Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие избирательной системы и избирательного права

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РБ

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ

Институт прав и свобод является центральным элементом в современном конституционном праве. Философской основой этого института служит учение о свободе как естественном состоянии человека и как высшей ценности его после самой жизни. Нормативно-правовое закрепление естественно-правового понимания свободы происходит из 18 века. Декларация Независимости США – первый документ, в котором были закреплены права и свободы.

К середине 20 века практически исчезли тоталитарные режимы, а права и свободы приобрели международно-правовое признание и получили правовое закрепление. Современное учение о правах и свободах выражается в этих положениях:

1. Все люди свободны от рождения, поэтому никто не вправе отчуждать их естественные права à главная задача государства – охрана и обеспечение этих прав

2. Свобода – то, что не мешает другим à она не абсолютна, а ограничена свободой других людей. Основой свободы является равенство возможностей для всех

3. Границы свободы могут быть определены только законом, в этом смысле закон выступает как мерило свободы. Свобода и правопорядок не являются антогонистами, если закон демократический. Поэтому в демократическом государстве действует принцип «все, что не запрещено, - разрешено»

4. Дозволенное определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но при этом никакой набор прав не исчерпывает содержание свободы

5. Ограничение прав возможно только с целью способствовать общему благу в демократическом обществе

Избирательная система в широком смысле слова – порядок формирования представительных органов государства, которые включают в себя принципы и условия участия граждан в выборах, а также организацию и порядок их проведения. Под избирательной системой РБ понимаются выборы в Президенты, депутатов палаты Представителей, членов Совета Республики, депутатов местных советов. Эти вопросы регламентируются КРБ и кодифицированным законом – Избирательным кодексом.

Избирательная система в узком смысле – система распределения депутатских мандатов (система определения результатов выборов). Классификация:

1. Мажоритарная система

2. Пропорциональная система

3. Смешанная система

В РБ действует мажоритарная система. В первом туре голосования необходимо набрать абсолютное большинство голосов (50% голосов избирательного корпуса + 1 голос). Во втором туре используется мажоритарная система относительного большинства (необходимо набрать больше голосов избирателей, чем любой другой кандидат).

Порядок выборов и избирательная система регулируются нормами КП, которые формируют избирательное право. Термин «избирательное право» как институт конституционного права употребляется в науке в двух смыслах – в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле, избирательное право – совокупность норм, регулирующих фактически общественные отношения, складывающиеся в сфере выборной деятельности.

В субъективном смысле – гарантированная гражданину государством возможность принимать участие в выборах в двух формах – в активной и пассивной.

Активное избирательное право – право участвовать в избрании выборных лиц. Это право возникает у гражданина с момента возникновения у него правосубъектности. Право связано с процессом избрания.

Пассивное избирательное право – право быть избранным и избираться в выборные органы государственной власти и местного самоуправления. Связано с правами: выдвинуться кандидатом на избираемую должность, право быть зарегистрированным в качестве кандидата, право проводит предвыборную избирательную агитацию, пользоваться другими правами кандидата.

Избирательная процедура построена на определенных принципах:

1. Они традиционны для демократических государств

2. Выборы – всеобщие, прямые, свободные, равные, тайные

Не допускаются к выборам лица, не достигшие 18 лет, недееспособные и заключенные под стражу.

Выборы свободные – лица, допущенные к выборам, сами решают голосовать или нет.

Для каждого кандидата создаются равные по численности избирательные округа.

Прямота. Депутаты избираются гражданами непосредственно (необходимо личное присутствие на избирательном участке), результаты голосования не подлежат никакому утверждению.

Тайность. Ст. 68 КРБ закрепляет этот принцип, подразумевает такое проведение выборов, при котором контроль волеизъявления избирателей в ходе выборов запрещается. Обеспечивается тем, что бюллетени анонимны, голосование производится в тайной комнате, опечатанная урна с бюллетенями.

Выборы проводятся по избирательным округам. Совокупность всех избирателей страны называется электоратом (избирательным корпусом). Избирательный округ – территориальная единица, от которой избирается выборное лицо. На территории Беларуси 110 избирательных округов. Для проведения выборов образуются следующие округа:

1. По выборам в областные советы депутатов от 40 до 60 избирательных округов

2. По выборам в Минский городской совет от 40 до 60 ИО

3. По выборам в районные советы депутатов и в городской совет депутатов необластного уровня от 25 до 40 ИО

4. По выборам в городские советы от 15 до 25 ИО

5. По выборам в сельские советы от 11 до 15 ИО

6. Среднюю численность избирателей по округу определяет Центральная Избирательная Комиссия

7. Численность избирателей в избирательном округе определяется из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на данной территории.

От каждого избирательного органа в палату представителей избирается один депутат. Избирательные округа организуются ЦИК по представлению областных и минского городского исполнительного комитета. Избирательные округа в областные, Минский городской советы образуются территориальными избирательными комиссиями по представлению исполнительных комитетов. Для проведения голосования территории ИО делятся на избирательные участки. Избирательные участки образуются с числом не менее 20 и не более 3 000 избирателей.

Участки голосования могут быть образованы в санаториях-профилакториях и воинских подразделениях. Участки для голосования должны образовываться не позднее 25 дней до начала референдума, не позднее 2 месяцев до выборов. Голосование может производиться и по вопросу отзыва депутата. Вся работа по организации и проведению выборов ложится на специальные комиссии:

1. По выборам Президента РБ

2. По выборам депутатов в Палату представителей

3. По выборам депутатов местных советов

4. По референдуму

5. Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК)

Центральная избирательная комиссия – решает целый ряд вопросов, организует в пределах своих полномочий выборы Президента, депутатов парламента, членов Совета Республики, депутатов местных советов, референдумы; решает основные вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов. Комиссия осуществляет на всей территории РБ контроль за исполнением законодательства, возглавляет систему действующих республиканских референдумов и избирательные комиссии. Является юридическим лицом, поэтому имеет собственную печать, наименование и счет в банке (через него финансируются избирательные кампании).

Полномочия ЦИК (ст. 33 Избирательного Кодекса РБ):

1. Организует проведение всех выборов и референдумов

2. Осуществляет контроль за исполнением законодательства о выборах на всей территории РБ

3. Осуществляет руководство деятельностью комиссий по выборам Президента, иных избирательных комиссий, комиссий по референдуму и проведения голосования об отзыве депутата

4. Оказывает комиссиям методическую и организационно-техническую помощь по осуществлениям их деятельности. В некоторых случаях эта комиссия может решить вопросы, отнесенные к компетенции нижестоящих комиссий

5. Образуют избирательные округа по выборам в палату Представителей

6. Устанавливает среднюю численность избирателей на избирательном округе.

7. Решает вопросы о порядке образования участков для голосования

8. Дает заключения о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики

9. Регистрирует выдвинутых кандидатов

10. Подводит итоги голосования по выборам в члены Совета Республики

11. Публикует списки избранных членов Совета Республики

12. Созывает Совет Республики на первую сессию после выборов

13. Проводит регистрационную работу. Регистрируются инициативные группы граждан, продвигающие кандидата

14. Регистрирует кандидатов в Президенты РБ, а также их доверенных лиц, выдает соответствующие удостоверения

15. Регистрирует инициативные группы граждан по проведению республиканских референдумов и вопросы, выносимые на республиканский референдум

16. Регистрирует инициативных групп избирателей по сбору подписей за отзыв депутата палаты Представителей

17. Определяет порядок использования средств массовой информации в проведении предвыборной кампании. Она же составляет и утверждает сметы расходов по проведению выборов в пределах средств, выделенных из государственного бюджета

18. Создает внебюджетный фонд по проведению выборов. В него возможно добровольное внесение пожертвований

19. Утверждает устав об этом фонде

20. Распределяет денежные средства, выданные из республиканского бюджета по комиссиям (информирует Палату Представителей)

21. Публикует отчет о расходовании средств внебюджетного фонда

22. Устанавливает форму бюллетеней и бланков

23. Заслушивает сообщения государственных органов по любым вопросам, связанным с подготовкой к выборам и референдумам; комиссия подводит итоги выборов, освещает в СМИ, регистрирует избранных депутатов, созывает первую сессию Палаты Представителей, выдает избранному Президенту и членам Совета Республики документы об их избрании, принимает решения, связанные с проведением второго тура голосования или повторных выборов. Решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов палаты Представителей

24. Рассматривает жалобы на действия избирательных комиссий

25. Изучает и обобщает практику применения законодательства о выборах, создает рабочие группы для правового и технического обеспечения проведения выборов, устанавливает и развивает связи с избирательными комиссиями других государств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства | Президент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.