Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы административного права

Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управле­ния и местного самоуправления, определяют права и обязанно­сти граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реа­лизации. Значительное место занимают нормы об администра­тивной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Нормы административного права не только упорядочивают, за­крепляют и защищают новые общественные отношения, возни­кающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) об­щественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Большая часть норм административного права носит импе­ративный (повелительный) характер, поскольку в них выража­ется государственная воля. Их реализация обеспечивается орга­низационными и стимулирующими средствами, подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства. Целям исполнения законов служит и правотворческая деятель­ность самих органов исполнительной власти. Поскольку нормы законов обычно не имеют прямого действия, эту роль выполня­ют подзаконные акты, издаваемые федеральным и региональны­ми органами исполнительной власти.

Как и любая другая норма права, административная состоит из:

гипотезы — указания на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусмат­риваемые ею, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоот­ношения, например, в соответствии со ст. 2.3 КоАП администра­тивной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет;

диспозиции — самого правила поведения (предписываемо­го, дозволяемого или рекомендуемого);

санкции — неблагоприятного последствия, наступающего для нарушителей установленного данной нормой правила.

Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их деления на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; положение участников правоотношения; порядок реализации прав и обязанностей уча­стников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

По содержанию административно-правовые нормы группиру­ются в правовые институты — совокупности определенных право­вых норм, родственных по содержанию регулируемых ими право­отношений. Соответственно весьма многочисленные администра­тивно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

· закрепляющие права и обязанности граждан и их объедине­ний в сфере исполнительной власти;

· определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию органов исполнительной власти (управляющей подсистемы);

· определяющие основные положения об организации и пра­вовом положении юридических лиц (управляемой подсистемы);

· определяющие формы и методы осуществления исполни­тельной власти;

· закрепляющие основные положения о государственной службе и государственных служащих;

· устанавливающие ответственность за различные правонарушения, не являющиеся преступлениями;

· регулирующие способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти;

· определяющие основные положения по управлению хозяй­ственной, социально-культурной и административно-политичес­кой сферами.

Деление административно-правовых норм по правовым инсти­тутам (по содержанию) имеет большое значение при изучении курса административного права, позволяя объемный норматив­ный материал группировать в определенной последовательности.

По форме выражения административно-правовые нормы бывают запрещающими, обязывающими, уполномочивающими (дозво­лительными), стимулирующими (поощрительными) и рекоменда­тельными.

Уполномочивающие (дозволительные) правовые нормы оп­ределяют возможность выбора варианта действия. Например, в ст. 92 Водного кодекса сказано, что водопользователи при ис­пользовании водных объектов имеют право: осуществлять водо­пользование в соответствии с водным законодательством; полу­чать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

С точки зрения положения участников правоотношения (адресатов предписаний) различаются нормы:

• устанавливающие взаимные права и обязанности субъектов, не подчиненных друг другу. Например, ст. 16 Федерального за­кона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» опреде­ляет взаимоотношения органов внешней разведки России с фе­деральными органами исполнительной власти, юридическими лицами;

• устанавливающие порядок взаимоотношений государствен­ных и негосударственных органов. Например, отношения, скла­дывающиеся между органами государственного управления и акционерными обществами, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

• устанавливающие права и обязанности граждан в сфере ис­полнительной власти (например, ст. 27, 30, 32, 33, 41— 45, 58, 59 Конституции РФ);

• определяющие правовое положение государственных слу­жащих (ст. 9—20 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»);

• устанавливающие правовое положение юридических лиц. Например, Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного фе­дерального государственного предприятия, утвержденный по­становлением Правительства от 12 августа 1994 г. № 908.

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различаются нормы:

• материальные, определяющие систему и подсистемы, ком­петенцию, права и обязанности органов и должностных лиц. На­пример, статьи многочисленных положений о различных мини­стерствах и других субъектах государственного управления;

• процессуальные, определяющие методы (способы), поря­док, процедуры деятельности по реализации прав и обязанно­стей, например разделы КоАП, регулирующие производство по соответствующим категориям дел.

Большое значение имеет деление административно-правовых норм по порядку действия во времени. Общим правилом являет­ся то, что они вступают в силу с момента их доведения до сведе­ния исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия. Нормативный акт обратной силы не имеет, а исключе­ния оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Различают нормы, действующие на территории России, субъектов Федерации или региона; нормы общего и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного министерства и т.п.), т.е. на так называемых специальных субъектов.

Реализация административно-правовых норм означает прак­тическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведе­ние в жизнь содержащихся в них различным образом выражен­ных волеизъявлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет, методы и источники административного права | Правовой статус субъектов административно-правовых отношений 2.2.1. Административно-правовой статус гражданина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.