Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность несовершеннолетнего преступника

Несовершеннолетние могут выступать в качестве обвиняемых с 14 лет, а также в качестве других участников процесса.

Изучением психических особенностей, связанных с возрастом, занимается так называемая возрастная психология. При этом психология подросткового и юношеского возраста является одним из важнейших разделов возрастной психологии.

Издавна различные авторы отводили юности привилегированное положение. Эта традиция восходит к 18 веку, например, Ж.-Ж. Руссо'"

Эпоха 2-го рождения. Традиция понимать юность как драматический кризисный период сохранилась до нашего времени.

Различные авторы расходятся при определении факторов формирования личности.

1. Биогенетические концепции кладут в основу формирования личности биологические факторы созревания Родоначальник этого направления- С. Хоук- закон рекапитуляции.

Возраст до 4 лет воспроизводит животную стадию, от 3 до 8 - человеческие знания соответствуют тому периоду, когда были охота и рыболовство. 8-12 лет- конец дикости и начало цивилизации. 12-13 лет- период перехода от дикости к взрослому. Эта эпоха романтизма, внутренних и внешних конфликтов. В этот период у человека появляется чувство индивидуальности.

Хоук свел воедино большой материал, накопленный к тому времени. Но было много критики, т.к. уподобить человеческое развитие общечеловеческому нельзя.

Другой вариант биогенетической концепции представлен немецкими констит. психологами Эрнст Кречмер, Эрих Йонш. Они связывали особенности психики людей с физическими типами человека.

При этом другие последователи этого направления используют типологию на шизоидного и циклоидного типа, каждый период созревания соответствует определенному типу характера.

Главный недостаток биогенетического человека — недостаточное уделение внимания социальным факторам.

2. Антипод этого направления — персонологическое направление (личностное). (Работы немецких ученых немецких понимании психологии. Главная задача психологии — познание внутреннего мира человека, тесно связанного с культурой и историей. Юношеский возраст — это период духовного развития и главного духовного новообразования — это открытие своего "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс идет изнутри во вне.

Юность делится на 2 фазы:

- кризис самостоятельности (избавление от детской зависимости)

- кризис оторванности.(чувство одиночества)

Данная ориентация будет полезным противовесом биогенетических концепций. Была чисто субъективна. Поэтому работы этого типа редко писались под простым переживанием молодых людей.

Гештальт- психология. Кулот Левина.

Человеческое поведение — функция с одной стороны личности, с другой стороны определенная среда.

Важной проблемой переходного возраста является расширение жизненного мира, круга общения, круга людей, на которых личность ориентируется. Для переходного возраста характерна маргинальность, т.е. субъект данного возраста не примыкает ни к. детскому, ни к взрослому возрасту. Характерны внутренние противоречия, неопределенность внутренних притязаний, чрезмерная агрессивность => склонность принимать крайние точки зрения.

Напряженность и конфликтность резче, чем больше различий между.....

— Рассматривай' юность как социально-психологическое явление. Развитие ставил в зависимость от непосредственного окружения и оставлял в и теме обшесоциальная летерминантность.

Другой известный психолог — Ж. Анаже особое внимание уделял развитию интеллекта. Данный переходный возраст характеризуется переходом мышления на стадию формальных операций, склонность к теоретизированию становится особенностью. Эти теории зачастую далеки от реальности.

Особенности психики при переходе на данную стадию - это понимание мира в категории возможностей. Отсюда некоторый эгоцентризм юношеского мышления (как будто мир должен подчиняться объектам, а не наоборот.)

Нельзя не сказать о влиянии работ Фрейда. Он выдвинул ряд важных положений о действительной юношеской сексуальности. Его теории были впоследствии развиты, в том числе Э. Эриксон.

Развитие личности по Эриксону складывается из соматического развития, развития сознательного "Я" ("эго") и социального развития, которое должно изучаться общественными науками. Основной закон- эпигенетический принцип, согласно которому на каждом новом этапе развития обнаруживаются новые явления и свойства. Переход сопровождается нормативным кризисом, который связывается с нормальными трудностями роста. Переход на новую фазу развития возможен только при разрешении противоречий, характерных для предыдущих фаз.

Он делил весь жизненный цикл на 8 стадий, которые соответствовали стадиям сексуального развития Фрейда. У каждой стадии свои задачи.

1. До 1-го года. Главная задача — выражение базового чувства доверия к внешнему миру и окружающим людям. Формирование данного чувства связывается с отношениями с матерью. В противном случае возникает базовое недоверие, следовательно, чувство тревожности у взрослых.

2. Раннее детство (1-3 года). Формируется чувство автономии и личные ценности или их противоположность — стыд и сомнения. Ребенок должен стать самостоятельным, иметь способность выбора. В этом возрасте складывается чувство ответственности к дисциплине и порядку.

