Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грудной период продолжается с 29 дня жизни до 1 года

Лекция 3. Период младенчества (грудной или младший ясельный).

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА:

1. Частые нарушения обмена веществ (диатезы, анемии, рахит, гипотрофии, параторофии, гиповитаминозы), связанные с его высокой интенсивностью (длина тела увеличивается на 50%, масса тела утраивается, энергетическая потребность ребенка превышает потребность взрослого в 3 раза), анаболической направленностью (на синтез белковых в-в с поглощением энергии).

2. Частые желудочно-кишечные расстройства, связанные с недостаточной зрелостью нервной регуляции и ферментативной системы желудочно-кишечного тракта с быстрым развитие токсикоза, т.к. кишечник обильно крвоснабжен, и проницаем для вредных агентов (токсинов, микробов)

4. Склонность к инфицированию кожи, из-за повышенной проницаемости кожи и слизистых для вредных агентов, в связи с ее тонкостью, ранимостью, обильным кровоснабжением.

5. Склонность к инфекционным заболеваниям (ОРВИ и др.) из-за снижения пассивного иммунитета (полученного от матери) к 4-6 месяцам при отсутствии активного и в связи с этим активное проведение профилактической вакцинации.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ИХ ОЦЕНКА:

I. Первый критерий здоровья – ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗОВ.

1. Оценка генеалогического анамнеза производится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда) не менее 3-х поколений, включая пробанда, содержащей информацию о родственных отношениях в семье, числе кровных родственников в каждом поколении, состоянии здоровья, причинах смерти. Для количественной оценки анамнеза используют:1) индекс отягощенности (ИО), который равен отношению общего числа длительно текущих хронических заболеваний, врожденных пороков развития у всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда. При ИО более 0,7 генеалогический ан-з считается неблагополучным. 2) Направленность отягощенности по наиболее частому заболеванию равна отношению числа данного заболевания среди всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда и вероятна при ИО более 0,4.

2. Оценка биологического анамнеза включает в себя сведения об особенностях течения антенатального, интранатального, постнатального периодов, оценивается путем опроса матери, анализа информации в обменной карте.

Возрастные периоды Оценка биологического анамнеза
Благополучен Не благополучен
Антенатальный период (беременность по счету, протекание беременности) Беременность без особенностей Токсикоз, угроза прерывания, острые заболевания, обострения хронических заболеваний у матери, предыдущие аборты, выкидыши
Интранатальный период (роды по счету, протекание родов) Роды без особенностей Стремительные, преждевременные роды, обвитие пуповиной вокруг шеи плода(интранат.ф. р.), асфиксия, отслойка плаценты
Постнатальный период (вскармливание, заболевания новорожденного) Вскармливание естественное, новорожденный здоров Раннее искусственное вскармливание неадаптированными смесями, недоношенность, переношенность, дети из двоен, дети с массой 4 кг и более, отклонения в акте сосания, асфиксия, ГБН, гипотрофия,рахит,анемия

 

3. Оценка социального анамнеза проводится путем опроса матери по следующим параметрам:

Параметры Оценка социального анамнеза
Благополучен Не благополучен
Полнота семьи: - отец или ближайшие родственники матери есть нет
Образовательный у-нь членов семьи: - высшее или среднее специальное образование   есть   нет
Психологический ми кроклимат семьи: - отношения в семье - вредные привычки   дружные нет   грубые есть
Жилищно-бытовые условия ( отдельная благоустроенная квартира, дом) есть Нет
Материальная обеспеченность: доход на одного члена семьи не менее 2000 руб. менее 2000 руб.

II. Второй критерий ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ФР) - динамический процесс роста и биологическое созревание. Параметрами ФР являются(масса, рост, окр. груди, окр. головы).

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

1. Определить возраст:

за 1мес. считают возраст от 16 дней до 1 мес. 15 дней,

за 2 мес. – 1 мес. 16 дней – 2 мес. 15 дней

за 3 мес. – 2 мес. 16 дней – 3 мес 15 дней и т.д.

2. Провести антропометрию (с помощью весов, ростомера)

3. Определить вариант физического развития центильным методом и ориентировочным методом:

а) Центильный метод (наиболее точный) проводится при помощи центильных таблиц. Лечебное дело: Центиль – сотая часть вариационной шкалы. Любой из параметров ФР (m, l, окр. гол., окр. гр.) включается в свою область или «коридор» (пространство между числами) центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно сформулировать оценочное суждение. Варианты оценки массы (М):

Дефицит массы (ДМТ)-масса ниже нормы Нормальная масса (N) Избыток массы (ИМТ)масса выше нормы
II степени I степени I степени II степени
До 3 Ц От 3 Ц до 10 Ц От 10 Ц до 90 Ц От 90 Ц до 97 Ц От 97 Ц

Варианты оценки роста ( L ):

Гипосомия (рост ниже нормы) Нормосомия (в норме) Гиперсомия (выше нормы)
до 10 Ц От 10 Ц до 97 Ц От 97 Ц

При несоответствии массы и роста норме назначается обследование и консультирование специалистов

б) Ориентировочный метод оценки ФР проводится по формулам физического развития:

Окружность головы – увеличиваетсяпо 1 см ежемесячно на первом году жизни.

Окружность груди -по 1,2 см на первом году жизни.

Масса (М)на первом году жизни Рост (L) на первом году жизни
М 0-6мес. = Мр + (700 x n) М 7-12 мес. = Мр + 4200 + 500 x (n - 6) (n-число месяцев, Мр–масса при рождении) 1-3 мес.- по 3,0 см (за 3мес.+ 9 см) 4-6 мес.- по 2,5 см (за следующие 3 мес. + 7,5см) 7-9 мес.- по 2,0 см (за следующие 3 мес. + 6 см) 10-12 мес.- по 1,0 см (за следующие 3 мес. + 3см)

Сестринское дело: Варианты оценки массы (М): дефицит массы тела (ДМТ)- масса ниже нормы, избыток массы тела (ИМТ) - масса выше нормы, нормальная масса (N); Варианты оценки роста (L): гипосомия (рост ниже нормы), нормосомия (в норме) гиперсомия (выше нормы).

4. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

 

III. Третий критерий НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НПР). В зависимости от рефлекторной деятельности выделяют 4 этапа нервно-психического развития ребенка (поведенческой р-ции):

Этапы, месяцы жизни Развитие безусловных физиологических рефлекс сов Развитие условных рефлексов
1-я сигнальная система (развитие органов чувств) и особенности поведения 2-я сигнальная система (развитие речи)
1-й до 1мес. Ребенок рождается с оральными (сосательным глотательным) и спинальными рефлексами (хватания, охватывания, ползания, защитным и др.) Хорошо развиты с рождения вкус и обоняние, осязание, менее - слух и зрение (ребенок в основном спит, реагирует на звуковые, зрительные впечатления, начинает следить за движущимся предметом, но быстро теряет его) С 2-х недель жизни изменение интонации крика на неприятное ощущение
2-й 1-3 мес. Постепенное угасание рефлексов Более длительно, спокойно бодрствует, следит за игрушкой, появляются слезы, с 3-х месяцев появляется комплекс оживления (когда с ним разговаривают активно двигается, улыбается) с 2-х месяцев – формирование гуления (произносит гласные звуки, напоминающих а или э)
3-й 3- 6мес. Полное угасание рефлексов к 3-4 месяцам Длительно бодрствует, улыбается, громко смеется, к 5-ти месяцам отличает своих от чужих с 3-х месяцев длительно гулит произносит гортанные цепочек ррр, с 6-ти месяцев формирование лепета, произношения отдельных слогов (это зачатки будущей речи)
4-й 6-12 мес. - Выполняет движения по просьбе, выполняет действия с предметами С 7-ми месяцев формирование сенсорной речи, т.е. способности связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом (поисковая зрительная р-ция на вопрос где, ответное действие на просьбу помахать ручкой, сделать ладушки) С 11-ти месяцев формирование моторной речи, т.е. произношения отдельных слов (до10-12 к году)

Оценка НПР проводится по ведущим линиям развития: анализаторы зрения (АЗ), слуха (АС), эмоции(Э), движения общие(ДО), руки и действия с предметами(ДРП), речь активная (РА), понимание речи(РП), навыки(Н), сенсорное развитие(С), игра и действия с предметами(И). На 1-м году таких ведущих линий 8 (АЗ, АС, Э, ДО, ДРП, РА, РП, Н); на 2-м году - 6 (ДО, РА, РП, Н, С, И); на 3-м году – 5 линий (ДО, РА, Н, С, И).

Алгоритм оценки НПР:

1. Определить возраст ребенка и эпикризный срок, равный 1 месяцу на 1-м году, 3 месяцам – на 2-м году, 6 месяцам – на 3-м году, далее 1 году)

2. Определить уровень ведущих линий развития (по таблице стандартов) и выяснить, есть ли задержка НПР.

3. Лечебное дело: Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группы и степени НПР:

Степени НПР (I-III групп) определяются по числу линий развития: Линии развития Возраст ребенка Группы НПР определяются по соответствию линий развития возрасту:
I степень II степень III степень I группа II группа III группа IV группа
при отставании по 1-2 линиям развития при отставании по 3-4 линиям развития при отставании по 5-7 линиям развития Аз – Ас – Э – До – Др – Ра – Рп – Н – мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес. При соответствии возрасту всех линий развития При отставании на 1эпикризный срок При отставании на 2 эпикризных срока   При отставании на 3 эпикризных срока  

4. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

IV. Четвертый критерий: Резистентность – это возможность противостоять инфекции, понижение её, проявляется острыми заболеваниями. Является сниженной, если ребенок болеет 3-4 раза в год и более.

V. Пятый критерий УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ оцениваетсяпо:

1. ЧСС, ЧДД:

Возраст ЧСС в 1 минуту ЧДД в 1 минуту
Новорожденный 140-160 40-60
До 1 года До 2 лет 140-130 120-110 30-35
До 4-х лет   25-30
До 5 лет    
До 10 лет 90-95 18-22
До 14 лет 85-70 20-16

2. По уровню АД: систолическое до 1 года определяется по формуле: 76+ 2n, n число месяцев жизни, после года: 100+n, n число лет, диастолическое: ½ систолического.

3. По содержанию гемоглобина ( отклонением от нормы считается понижение до 110 и ниже г/л)

4. По поведению, которое отражает у-нь возбудимости коры головного мозга, развития психики, социальной адаптации.

Алгоритм оценки поведения:

а) Охарактеризовать основные параметры поведения:

Параметры поведения Характеристика
Положительная Отрицательная
Настроение бодрое, спокойное, неустойчивое подавленное, неустойчивое, раздражительное
Сон: засыпание характер сна длительность   быстрое, спокойное глубокий, спокойный соответствующий возрасту   медленное, неспокойное неспокойный, прерывистый длительный, укороченный
Аппетит хороший неустойчивый, плохой, повыш.,избирательный
Характер бодрствования активный пассивный, малоактивный
Отрицательные привычки - сосет пустышку, палец, губу, одежду, раскачивается, крутит волосы
Индивидуальные особенности контактен, ласков, любознателен, легко обучаем застенчив, обидчив, агрессивен

б) Лечебное дело: Оценить поведение:

Без отклонений С незначительными отклонениями Со значительными отклонениями
Все параметры имеют положительную характеристику - Если один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику
- при этом известны причины   - длительность отклонений до 2-х мес. - при этом неизвестны причины или есть постоянно действующая (хрон. заболевание) - длительность отклонений более 2-х мес.
- Таким детям необходима консультация психоневролога, обследование

в) Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

 

VI. Шестой критерий диагностируется по наличию или отсутствию хронических заболеваний у детей.

Проанализировав критерии, делается заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе диспансерного наблюдения и группе здоровья:

Группы Д-наблюдения Группы здоровья Характеристика Тактика
Первая группа (Д -1) I здоровые дети, не имеющие отклонений по всем 6 критериям Ежегодные плановые профос мотры с минимумом обследования
IIА дети с отягощенными анамнезами
Вторая группа (Д-2) IIБ дети, у которых кроме отягощенных анамнезов имеются отклонениями в функциональном состоянии (ЧДД, ЧСС, поведение), возможны небольшие отклонениями ФР и НПР, частые острые заболевания Профосмотры 2 раза в год с минимумом обследования
Третья группа (Д-3) III больные дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации с сохраненными функциональными возможно­стями организма. Регулярное наблюдение специалистами, проведение специализированных, стационарных обследований, противорецидивная, поддерживаю- щая медикаментозная терапия
IV больные дети, с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации со сниженными функциональными воз­можностями.
V больные дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации со значительно сниженными функциональными воз­можностями.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (с использованием СП в стандартах):

I. Назначение режима дня (по таблице):

1. режима (их 9)

2. Кормления: кол-во раз и интервал,ч

3. Длительности бодрствования, ч

4. Длительности дневного сна; 5. ночного сна; 6. сна в сутки

7. Последовательности режимных моментов: до 9 месяцев – кормление-бодрствование – сон, с 9 месяцев возможно кормление– сон–бодрствование;

II. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ребенка заключается в назначении комплекса массажа, гимнастики и закаливания, в соответствии с возрастом ребенка и состоянием здоровья. Значение физического воспитания для здоровья и развития ребенка 1-го года жизни заключается в том, что оно оказывает стимулирующее влияние на жизненно-важные функции организма (ЦНС, дыхание, кровообращение, пищеварение, кроветворение, иммунитет).

