КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правовой статус муниципального служащегоПонятие и сущность прохождения государственной службы Прохождение государственной службы — система юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение — динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, его карьера. Основные элементы прохождения службы: 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация и повышение квалификации; 3) присвоение чинов (персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т.д.); 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлечение к ответственности; 7) прекращение службы. Если 4—6 элементы факультативные, то все остальные — обязательные. Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего. Ведение нескольких личных дел на одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о его политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается. Указом Президента РФ о порядке ведения личных дел от 1 июня 1998 г. №641 установлен перечень документов, которые приобщаются к личному делу служащего. Это заявление о согласии на замещение государственной должности России или о вступлении на федеральную государственную службу; копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы; медицинское заключение; копии решений о назначении лица на государственную должность России или государственную должность федеральной государственной службы, об освобождении лица от замещаемой должности иего перемещении; сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности; справка о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности России или государственной должности федеральной государственной службы; данные об ознакомлении лица с документами его личного дела; копии решений о присвоении лицу квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания), о поощрении, о наложении дисциплинарного взыскании до его снятия или отмены. Кроме того, в личном деле могут находиться материалы проверок и некоторые иные документы. Личные дела хранятся кадровой службой в течение десяти лет со дня прекращения лицом государственной службы. Поступление на государственную службу. Статьей 21 Закона об основах государственной службы предусмотрено, что назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется: • на государственные должности государственной службы категории «Б»— по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц, или государственных органов; • на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом; • на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. Процедура приема (поступления) на службу состоит из четырех этапов: 1) выявление вакантной должности, информирование об этом, объявление конкурса; 2) выбор кандидата; 3) юридическое оформление замещения должности (приказ, контракт); ^вступление в должность. Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях 1) судебного признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) лишения его права судом занимать государственные должности в течение определенного срока; 3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; 4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) недостаточного знания государственного языка; 7) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 8) отказа от представления сведений об имущественном положении; 9) отсутствия необходимого образования; 10) несоответствия возраста установленным показателям. Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный срок (не более пяти лет). Служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Со дня замещения должности засчитывается стаж государственной службы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Он включает в себя и время работы (в том числе на выборных должностях) в органах местного самоуправления. Аттестация государственного служащего. В целях определения служебного соответствия работников предъявляемым требованиям действует система аттестаций. Условно ее можно разделить на общую и персональную. Общая проводится через определенные промежутки времени (раз в 3—5 лет) как очередные мероприятия по работе с кадрами, но может быть и внеочередной. В результате принимается решение: соответствует, не полностью соответствует, достоин повышения. Проводится аттестация специально создаваемыми аттестационными комиссиями. Персональная аттестация проводится в тех ведомствах, где сотрудники имеют звания, классные чины. Она связана с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Особенность заключается в том, что аттестация всегда проводится в отношении отдельных служащих, связана с подготовкой важных для служащего решений. Государственный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности с его согласия приказом руководителя органа государственной власти переводится на другую государственную должность. В случае отказа от перевода трудовые отношения с ним прекращаются. Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям соответствующих групп. Они присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранение их при переводе на иные государственные должности, аттестации устанавливаются федеральным законом. Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе служащего для присвоения ему по результатам экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность. Государственным служащим могут быть присвоены следующие (всего их 15) квалификационные разряды: • действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса — замещающим высшие государственные должности; • государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса— замещающим главные государственные должности; • советник РФ 1, 2 и 3 класса — замещающим ведущие государственные должности; • советник государственной службы 1, 2 и 3 класса — замещающим старшие государственные должности; • референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — замещающим младшие государственные должности. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ. Законодательство субъектов Федерации тоже, как правило, предусматривает присвоение государственным служащим соответствующих субъектов квалификационных разрядов. Повышение по службе (продвижение по службе). В п. 10 ст. 21 Закона об основах государственной службы закреплен институт ротации, т.е. командирование (направление) служащего с его согласия в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности по его специальности на срок до двух лет. В продвижении по службе значительное место занимают правовые условия продвижения по службе, под которыми понимаются такие фактические обстоятельства, с наступлением которых у служащего возникает право на продвижение по службе. Такие условия в каждом государственном органе конкретизируются в зависимости от специализации. В ряде отраслевых нормативных актов в качестве условия производства в классный чин или специальное звание без соблюдения очередности называется выдвижением на вышестоящую должность. В науке и на практике признаются два принципа назначения на более высокие должности: принцип старшинства и принцип заслуг. В первом случае продвигается служащий, который более длительный срок работает на непосредственно нижестоящей должности, справляется со своими обязанностями и при этом отсутствуют обстоятельства, препятствующие его пути «наверх» (возраст, здоровье и т.д.). Принцип заслуг исходит из того, что на более высокую должность следует выдвигать тех, кто лучше проявил себя, чьи качества больше соответствуют такой должности. Государственная служба прекращается: • по личному заявлению государственного служащего; • по инициативе руководителя государственного органа, по решению коллегиального органа (правительства и др.); • по иным установленным законом основаниям. Например, служащими на должностях категории «Б» в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории «А». Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. Допускается продление нахождения на службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. Помимо оснований, предусмотренных законодательством о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае: • достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; • прекращения гражданства России; • несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего; • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; • возникновения других обстоятельств, предусмотренных законом. Положением о федеральной государственной службе особо регулируются основания отставки федеральных государственных служащих (п. 33): 1) достижение предельного для государственной службы возраста; 2) заявление о добровольной отставке в связи с достижением возраста, при котором в России назначается пенсия по возрасту на общих основаниях; 3) инициатива служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе; 4) временная отставка; 5) инициатива государственного служащего, занимающего высшую или главную государственную должность, в связи с несогласием с решениями и действиями государственного органа или вышестоящего для государственного служащего руководителя; 6) ликвидация государственной должности. Поощрение государственных служащих. Поощрение — это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями: • фактическим основанием является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти; • связано с оценкой уже совершенных деяний; • персонифицировано; • состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами; • косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Виды правовых поощрений устанавливаются законами (федеральными, субъектов Федерации), актами государственной администрации (Трудовой кодекс РФ, УИК, Положение о государственных наградах РФ). По содержанию различаются три разновидности поощрительной деятельности государственной администрации. Она: 1) устанавливает виды, порядок поощрения и поощряет; 2) на основе законов оформляет соответствующие дела и принимает решения о поощрении конкретных субъектов; 3) на основе законов, указов президентов оформляет соответствующие дела и направляет их президентам, в законодательные органы и суды общей юрисдикции для решения вопросов о поощрении. С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т.д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку. В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средства— это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный симпозиум за рубежом, и повышение по службе и т.д. Все основания (заслуги) можно разделить на абсолютные и относительные. Абсолютные — подлинные заслуги (например, добросовестное выполнение трудовых, служебных, родительских и иных постоянных обязанностей), относительные— полезные действия по устранению вредных последствий ранее совершенных нарушений, по исправлению, перевоспитанию. Последние регламентируются УК, КоАП, дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. На основании норм административного права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллективных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: железные дороги, пароходства, города, в прошлом награждались области и республики. Если в качестве критерия группировки взять за основу правовой статус субъекта, отмечающего отличившихся, то можно говорить о федеральной, региональной, местной и локальной государственной администрации. На федеральном уровне поощрение производится: • Президентом РФ. Он награждает государственными наградами, присуждает Государственные премии; • Правительством РФ; • центральными органами исполнительной власти специальной компетенции России; • иными центральными органами (Банк России, Генеральная прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ). На региональном уровне награды раздают главы исполнительной власти, правительства, министерства и другие центральные органы субъектов Федерации. На местном уровне поощряют руководители государственных районных, городских, межтерриториальных органов (начальники ОВД, налоговых инспекций, военные комиссары и др.). На локальном уровне поощрительную деятельность осуществляют администрации государственных организаций, командиры строевых подразделений и соединений. Дисциплинарное производство. Наряду с поощрением законодательство предусматривает юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права, она регулируется в особом порядке) и уголовную. Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий за виновное совершение ими правонарушения, т.е. за такие поступки и действия, которые юридически признаны как противоправные. Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновное нарушение правил государственной службы, не преследуемое в уголовном порядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.). Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Закон об основах государственной службы, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции и др. Статья 14 Закона об основах государственной службы устанавливает, что дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента РФ и решений судов. По вопросам ответственности за должностные проступки Президентом РФ издан специальный Указ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». В нем, в частности, предусмотрено, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного, квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). В Законе об основах государственной службы содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5 (признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина), ст. 10 (исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан). Могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемых как должностной проступок. Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место и не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки не совместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей. Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. На этот счет применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, соответствующие положения о прохождении службы. Муниципальная служба— самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение ст. 21 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий (ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Муниципальными служащими являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления (ст. 21), т.е. осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий и не относящиеся к категории государственных служащих. Основные задачи муниципальной службы: а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; г) защита прав и законных интересов муниципального образования. Муниципальные служащие классифицируются по двум группам: 1) выборное должностное лицо местного самоуправления— должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (например, глава муниципального образования); 2) должностное лицо местного самоуправления, замещающее муниципальную должность путем заключения трудового договора и наделенное по должности организационно-распорядительными полномочиями (руководители структурных подразделений администраций и др.). В соответствии со ст. 21 Закона об общих принципах организации местного самоуправления правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации и федеральным законом. На муниципальных служащих распространяются следующие ограничения, связанные с государственной службой: а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; в) принимать участие в забастовках; г) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним (ст. 11 Закона об основах государственной службы). В органах местного самоуправления, как и в государственных органах, нельзя образовывать структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |