КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грудной период продолжается с 29 дня жизни до 1 года
Лекция 3. Период младенчества (грудной или младший ясельный). ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА: 1. Частые нарушения обмена веществ (диатезы, анемии, рахит, гипотрофии, параторофии, гиповитаминозы), связанные с его высокой интенсивностью (длина тела увеличивается на 50%, масса тела утраивается, энергетическая потребность ребенка превышает потребность взрослого в 3 раза), анаболической направленностью (на синтез белковых в-в с поглощением энергии). 2. Частые желудочно-кишечные расстройства, связанные с недостаточной зрелостью нервной регуляции и ферментативной системы желудочно-кишечного тракта с быстрым развитие токсикоза, т.к. кишечник обильно крвоснабжен, и проницаем для вредных агентов (токсинов, микробов) 4. Склонность к инфицированию кожи, из-за повышенной проницаемости кожи и слизистых для вредных агентов, в связи с ее тонкостью, ранимостью, обильным кровоснабжением. 5. Склонность к инфекционным заболеваниям (ОРВИ и др.) из-за снижения пассивного иммунитета (полученного от матери) к 4-6 месяцам при отсутствии активного и в связи с этим активное проведение профилактической вакцинации. КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ИХ ОЦЕНКА: I. Первый критерий здоровья – ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗОВ. 1. Оценка генеалогического анамнеза производится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда) не менее 3-х поколений, включая пробанда, содержащей информацию о родственных отношениях в семье, числе кровных родственников в каждом поколении, состоянии здоровья, причинах смерти. Для количественной оценки анамнеза используют:1) индекс отягощенности (ИО), который равен отношению общего числа длительно текущих хронических заболеваний, врожденных пороков развития у всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда. При ИО более 0,7 генеалогический ан-з считается неблагополучным. 2) Направленность отягощенности по наиболее частому заболеванию равна отношению числа данного заболевания среди всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда и вероятна при ИО более 0,4.
2. Оценка биологического анамнеза включает в себя сведения об особенностях течения антенатального, интранатального, постнатального периодов, оценивается путем опроса матери, анализа информации в обменной карте.
3. Оценка социального анамнеза проводится путем опроса матери по следующим параметрам:
II. Второй критерий ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ФР) - динамический процесс роста и биологическое созревание. Параметрами ФР являются(масса, рост, окр. груди, окр. головы).
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: 1. Определить возраст: за 1мес. считают возраст от 16 дней до 1 мес. 15 дней, за 2 мес. – 1 мес. 16 дней – 2 мес. 15 дней за 3 мес. – 2 мес. 16 дней – 3 мес 15 дней и т.д. 2. Провести антропометрию (с помощью весов, ростомера) 3. Определить вариант физического развития центильным методом и ориентировочным методом: а) Центильный метод (наиболее точный) проводится при помощи центильных таблиц. Лечебное дело: Центиль – сотая часть вариационной шкалы. Любой из параметров ФР (m, l, окр. гол., окр. гр.) включается в свою область или «коридор» (пространство между числами) центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно сформулировать оценочное суждение. Варианты оценки массы (М):
Варианты оценки роста ( L ):
При несоответствии массы и роста норме назначается обследование и консультирование специалистов б) Ориентировочный метод оценки ФР проводится по формулам физического развития: Окружность головы – увеличиваетсяпо 1 см ежемесячно на первом году жизни. Окружность груди -по 1,2 см на первом году жизни.
Сестринское дело: Варианты оценки массы (М): дефицит массы тела (ДМТ)- масса ниже нормы, избыток массы тела (ИМТ) - масса выше нормы, нормальная масса (N); Варианты оценки роста (L): гипосомия (рост ниже нормы), нормосомия (в норме) гиперсомия (выше нормы).
4. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у
III. Третий критерий НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НПР). В зависимости от рефлекторной деятельности выделяют 4 этапа нервно-психического развития ребенка (поведенческой р-ции):
Оценка НПР проводится по ведущим линиям развития: анализаторы зрения (АЗ), слуха (АС), эмоции(Э), движения общие(ДО), руки и действия с предметами(ДРП), речь активная (РА), понимание речи(РП), навыки(Н), сенсорное развитие(С), игра и действия с предметами(И). На 1-м году таких ведущих линий 8 (АЗ, АС, Э, ДО, ДРП, РА, РП, Н); на 2-м году - 6 (ДО, РА, РП, Н, С, И); на 3-м году – 5 линий (ДО, РА, Н, С, И).
