Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неогегельянство

Неокантианство.

Основной пафос рассуждений современных неокантианцев (Э. Кассирер, Г. Коген, В. Виндельбанд) является несовместимость общих понятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уникально и не поддается обобщению. В то же время неокантианцы признают вневременные высшие ценности — истину, добро, красоту и др., - которые характерны для человека и выделяют его из природы.

Неокантианцы противопоставляют объективное и ценностное знание. Дуализм природы и культуры не позволяет найти общий для них метод познания. В этом контексте они предлагают различать, разделять единичное и всеобщее, конечность и бесконечность, существование и сущность.

 

Неогегельянство – тече­ние в философии конца ХIХ - пер­вой трети ХХ в. В 1930 г., создана международная организация неоге­гельянства - «Гегелевский союз». Основные представители: Ф. Брэд­ли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт, Р. Коллингвуд (Великобритания), Дж. Ройс (США), Г. Боланд (Нидер­лаиды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), Т. Литт, Р. Кронер (Герма­ния), А. Кожев, Ж. Ипполит (Фран­ция). Неогегельянство трансформи­рует гегелевское учение о противо­речии, его взгляды на соотношение индивидуального и всеобщего, на государство, личность, историю, со­знание, религию. Центральный пункт гегелевской диалектики ­учение о противоположностях ­оценивается как ошибочное (Мак-Таггарт). Идея о противоре­чии заменяется концепцией «син­теза различия». Триадическая структура развертывания проти­воречий заменена Б. Кроче диа­дой. Неогегельянство делает по­пытку синтеза гегелевского уче­ния об абсолютном духе и идей персонализма и экзистенциализ­ма. Абсолютный дух рассматри­вается как совокупность индиви­дуальных сознаний (Мак-Таг­гарт), как высшая форма индиви­дуальности (Бозанкет). Филосо­фия духа, по мнению Ж. Ипполи­та, выявляет всеобщие характери­стики человеческого существова­ния. В неогегельянстве осуществ­лена попытка интерпретировать диалектический метод Гегеля как единство рационального по фор­ме и иррационального по содер­жанию. Сделаны попытки объе­динения философии Гегеля с нео­кантианством (Виндельбанд, Риккерт, Кассирер), с филосо­фией жизни (Кронер). В области философии истории, философии культуры представители неоге­гельянства стоят на различных, часто противоположных позици­ях в зависимости от своих идео­логических пристрастий. Так, в Германии с помощью идей Гегеля утверждалось абсолютное господ­ство нации, государства над атомизированными индивидами. Джентиле, официальный идеолог фашизма, рассматривал государ­ство как высшее воплощение нравственной воли. Кроче отстаивал относительную автономность сфер культуры, свободу отношений индивида к общему. Среди русских мыслителей тенденция перехода от неокантианства к неогегельянству обнаруживается в работах П.И. Новгородцева. Идея объединения русской религиозной философии, феноменологии и гегелевских идей присутствует у И.А. Ильина, который стремился создать универсальную феноменологию религиозного опыта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неотомизм | Аналитическая философия (неопозитивизм, постпозитивизм)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.