Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический рост и продолжение реформ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ в 2000-2003 гг.

H

нена запланированная на 2003 г. федеральная целевая программы по восстановлению разрушенного хозяйства. Восстановлены тыся­чи индивидуальных и 12 муниципальных домов, 17 школ, 20 объ­ектов здравоохранения. Удалось восстановить практически все го­родские канализационные, тепловые и водопроводные сети в Гроз­ном. В бюджете на 2004 г. сумма федеральной целевой программы составляет 4,1 млрд р. Почти все эти деньги пойдут на финанси­рование переходящих объектов, строительство которых уже было начато в 2003 г. Постепенно в республику возвращаются вынуж­денные переселенцы из Ингушетии.

Когда обязанности президента перешли к В. В. Путину, для раз­работки экономической программы новой власти был создан Центр стратегических разработок, который возглавил малоизвестный в ту пору заместитель министра имущественных отношений Г. О. Греф. Целью программы стало создание рынка, основанного на частной инициативе, освобожденной от чиновничьего произвола. Предпола­галось заново отстроить властную вертикаль, провести судебную реформу, ликвидировать сращивание крупного бизнеса с властью, освободить экономику от излишнего и неоправданного вмешатель­ства государства, выровнять условия конкуренции, снизить нало­говое бремя и государственные расходы. Большой блок реформ на­мечался в социальной сфере — жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др.

Для практической реализации заявленных реформ складыва­лись благоприятные условия. Менее чем через два года после кри­зиса 1998 г. в стране начался устойчивый экономический рост. Це­ли реформ получили поддержку законодательной власти. Детально отраженная в программе действий правительства дальнейшая мо­дернизация экономики и социальной сферы имела большие шансы на успех в условиях, когда Государственная Дума третьего созыва в подавляющем большинстве поддерживала те инициативы, которые вносились в парламент президентом и правительством. Благодаря этому были приняты законы, необходимые для того, чтобы струк-


турные преобразования в экономике и социальной сфере начались или стартовали в самое ближайшее время.

Главным достижением правительства М. М. Касьянова в 2000 г. стало проведение налоговой и тарифной реформ. Введение в России самых низких в Европе ставок подоходного налога с физических лиц (13%) и снижение налога на прибыль организаций (до 35%) повышали уровень доверия между государством и налогоплатель­щиками, государством и бизнесом и способствовали постепенному выведению экономики из тени и соответственно росту собираемости налогов.

Бюджет 2001 г. стал первым бездефицитным бюджетом за всю постсоветскую историю России, и это был первый бюджет, разра­ботанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000 г. Приоритетной задачей бюджета на 2001 г. было объявлено сокращение государственного долга. И он действи­тельно сократился.

Принятый в декабре 2001 г. закон о приватизации государствен­ного и муниципального имущества подвел черту под десятилетием массовой, зачастую хаотичной приватизации государственной соб­ственности — яркой приметы российской экономики 90-х годов. Те­перь для государства вводились приватизационные «правила иг­ры»: депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство — возможность осуществлять планиро­вание и общее руководство процессом приватизации, не согласовы­вая план продажи каждого конкретного предприятия с Думой, а президент — право формировать перечень стратегических предпри­ятий и определять возможность их приватизации. Таким образом, появилась необходимая правовая база, на основе которой можно было предметно говорить о «законной» и «незаконной» привати­зации. При составлении списка государственных унитарных пред­приятий (ГУП), предлагаемых к приватизации в 2002 г., Министер­ству имущественных отношений РФ пришлось выдержать серьез­ный натиск отраслевых ведомств, которым не хотелось расставать­ся с подведомственной государственной собственностью. К прива­тизации был намечен ряд предприятий в топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, угольной промышлен­ности, на транспорте и другое имущество. Выполнение программы приватизации уже в 2002 г. привело к поэтапному разгосударствле­нию ряда отраслей экономики. По состоянию на 1 июня 2003 г., в Российской Федерации насчитывалось 9860 федеральных госу-


дарственных унитарных предприятий. В собственности государства находились также пакеты акций 4205 акционерных обществ.

Состояние российской экономики в начале XXI в. существенным образом отличалось от того, каким оно было в 1997-1998 гг., т.е. перед августовским кризисом. Экономика демонстрировала множе­ство признаков достаточно устойчивого роста. 5-процентный рост ВВП в 2001 г. был одним из самых высоких в мире и впечат­ляющим на фоне экономического спада в ряде развитых держав. Росли промышленное производство, потребительские расходы, роз­ничная торговля, снижалась безработица, инфляционные процессы контролировались правительством и темпы инфляции не выходили за бюджетные параметры. Начали регулярно выплачиваться пен­сии и престали быть хроническими задержки зарплаты. По целому ряду показателей был преодолен докризисный уровень в потреб­лении. Значительные суммы россияне стали тратить на покупку автомобилей, бытовой, аудио- и видеотехники, на ремонт квартир и стройматериалы. Статистика регистрировала сокращение числа забастовок в 10 и более раз. Россия получала дополнительные до­ходы от высоких мировых цен на нефть, вдвое увеличила золо­товалютные резервы. В предкризисном 1997 г. объем неденежных расчетов в экономике был весьма высок — 40-50%, теперь доля бар­тера составляла всего 12-13%. Утратила свою прежнюю болезнен­ность проблема уплаты налогов в бюджет. В 2000-2002 гг. резко улучшилась ситуация с поступлением налогов в бюджет, что поз­волило 90% расходов бюджета покрывать за счет регулярных-На­логовых поступлений, чего не наблюдалось с 1990 г. При этом со­здавались резервы, с помощью которых можно было обеспечить платежи будущих периодов, в том числе долговые. Правительство, изучив «уроки прошлого», возможности реагирования на серьез­ные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, заранее выра­батывало необходимые меры, создавая себе маневр для принятия оперативных решений. Так, бюджеты страны начиная с 2002 г. ста­ли приниматься с профицитом.

Есть еще один важный показатель оздоровления экономики — сужение теневого сектора. Продолжение реформ в налоговой сфе­ре, снижение административных барьеров, стимулирование вывода заработной платы из «тени» усиливало эту позитивную тенденцию. Началась реальная борьба с отмыванием незаконно полученного капитала. После принятия законопроектов по дебюрократизации экономики (сокращение на порядок количества видов деятельно-


сти, подлежащих лицензированию и пр.) улучшился инвестицион­ный климат. Россия сохранила свои позиции на международных нефтяных рынках. Объем добычи нефти и газового конденсата в России в 2002 г. составил 379,63 млн т и был рекордным за период с 1992 г.

При этом экономический рост происходил в условиях постепен­ного исчерпания действия факторов, положительно влиявших на экономическую динамику в первые годы посткризисного перио­да. Это говорило о постепенной адаптации хозяйствующих субъек­тов на микроэкономическом уровне к эффективной деятельности в условиях рынка.

Успехи российской экономики были оценены и Западом. В июне 2002 г. США и ЕС признали российскую экономику рыночной, а в октябре этого же года Россию исключили из «черного списка» FATF —списка государств, недостаточно активно борющихся с от­мыванием незаконных капиталов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чеченский кризис | Нерешенные вопросы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.