Массаж, гимнастика (МГ) назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5 - 2 – месячного возраста, противопоказаний к их назначению здоровому ребенку нет.

Гимнастика включает группы упражненений:

Пассивные упражнения - использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибание и разгибание конечностей, не применяются до 3 месяцев из-за гипертонуса сгибателей. После 3-х месяцев вводят пассивные упражнения для рук, после 4-х месяцевдля ног.

Рефлекторные упражнения рассчитаны на движения по типу безусловных двигательных рефлексов (в положении на весу, на животе ребенок до 4-х месяцев отклоняет голову назад, после 4-х месяцев – вперед).

Пассивно-активные упражнения, упражнения, выполняемые с помощью взрослого.

Массаж один из видов пассивной гимнастики. Пять основных приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация.

Назначение рекомендаций по физическому воспитанию ребенка:

1. Уточнить возраст, состояние здоровья ребенка;

2. Определить соответствующий возрасту комплекс массажа и гимнастики и соответствующие воспитательные задачи (по таблице):

3. Обучить мать выполнению рекомендованных упражнений и правилам проведения МГ:

а) проводить МГ при t 20-22 градуса на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, клеенкой и пеленкой

б) проводить один раз в день за 45 минут до кормления или через 45 минут после

в) перед проведением ребенка раздеть (тело должно быть теплым)

г) во время проведения занятия:

- разговаривать с ребенком, использовать игрушки,

- все движения делать ритмично и плавно, повторяя каждое движение 2-3 раза

- следить за реакцией ребенка (при отрицательной реакции процедуру прервать и успокоить ребенка), не допускать его переутомления.

Закаливание это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце, вода, и их комбинированное воздействие. Закаливание необходимо начинать с 1-го дня жизни, проводить ежедневно и непрерывно во все времена года, постепенно увеличивая силу раздражающего воздействия и длительность процедуры. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, его р-ей на раздражение.

Методы закаливания:

1. Закаливание воздухом:

а) Поддерживать t в помещении

б) Организовать прогулки на воздухе 1-2 раза в день

в) Организовать обязательный сон на воздухе

г) Проводить воздушные ванны во время пеленания, массажа, гимнастики

2. Закаливание водой:

а) Проводить умывание ребенка при t воды

б) Проводить общие ванны

в) С 6 мес. до года проводить обтирания фланелевой рукавичкой сухой, затем влажной водой по 7-10 дней

г) С 1 года проводить общее обливание: после прогулки и перед ночным сном

3. Закаливание солнечными лучами: организовать пребывание летом под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день

Назначение рекомендаций по закаливанию (фельдшера план СВ с таблицей):

1. Выделить группу закаливания ребенка:

1- я группа – здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые, применяют все мероприятия закаливания;

2- я группа – здоровые дети, реконвалесценты (после острых заболеваний) и ранее не закаливаемых детей, применяют щадящие мероприятия;

3- я группа – дети с хроническими заболеваниями, применяют специальные мероприятия;

2. Составить схему закаливания (по таблице), используя различные методы методы закаливания;

3. Обучить мать проведению закаливания ребенка: обеспечить популярной литературой, показать маме и проверить может ли она самостоятельно выполнять методики закаливания ребенка.

III. Назначение воспитательных воздействий (ВВ) (в файле сравнит. характеристика …):

· уточнить возраст, состояние здоровья ребенка;

· определить соответствие линий развития возрасту; лечебное дело: группу и степень НПР по линиям развития:

· лечебное дело: назначить ВВ по линиям развития на следующий эпикризный срок (по таблице)

IV. Назначение динамического наблюдения за ребенком и лабораторного обследования (по таблице): 1. Назначитьконсультацию специалистов:

а) Педиатрдо 1 месяца в 1-е 3 дня после выписки из роддома и в 20 дней – на дому, в 1 месяц – поликлинике, до 1 года - 2 раза в мес., до 2-х лет 1 раза в 3 мес., до 3-х лет - 1 раза в 6 мес.

б) в 1 месяц невропатолог, хирург, ортопед, офтальмолог; в) в 3 месяца и 6 месяцев невропатолог; г) в 9 месяцев стоматолог, хирург; д) в 1 год невропатолог, хирург, ортопед, офтальмолог, стоматолог, оториноларинголог

2. Назначить обследование:

а) новорожденный- аудиологический скрининг, УЗИ тазобедренных суставов; б) АК, АМ в 3 мес. и в 9 мес.; в) ЭКГ в 9 мес; б) анализ кала на яйца глистов со 2-го года жизни 1 раз в год

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика транзиторных состояний | I. Сравнительная характеристика видов вскармливания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.