3. Возраст игры (3-5 лет). Формируется чувство инициативы. Если это -желание блокируется, то возникает чувство вины. На этой фазе образуется способность ставить це ль.

4. 6-12 лет. Формируется чувство эффективности и предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Главное качество, которое личность должна обрести, - компетентность. В отрицательном варианте развивается чувство неполноценности от некомпетентности, неспособности решать поставленные задачи. Складывается отношение к труду.

5. Юность. Появление чувства неловкости, индивидуальности, эгоидентичность. В отрицательном варианте возникает расплывчатое "Я", личностная неопределенность, ролевое смещение. Типичная черта — ролевой мораторий, т.е. юноша пробует себя в разных ролях, но не усваивает их окончательно, он ищет себя. Неспособность формировать чувство идентичности связана с кризисом идентичности.

6. Молодость. Характеризуется появлением потребности к интимной человеческой близости (приблизительно с 20 лет). Эриксон недостаточно конкретизирирует социально- историческое формирование личности.

Физиологический ряд развития, т.е. биологическое созревание, нельзя рассматривать отдельно от социального, т.е. от процессов социализации, и наоборот.

Понятие юности связывается с переходным возрастом, периодом полового созревания. Существует 3 этапа:

1) губертатный (младшему подростковому возрасту);

2) собственно губертатный (подросткам);

3) постгубертатный, когда организм соответствует полной зрелости (юношеский возраст).

Процессы биологического созревания протекают неравномерно, различная системы организма развиваться неравномерно.

Губертатный период — критическая фаза развития, организм переходит в новую систему, когда происходит преобразование системы для дальнейшего развития. Это повышенная восприимчивость организма к действию различных факторов. Отсюда представления об особой хрупкости психики подростка.

Оптимально сравнивать системные образования. При этом исследуются особенно 2 взаимосвязи: влияние конституционных особенностей организма (сомато- типа) и влияние темпов физического созревания. СОМАТО-ТИП деление всех в зависимости от конституциональных особенностей.

1- мезоморфный (мускулистый)

2- эндоморфный (с избытком жира)

3- эктоморфный (худой)

Телесные свойства могут влиять на поведение подростка по 3 линиям: (1) — Развить способности — возможность без труда превосходить свих сверстников.

быстрая зрелость имеет социальную ценность, вызывает у окружающих определенные чувства и ожидания. Формируется собственное "Я", в котором преломляются собственные способности и определенная оценка. Т.о., индивидуальные способности не всегда связываются с ожиданиями.

Большую социальную ценность имеет тип с признаками мезоморфности.

Связь между телосложением и психикой не прямая, а опосредованная. Телосложение может быть в ряду других причин, определяющих поведение подростка.

Социальный ряд развития - связан с переходной стадией социализации. Период перехода от детства к взрослом)' возрасту- это поворотный путь развития, изменяющий структуру, статус деятельности.

Социализации- система социальных процессов, посредством которой усваивается социальный опыт.

Смена статуса нередко оформляется обрядами.

Тип перехода часто зависит от величины разрыва требований для детей и взрослых. Переход может быть незаметен, если требование не сильно отличаются. Кроме этно-культурного развития, существуют национальные особенности протекания юности, например, конфликтность более характерна для американских школьников.

Социально-экономическое развитие также влияет. Речь идет о социальном принятии. Необходимо рассматривать и тип социально-экологического центра.

Собственно Социальное положение и род занятий, например, школьник, рабочий, ничего не делающий.

Основными факторами социального ряда развития являются институты социализации, влияние семьи, школы и иных учений, общество сверстников, средства массовой коммуникации.

Переход от детства к взрослому возрасту 11-12 лет — 23-25 (отечественная психология) делится на 3 этапа:

. Подростковый (с 11-12 лет до 14-15). Является переходным в биологическом смысле. Это возраст полового

созревания. В социальном плане- продолжение первичной социализации. Социальный статус мало отличается от детского. Характерны диспропорции в уровнях.и темпах развития. У подростков возникает чувство взрослости, это новый уровень притязаний (неоправданных). Также характерна смена морали подчинения на мораль взрослости, а отсюда конфликты. Характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, закрепляется самосознание и самооценка, что играет решающую роль в последующем личностном самоопределении.

Ранняя юность (с 14-15 лет до 18). Третий мир, который существует между детством и взрослостью. Выпадает задача многих доделок. Социально — это завершающий этап социализации. В основном это учащиеся. Особенности психики определяются.... Юношей волнуют проблемы подросткового возраста — автономия. Встают задачи реальной ориентации, определения своего места в мире, требует выражения развитых структур личности. Юношеское самоопределение- важный этап в формировании личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лидер группы | Патологические и непатологические аномии несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.