Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1 Общие положения

Статья 19 Федерального Закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает, что неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Данная статья носит в основном информационно-ознакомительный характер. При этом она вводит в сложный механизм отношений института ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны. Ее реализация возможна лишь в итоге обеспечения взаимосвязи этой статьи с нормами, закрепленными в других статьях того же нормативного правового акта или других нормативных правовых актов. С одной стороны, они гарантируют соблюдение норм, закрепленных федеральным законом «О гражданской обороне», должностными лицами и гражданами, а с другой - отсылают к специальным нормативным правовым актам, регламентирующим состав правонарушения и объем ответственности.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим состав административных правонарушений и административную ответственность за невыполнение или нарушение должностными и юридическими лицами обязанностей в области гражданской обороны, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Основанием для возложения административной ответственности за нарушения правил гражданской обороны служит факт нарушения правил должностными лицами, отвечающими за соответствующие вопросы в области гражданской обороны.

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны - статьей 20.7 Кодекса «Нарушение правил гражданской обороны».

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 28.3 Кодекса вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса,должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Кодекса только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса.

На основании статьи 13 Федерального закона «О гражданской обороне» на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, возлагаются осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868, установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Следовательно, ни одному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», положениями о них, кроме МЧС России, такого права по осуществлению надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны не предоставлено.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Перечень должностных лиц МЧС России, обладающих полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 Кодекса, установлен Приказом МЧС России от 26.01.2009 N 28 "Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2009 г., регистрационный N 13389).

Должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение правил гражданской обороны, предоставлено право руководствоваться следующими статьями Кодекса:

Часть 1 статьи 19.4. «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Часть 1 статьи 19.5. «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.6. «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 19.7. «Непредставление сведений (информации)»

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.5. «Нарушение требований режима чрезвычайного положения»

Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Статья 20.7. «Нарушение правил гражданской обороны»

Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Нарушения правил гражданской обороны оказывает существенное влияние на выполнение системы мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», при нарушении Типового договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также при невыполнении мероприятий гражданской обороны, в частности, в отношении нарушения правил использования и содержания технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, к должностным лицам - руководителям предприятий, учреждений и организаций может быть применено административное взыскание, предусмотренное статьей 20.7 Кодекса.

Привлечение должностного лица к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, приведшего к нарушению правил гражданской обороны, изложенных в статье 20.7 Кодекса, за которое предусмотрено наложение административного взыскания на должностных лиц, рассматривается по пяти позициям:

Вопрос № 2. Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения

Среди практических задач системы гражданской обороны эксплуатация технических систем управления и средств оповещения населения является одной из наиболее приоритетных. Потеря связи, а значит и управления, а также отсутствие оповещения может привести к необоснованным и широкомасштабным потерям, как людских ресурсов, так и материальных ценностей.

Установленного нормативными правовыми актами термина «технические системы управления гражданской обороны» нет, вместе с тем в комментариях к Федеральному закону от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к этому понятию относятся пункты управления, узлы связи пунктов управления с установленным уровнем защищенности, системами жизнеобеспечения, укомплектованные установленными средствами связи, оповещения и информирования, способные разместить соответствующие органы управления и технический персонал, обеспечить приведение в готовность органов управления, сил и средств гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач, оперативное доведение до исполнителей управленческих решений и получение необходимой информации.

Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны осуществляется при факте нарушения требований нормативных документов.

Оценка условий эксплуатации пунктов управления, размещаемых в защитных сооружениях, осуществляется на основании Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В системе гражданской обороны созданы автоматизированная система централизованного оповещения и локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - это доведение до населения сигналов об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического, биологического заражения, о стихийных бедствиях и т.д.

Для оповещения используются следующие виды связи: проводная, радиосвязь, космическая радиосвязь, сотовая, оптико-электронная, автоматизированная, сигнальная.

Передача различных видов сообщений (телефонное, телеграфное, видео-телеграфное, передача данных) производится по выбранному виду связи или по их сочетанию в системах централизованного оповещения.

Выбор вида связи или их совокупности для передачи сигналов гражданской обороны определяется их наличием, исправностью, своевременностью подключения, а также содержанием и условиями решения практических задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 01.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, а следовательно, и за соблюдение правил использования и содержания локальных систем оповещения возложена на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. В данном постановлении также установлены зоны действия локальных систем оповещения, несоответствие которых рассматривается как нарушение правил использования систем оповещения.

Правила эксплуатации, технического обслуживания средств связи и систем оповещения изложены в Положении по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения и связи гражданской обороны, утвержденном и введенном в действие приказом Начальника ГО СССР от 3.03.1988г., а также в Положении о системах оповещения гражданской обороны, введенном в действие совместным приказом МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 7.12.1998г. № 701/212/803.

При нарушении правил эксплуатации технических систем управления и правил использования и содержания систем оповещения, изложенных в вышеназванных документах, к должностным лицам, ответственным за их эксплуатацию, может быть применено административное взыскание, предусмотренное статьей 20.7 Кодекса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 10. Порядок оформления результатов проверки | Вопрос № 3. Нарушение правил эксплуатации объектов ГО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.