КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы административного права
Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления. Большая часть норм административного права носит императивный (повелительный) характер, поскольку в них выражается государственная воля. Их реализация обеспечивается организационными и стимулирующими средствами, подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства. Целям исполнения законов служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. Поскольку нормы законов обычно не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые федеральным и региональными органами исполнительной власти. Как и любая другая норма права, административная состоит из: • гипотезы — указания на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые ею, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения, например, в соответствии со ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет;
• диспозиции — самого правила поведения (предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого); • санкции — неблагоприятного последствия, наступающего для нарушителей установленного данной нормой правила. Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их деления на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; положение участников правоотношения; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты — совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм: · закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений в сфере исполнительной власти; · определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию органов исполнительной власти (управляющей подсистемы); · определяющие основные положения об организации и правовом положении юридических лиц (управляемой подсистемы); · определяющие формы и методы осуществления исполнительной власти; · закрепляющие основные положения о государственной службе и государственных служащих; · устанавливающие ответственность за различные правонарушения, не являющиеся преступлениями; · регулирующие способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти; · определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами.
Деление административно-правовых норм по правовым институтам (по содержанию) имеет большое значение при изучении курса административного права, позволяя объемный нормативный материал группировать в определенной последовательности. По форме выражения административно-правовые нормы бывают запрещающими, обязывающими, уполномочивающими (дозволительными), стимулирующими (поощрительными) и рекомендательными. Уполномочивающие (дозволительные) правовые нормы определяют возможность выбора варианта действия. Например, в ст. 92 Водного кодекса сказано, что водопользователи при использовании водных объектов имеют право: осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством; получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством. С точки зрения положения участников правоотношения (адресатов предписаний) различаются нормы: • устанавливающие взаимные права и обязанности субъектов, не подчиненных друг другу. Например, ст. 16 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» определяет взаимоотношения органов внешней разведки России с федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами; • устанавливающие порядок взаимоотношений государственных и негосударственных органов. Например, отношения, складывающиеся между органами государственного управления и акционерными обществами, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; • устанавливающие права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти (например, ст. 27, 30, 32, 33, 41— 45, 58, 59 Конституции РФ); • определяющие правовое положение государственных служащих (ст. 9—20 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»); • устанавливающие правовое положение юридических лиц. Например, Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержденный постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. № 908.
В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различаются нормы: • материальные, определяющие систему и подсистемы, компетенцию, права и обязанности органов и должностных лиц. Например, статьи многочисленных положений о различных министерствах и других субъектах государственного управления; • процессуальные, определяющие методы (способы), порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей, например разделы КоАП, регулирующие производство по соответствующим категориям дел. Большое значение имеет деление административно-правовых норм по порядку действия во времени. Общим правилом является то, что они вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте. Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия. Нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте. Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Различают нормы, действующие на территории России, субъектов Федерации или региона; нормы общего и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера. По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного министерства и т.п.), т.е. на так называемых специальных субъектов. Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |