КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неотомизм
Современная западная философия. Современная западная философия: общая характеристика и основные направления Западная философия XX в. — это целый ряд самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными требованиями науки. Среди всего этого многообразия есть и очень влиятельные школы, и узкие, частные направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии. Вместе с тем эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени: 1) все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; 2) беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров; 3) глобальные проблемы человечества; 4) анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; 5) вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы. Такой широкий пласт проблем выразился в таких философских направлениях, как неокантианство, аналитическая философия, персонализм, неотомизм, критический рационализм, феноменология, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, философская герменевтика, структурализм, постструктурализм и др.
Неотомизм - течение современной философии, базирующееся на философии Фомы Аквинского. В 1879 г. была опубликована энциклика папы Льва ХШ, в которой томизм был провозглашен официальной философской доктриной Ватикана. Центрами по развитию и пропаганде томизма стал ряд католических институтов (Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, университет Нотр-Дам в США и др.). При этом наряду с попытками сохранить томизм в неизменном виде (палеотомизм) неизбежно шла реконструкция и модернизация томизма, приведшая к появлению неотомизма. К крупнейшим представителям неотомизма можно отнести Э. Жильсона, Ж. Маритена, Э. Корета, К. Ранер, К. Войтылу (папа Иоанн Павел II).
Неотомизм впитал в себя многие идеи философии XIX-XX вв. Особенно активно процесс ассимиляции современных философских идей пошел после II Ватиканского собора (1962-1965), принявшего курс на обновление католицизма. В настоящее время неотомизм является наиболее влиятельным и авторитетным философским течением в католицизме. В неотомизме (как и в томизме) сохраняется фундаментальный для христианства тезис о сотворении мира Богом из ничего. Как и Фома Аквинский, Жильсон и Маритен утверждали, что только в Боге имеет место совпадение сущности и существования (экзистенции). Для всех объектов тварного мира их сущность (форма) предшествует существованию, находясь в уме Бога. Творя мир, Бог дарует им существование, наделяя мир собственной экзистенциальной полнотой. Каждый объект тварного мира представляет собой соединение формы (сущности) и материи. Материя при этом трактуется как сотворенное Богом совершенно пассивное начало, чистая возможность, которая становится действительностью только при наличии формы. Тварный мир обладает иерархической упорядоченностью: первоматерия, мир неорганической природы, мир растений, мир животных, мир человека, мир ангелов. Высшая сущность бытия - Бог - является в принципе непознаваемым. Но поскольку тварный мир - это творение Бога, то изучение этого мира позволяет человеку что-то узнать и о самом Творце.
В теории познания неотомизма различается истина онтологическая и логическая. Онтологическая истина состоит в соответствии сути тварного объекта замыслу Творца (форме, существующей в Его уме). Логическая истина связана с познавательными способностями человека, а значит, всегда ограничена и субъективна. Любой существующий объект может рассматриваться с разных сторон. Так, изучая, например, собаку, физик будет исследовать ее физические параметры, химик - химические процессы, про исходящие в ее организме, биолог - биологические, психолог - ее поведение и т.д. Таким образом, только соединяя подходы различных естественных наук, мы можем получить более или менее точное научное представление о соответствующем объекте. Но научное познание - не единственное существующее, кроме него есть еще обыденное, религиозно-философское и богословское. Поэтому максимально полное знание о любых объектах мы можем получить, только соединяя все эти подходы. Отсюда фундаментальный вывод неотомистов: наука, с одной стороны, и философия с богословием - с другой, должны дополнять друг друга. Поскольку Откровение получено людьми от Бога - Творца мира, то между Откровением и результатами научного исследования мира не может быть принципиальных противоречий. Таким образом обосновывается учение о гармонии знания и веры Фомы Аквинского. Сам процесс человеческого познания трактуется как «дематериализация» изучаемых объектов, т.е. освобождение их от «материи» и приближение к постижению чистой «формы». Чувственное познание порождает различные чувственные образы, а интеллект про изводит их обработку и порождает понятия, позволяющие нам максимально приблизиться к пониманию «форм». При этом одни неотомисты (Жильсон, Маритен) отрицали существование у человека априорных форм познания, а другие (Корет, Ранер) их признавали, обращаясь при этом к философии Канта, феноменологии, философской герменевтике и т.д. Человек понимается как соединение души и тела, в котором душа играет роль формообразующего принципа, а значит, является основой (сущностью) личности. Индивидуальность каждого конкретного человека связана с телом - материальным началом. Каждой душе присущ «естественный закон», согласно которому надо творить добро и избегать зла. Это связано с присущей душе интенции - устремленности к Богу. Эта интенция является также основой творчества и культуросозидающей деятельности человека.
В неотомизме сохраняется традиционное для христианства (и идущее еще от Августина) понимание человеческого общества и государства как «града земного». Этот «град» состоит из отдельных людей, но в то же время он есть некое надличностное образование со своими целями и принципами, которые могут по-разному истолковываться в различных эпохах и ситуациях. В настоящее время реализация этих принципов состоит в допущении разнообразных форм собственности, в идее «классового мира», м.е. примирении различных слоев общества, расширению демократических свобод и т.п. Важнейший тезис неотомизма состоит в утверждении примата общечеловеческих культурных ценностей. И задача католической церкви (аналога «града небесного» на земле) как раз и состоит во внесении высших духовных ценностей в жизнь людей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |