение о структу­ре федеральных органов исполнительной власти. Конституция РФ не определяет численный состав Правительства РФ. Фактически это делает Президент РФ, который вправе назначить федеральным министром и лицо, не возглавляющее федеральное министерство (например, Руководителя Аппарата Правительства РФ). Лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, обществен­ных органах и организациях, в том числе политических партиях. Члены Правительства РФ не имеют право на предприниматель­скую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельно­сти. Член Правительства РФ не может одновременно быть и депу­татом Государственной Думы.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако оче­редной его состав действует в пределах срока полномочий Пре­зидента РФ (четыре года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Ответственность Правительства РФ и его членов. Кон­ституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правитель­ства РФ в случаях, если:

• оно само подает в отставку и Президент РФ принимает ее (последний может и отклонить такую отставку);

• Президент РФ по собственной инициативе принимает ре­шение об отставке Правительства РФ;

• Государственная Дума выражает ему недоверие и Прези­дент РФ объявляет об отставке Правительства РФ;

• Председатель Правительства РФ ставит перед Государст­венной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и Дума отка­зывает ему в доверии, на основании чего Президент РФ прини­мает решение об отставке Правительства РФ.

В случае отставки Правительства РФ, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом РФ, оно про­должает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства РФ.

Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ воз­можна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом РФ. Что же касается ответственности за правонарушения, а также за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей, для членов Правительства РФ возможна обычная установленная законом ответственность.

Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ. Так, конституционные положения закрепляют следующие формы такого контроля:

• рассмотрение вопроса о доверии Правительству РФ по ини­циативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства РФ;

• парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;

• образование Счетной палаты РФ Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполне­нием федерального бюджета;

• отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюд­жета;

• назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается с контролем за Правительством РФ и другими органами администрации в области соблюдения прав человека;

• запросы депутатов, отчеты Правительства РФ и его членов, депутатские расследования и т.д.

Полномочия Правительства РФ. Как высший орган феде­ральной исполнительной власти Правительство РФ наделено довольно широкими полномочиями. Они определяются Консти­туцией РФ и федеральными законами.

На определении объема полномочий федерального Правительства отражается федеративное устройство государства, так как в них условиях проводится разделение компетенции между орга­нами исполнительной власти России и субъектов Федерации. То есть федеральное Правительство принимает решения по вопро­сам, отнесенным Конституцией РФ к ведению России и совмест­ному ведению России и субъектов Федерации.

Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий иным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномо­чиям Правительства РФ, а также по соглашению с органами ис­полнительной власти субъектов Федерации передавать им осуще­ствление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ.

Полномочия федерального Правительства охватывают, по су­ществу, все сферы жизни и деятельности общества. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятель­ность. Федеральные министерства и иные федеральные органы ис­полнительной власти подчиняются федеральному Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач.

Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои тер­риториальные органы и назначать соответствующих должност­ных лиц. Федеральное правительство утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах ис­полнительной власти, устанавливает предельную численность работников их центральных аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотрен­ных на эти цели в федеральном бюджете.

Федеральное Правительство назначает на должность и освобож­дает от должности заместителей федеральных министров, руково­дителей федеральных органов исполнительной власти, не являю­щихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей орга­нов и организаций при федеральном Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

В случае необходимости федеральное Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, сове­щательные и иные органы при Правительстве РФ. Задачи и пол­номочия таких организаций и органов определяются федераль­ным Правительством при их создании.

В рамках общих полномочий Правительство РФ в установ­ленных пределах:

• организует реализацию внутренней и внешней политики России;

• осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

• обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов;

• разрабатывает федеральные целевые программы и обеспе­чивает их реализацию;

• реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики федеральное Правительство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает программы экономиче­ского развития; осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит единую политику рационального природопользования; разраба­тывает и осуществляет государственную политику в сфере меж­дународного экономического и финансово-инвестиционного со­трудничества; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет общее руководство таможенным делом; принима­ет в соответствии с федеральными законами меры по защите интересов отечественных производителей; формирует мобили­зационный план экономики России, обеспечивает функциониро­вание оборонного производства России.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициати­вы, которую осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Различные финансовые законопроекты (например, о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов), а также законопроекты, преду­сматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюд­жета, могут быть внесены в Государственную Думу только при на­личии заключения Правительства РФ. Оно также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, феде­ральными законами, указами Президента РФ.

В пределах своих полномочий по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Причем оно вправе отменить акты федеральных органов исполни­тельной власти в случае их противоречия Конституции РФ, феде­ральным законам, решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральное Правительство обеспечивает соблюдение феде­ральными органами исполнительной власти прав органов испол­нительной власти субъектов Федерации и способствует их взаи­модействию. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Прави­тельства РФ, принимаемых большинством общего числа голосов членов федерального Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановле­ния и распоряжения подписываются Председателем Правительст­ва РФ и обязательны к исполнению на всей территории России.

Глава Правительства РФ. Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными законами и нормативными указами Президента РФ основные направления деятельности Правитель­ства РФ и организует его работу.

Председатель Правительства РФ:

• представляет Правительство РФ внутри страны и в между­народных отношениях;

• ведет заседания Правительства РФ;

• подписывает акты Правительства РФ;

• вносит Президенту РФ предложения о структуре федераль­ных органов исполнительной власти, о назначении и освобожде­нии заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и их поощрении;

• распределяет обязанности между заместителями Председа­теля Правительства РФ;

• назначает исполняющего обязанности Председателя Прави­тельства РФ на время своего отсутствия;

• утверждает регламент работы Правительства РФ;

• систематически информирует Президента РФ о работе Пра­вительства РФ;

• исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, ко­гда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности.

Председатель проводит заседания членов Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц. Заседания носят открытый характер, но отдельные вопросы могут рассматривать­ся и на закрытых заседаниях. Члены Правительства РФ участву­ют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в засе­дании члены Правительства РФ информируют об этом Руково­дителя Аппарата Правительства РФ.

Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ определен перечень вопросов, решения по которым прини­маются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Ис­ключительно на заседаниях Правительства РФ:

• принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федераль­ного бюджета, а также решения о формировании и о расходова­нии государственных внебюджетных фондов;

• рассматриваются проекты программ экономического и со­циального развития, связанных с созданием свободных экономи­ческих зон;

• устанавливается номенклатура товаров, в отношении кото­рых применяется государственное регулирование цен;

• устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

• принимаются решения о внесении Правительством РФ за­конопроектов в Государственную Думу;

• рассматриваются проекты программ приватизации государ­ственной собственности;

• рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субси­дий, об оказании иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, в том числе проекты реше­ний о приобретении государством акций на суммы, превышаю­щие размеры, установленные Правительством РФ, а также во­просы предоставления поддержки, оказываемой на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

• принимаются решения о подписании соглашений с органа­ми исполнительной власти субъектов Федерации;

• образуется Президиум Правительства РФ;

• утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

• устанавливаются порядок создания и деятельности террито­риальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

• утверждается Регламент Правительства РФ;

• утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Для решения оперативных вопросов федеральное Правитель­ство может образовать Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости. Решения Прези­диума могут приниматься в форме распоряжений Правительства РФ. Федеральное Правительство вправе отменить любое реше­ние Президиума Правительства РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы законодательной власти | Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.