Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как же это делается?

Предприятия и их руководители предпринимают ряд мер по повышению этических форм поведения своих сотрудников в трудовой деятельности. К таким мерам относится разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению…

Этика менеджмента – это деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством. Понятие деловой этики неразрывно переплетается с понятиями: «этики бизнеса», «предпринимательской этики», «корпоративной культуры», «репутации фирмы».

В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения в целом отличается необязательностью, неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово…

И все-таки этика делового человека – основа успеха, главный показатель высокого качества организации.

При анализе корпоративной культуры организации (близко к понятию деловой этики) следует выделить три момента:

базовые предположения, которых придерживаются члены организации и которые задают ориентиры поведения ее членам;

ценности, помогающие принимать решения в конкретной ситуации;

символика, посредством которой ценности передаются членами организации.

Смысл корпоративной культуры заключается в том, чтобы цели фирмы и цели работающего в ней человека совпадали.

3. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человеческое существо. Его поведение продиктовано привычной манерой – стилем.

Основу для классификации стилей руководства составил поведенческий подход, теории стилей руководства. Согласно поведенческому подходу, эффективность организации определяется не личностными качествами руководителя, а скорее манерой поведения по отношению к подчиненным.

Стиль менеджмента (от греч. и лат. палочка, стержень для написания на восковой доске, позднее — почерк) – относительно устойчивая система способов и методов воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с поставленной целью. Это манера, способ поведения менеджера в процессе общения, воспитания, подготовки и реализации управленческих решений.

К.Левин (1939 г.) впервые исследовал влияние авторитарного, демократического и анархического стилей руководства на групповое поведение.

Классифицированы следующие (основные и не основные) стили управления:

Авторитарный (автократический) стиль. Для менеджера-автократа характерно администрирование, ограниченные контакты с подчиненными, жесткий контроль с угрозой наказания. Менеджер-автократ не проявляет интереса к подчиненным, не поддерживает инициативы, не предоставляет самостоятельности. Все внимание уделяет прибыли, производительности, качеству продукции. Игнорирует общественное мнение. Всегда приказывает, наставляет, критикует, но никогда не советует и не просит. Проявляет предвзятость в оценках, злоупотребляет наказаниями. В коллективе застой, пассивность и неудовлетворенность своей работой. Все новое воспринимает с осторожностью, в управлении пользуется одними и теми же приемами. Авторитарный стиль целесообразен при слабой дисциплине и подготовленности сотрудников, оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (коллегиальный) стиль. Является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений. Менеджер принимает наиболее важные решения с учетом мнения коллектива и инициатив подчиненных. Проявляет интерес и доброжелательность к личности сотрудников, старается быть справедливым и тактичным в споре. В коллективе формирует здоровую рабочую обстановку и благоприятный психологический климат. Демократический стиль управления возможет при высоких моральных, коммуникативных и организаторских качествах менеджера, тонко чувствующего психологию людей и учитывающего социально-психологические особенности коллектива.

Анархический (попустительский) стиль. Характерен для того менеджера, который не вмешивается в деятельность коллектива, предоставляя работникам полную самостоятельность. Управлением такую деятельность назвать трудно, так как с одной стороны, она сопровождается «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции), а, с другой, «минимумом контроля» (никто не контролирует и не оценивает выполнение задач, все пущено на самотек). Результаты работы обычно низкие, продукция не качественная. Мягкость в обращении с подчиненными мешает менеджеру приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные работники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого развивается панибратство и заискивание. В коллективе неблагоприятный психологический климат, отсутствует сотрудничество, каждый сам по себе, наблюдаются явные и скрытые конфликты, которые не старается погасить менеджер.

Непоследовательный (алогичный) стиль. Проявляется в непредсказуемом переходе менеджера от одного стиля к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский, то вновь авторитарный), что обусловливает крайне низкие результаты работы коллектива и максимальное количество конфликтов и проблем. Подобная неустойчивость в стиле характерна для молодого менеджера, пытающегося познать психологию управления и найти оптимальный стиль работы с людьми. Часто непоследовательность в управлении сочетается с осторожностью, слабой профессиональной подготовкой, сильной внушаемостью или слабоволием менеджера.

Ситуативный (гибкий) стиль. Учитывает характер решаемых задач, условий, уровней развития коллектива и профессионализма сотрудников. Так, при низком или среднем профессиональном уровне (или недобросовестности) подчиненных менеджер применяет авторитарные приемы воздействия, дает четкие указания, контролирует работу каждого и когда необходимо наказывает нерадивых. При хорошей квалификации, дисциплинированности и сознательности сотрудников менеджер применяет демократические приемы воздействия на коллектив, поощряет инициативу подчиненных, создает систему самоконтроля и привлекает наиболее способных к управлению. При высокой ответственности и профессиональной подготовки сотрудников, сплоченности коллектива, менеджер развивает самоуправление: ставит проблему, проясняет цели и предоставляет необходимые права и полномочия сотрудникам для самоконтроля и самостоятельного решения проблемы.

Стили управления по системе Р.Блейка, Д.Мутонауправленческая решетка») дают возможность определить пять характерных типов управленческого поведения:

диктатор;

демократ;

пессимист;

манипулятор;

организатор.

Лекция 4 — Сущность и классификация функций и методов менеджмента. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента. Стратегические и тактические планы.

План лекции:

1) Сущность и классификация функций менеджмента.

2) Сущность и классификация методов менеджмента.

3) Планирование и прогнозирование в менеджменте.

4) Виды и оценка планов.

1. Управление как процесс представляет собой чередование действий аппарата управления по достижению целей. Это последовательная цепочка этапов управленческих действий – реализации функциональных обязанностей:

С содержательной стороны процесс управления следует рассматривать как набор функций – непрерывных и стандартных, циклически повторяющихся и обязательных воздействий на управляемый объект с целью его продвижения к заданной цели:

С аналитической стороны – это цепочка следующих обязательных мероприятий:

Организационный аспект процесса управления раскрывает нам следующую последовательность управленческих действий:

Функциональный аспект:

Информационный аспект:

Экономический аспект:

Так или иначе, процесс управления – это динамический феномен, атрибутами которого являются:

- продвижение от цели к результату (соответствием которых определяют качество работы),

- выполнение комплекса логически распределенных функций.

2. Метод управления (от греч. methodos) – совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения целей.

Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуются законченностью воздействия; методы процесса управления – выполнением отдельных видов работ.

Различают также методы прямого и косвенного воздействия. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат, методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов.

Свойства методов управления:

- направленность (на систему — объект);

- наличие специфики – содержания (особенности приемов и способов);

- наличие условий — организационная форма (прямое воздействие, косвенное).

В системе методов управления выделяются общие методы. Это:

1) организационно-административные методы управления (законодательные акты страны и региона, нормативные и методические документы организации, оперативное управление – законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики);

2) экономические методы (используются органами государственной власти, предприятиями; это налоговые методы, кредитно-финансовые – бонусы, льготы, страхование);

3) социально-психологические методы (формирование трудового коллектива, конструктивная критика, общественное мнение);

4) методы самоуправления (организация времени, тренировка памяти, быстрое чтение, микропаузы).

Используемые на практике методы являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. Методы на практике как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях.

3. Планирование — это решение о том, какими должны быть цели организации и что должны сделать члены организации, чтобы достичь целей. По сути это ответ на вопросы: «где мы находимся в настоящее время», «куда мы хотим двигаться», «как мы собираемся сделать это».

Планирование осуществляется непрерывно, так как это постоянная неопределенность будущего. Причинами непрерывного планирования являются ошибки в суждениях и их устранение, изменения в окружающей среде и реорганизация, реконструкция, реформирование подсистем.

Планирование – это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходима разработка цели (желаемого результата) организации. В советское время (в командно-административной системе) планирование имело

Планирование коррелирует с успехом организации. Наибольший успех от планов – в показателях отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал.

Планирование согласуется и с процессом контроля. Контроль основывается на планировании.

Ключевые компоненты организационного планирования:

- определение миссии и целеполагание (основная общая цель организации – четко выраженная причина или миссия)

- принятие решений.

Принципы планирования: своевременности, комплексности, рациональности.

Процесс планирования (этапы):

- прогнозирование;

- выяснение и выбор вариантов развития;

- формулирование целей;

- разработка программы действий и составление графика работ;

- формирование бюджета (бюджетирование).

Методы планирования:

- матричное (на основе нормируемых единиц)

- оптимальное (на основе определенного критерия)

- адаптивное (учитывающее изменения)

- балансовый (достижение баланса доходов и расходов)

- планирование от достигнутого уровня (на основе данных за отчетный период)

- планирование с ориентацией на конкурентов

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Стратегия ( от греч. strategos) – детальный и всесторонний комплексный план, направленный на достижение целей организации и выполнения ее миссии. Военное происхождение термина принадлежит Александру Македонскому.

Стратегическое (формальное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Оно является тем зонтиком, под которым укрываются все функции управления. Не имея стратегического плана, организации и отдельные специалисты не будут иметь четкого представления о предприятии и его функционировании.

Главный принцип стратегического планирования – адаптивность, условия – рыночная экономика.

Разрабатывается стратегический план ни для отдельного специалиста, а для всего коллектива. При этом используется систематический анализ огромного количества информации об отрасли, рынке, конкурентах и др.

Этапы стратегического планирования: анализ среды; определение миссии и выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения.

Для стратегического планирования характерно:

- небольшой плановый отдел (менее 6 человек);

- функция осуществляется менее, чем на 10 лет;

- разработка и утверждение происходит ежегодно;

- годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;

- функция может быть усовершенствована.

Стратегические альтернативы:

- ограниченный рост (изменения минимальны);

- рост (изменения заметны);

- сокращение (стратегия последнего средства: ликвидация, отсечение лишнего, переориентация);

- сочетание трех предыдущих стратегий.

На выбор стратегии влияют:

- риск;

- значение прошлых стратегий;

- реакция на владельцев;

- фактор времени.

Питер Лоранж считал стратегическое планирование инструментом, помогающим принять управленческое решение. Основная задача – обеспечить нововведения и изменения в организации. С точки зрения автора стратегическое планирование – это:

- распределение ресурсов (увеличение или сокращение ограниченных организационных ресурсов: фондов, дефицитных талантов, технологического опыта);

- анализ внешней среды (оценка контролируемых и неконтролируемых факторов: функционально-стоимостной (затраты-результаты), «бенчмаркинг» — точное измерение «лучшего в своем классе»: операций внутри организации и в других организациях, сравнение с мировым опытом; анализ полей бизнеса «PIMS» – анализ воздействий рыночных стратегий на прибыль);

- адаптация к внешней среде (улучшение взаимодействия организации с ее окружением, приспособление к нему – к экономическим, социальным, политическим, рыночным, международным, технологическим и конкурентным факторам, к опасностям и возможностям; ответ на потребительские требования);

- внутренняя координация (отражение сильных и слабых сторон с целью эффективной интеграции управленческих операций – SWOT-анализ – аббревиатурное обозначение сильных сторон, слабых, благоприятных возможностей и факторов угрозы; в таблице представлен столбцами: «СИВ» – силы и возможности», «СИУ» — сила и угрозы, «СЛВ» — слабость и возможности, «СЛУ» — слабость и угрозы);

- организационное предвидение (систематическое развитие мышления менеджера путем формирования нового опыта, основанного на оценке прошлого).

Тактика – метод достижения цели, способ достижения краткосрочных целей. Она легко соотносится с конкретными задачами и ситуациями.

Тактика всегда разрабатывается на уровне среднего звена управления, стратегия – на уровне высшего.

Временной аспект планирования – это прогнозирование. Определяется не только то, что должна осуществить организация, но и когда должен быть достигнуть результат.

Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития.

Прогнозирование – это фактор планирования, которое бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.

Виды прогнозов: экономические, развития конкуренции, развития технологии, состояния рынка, социальный.

Методы прогнозирования:

- неформальные (наглядная информация, письменная информация, промышленный шпионаж);

- количественные (экстраполяция – повторение прошлого, временные ряды, причинно-следственное моделирование);

- качественные методы (мнение, ожидание потребителя, экспертной оценки).

4. План – официальный документ, отражающий прогнозы развития организации в будущем.

Существует несколько видов планов: планы-цели (долгосрочные планы), планы-повторяющиеся действия, планы-не повторяющиеся действия. Среднесрочные планы обычно выполняются в форме программ, краткосрочные – в виде бюджетов, сетевых графиков и проч.

Планы также бывают:

- стратегическими и текущими, тактическими,

- бюджетными и организационными,

- функциональными и стабильными,

- маркетинговыми и финансовыми,

- развития организации и ликвидационные,

- план НИР,

- план-запуск,

- бизнес-план,

- план-проект.

Основной критерий структурирования в системе планов – закон необходимого разнообразия.

Оценка в широком смысле – есть мнение о ценности чего-либо. Это отношение к явлениям, установление их значимости. Определяется уровнем интеллектуально-нравственного опыта оценивающего, условиями действия. Проводиться оценка с помощью метода сравнения цели и результата.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3 — Инфраструктура, социальные факторы и этика менеджмента. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера | Лекция 6 — Организация как функция менеджмента. Формы организаций. Организационные отношения и организационные структуры менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.