Алгоритм оценки НПР: 1. Определить возраст ребенка и эпикризный срок, равный 1 месяцу на 1-м году, 3 месяцам – на 2-м году, 6 месяцам – на 3-м году, далее 1 году) 2. Определить уровень ведущих линий развития (по таблице стандартов) и выяснить, есть ли задержка НПР. 3. Лечебное дело: Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группы и степени НПР:
4. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у IV. Четвертый критерий: Резистентность – это возможность противостоять инфекции, понижение её, проявляется острыми заболеваниями. Является сниженной, если ребенок болеет 3-4 раза в год и более. V. Пятый критерий УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ оцениваетсяпо: 1. ЧСС, ЧДД:
2. По уровню АД: систолическое до 1 года определяется по формуле: 76+ 2n, n число месяцев жизни, после года: 100+n, n число лет, диастолическое: ½ систолического. 3. По содержанию гемоглобина ( отклонением от нормы считается понижение до 110 и ниже г/л) 4. По поведению, которое отражает у-нь возбудимости коры головного мозга, развития психики, социальной адаптации. Алгоритм оценки поведения: а) Охарактеризовать основные параметры поведения:
б) Лечебное дело: Оценить поведение:
в) Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у
VI. Шестой критерий диагностируется по наличию или отсутствию хронических заболеваний у детей. Проанализировав критерии, делается заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе диспансерного наблюдения и группе здоровья:
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (с использованием СП в стандартах): I. Назначение режима дня (по таблице): 1. № режима (их 9) 2. Кормления: кол-во раз и интервал,ч 3. Длительности бодрствования, ч 4. Длительности дневного сна; 5. ночного сна; 6. сна в сутки 7. Последовательности режимных моментов: до 9 месяцев – кормление-бодрствование – сон, с 9 месяцев возможно кормление– сон–бодрствование; II. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ребенка заключается в назначении комплекса массажа, гимнастики и закаливания, в соответствии с возрастом ребенка и состоянием здоровья. Значение физического воспитания для здоровья и развития ребенка 1-го года жизни заключается в том, что оно оказывает стимулирующее влияние на жизненно-важные функции организма (ЦНС, дыхание, кровообращение, пищеварение, кроветворение, иммунитет). Массаж, гимнастика (МГ) назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5 - 2 – месячного возраста, противопоказаний к их назначению здоровому ребенку нет. Гимнастика включает группы упражненений: Пассивные упражнения - использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибание и разгибание конечностей, не применяются до 3 месяцев из-за гипертонуса сгибателей. После 3-х месяцев вводят пассивные упражнения для рук, после 4-х месяцев – для ног. Рефлекторные упражнения рассчитаны на движения по типу безусловных двигательных рефлексов (в положении на весу, на животе ребенок до 4-х месяцев отклоняет голову назад, после 4-х месяцев – вперед). Пассивно-активные упражнения, упражнения, выполняемые с помощью взрослого. Массаж – один из видов пассивной гимнастики. Пять основных приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. Назначение рекомендаций по физическому воспитанию ребенка: 1. Уточнить возраст, состояние здоровья ребенка; 2. Определить соответствующий возрасту комплекс массажа и гимнастики и соответствующие воспитательные задачи (по таблице): 3. Обучить мать выполнению рекомендованных упражнений и правилам проведения МГ: а) проводить МГ при t 20-22 градуса на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, клеенкой и пеленкой б) проводить один раз в день за 45 минут до кормления или через 45 минут после в) перед проведением ребенка раздеть (тело должно быть теплым) г) во время проведения занятия: - разговаривать с ребенком, использовать игрушки, - все движения делать ритмично и плавно, повторяя каждое движение 2-3 раза - следить за реакцией ребенка (при отрицательной реакции процедуру прервать и успокоить ребенка), не допускать его переутомления. Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце, вода, и их комбинированное воздействие. Закаливание необходимо начинать с 1-го дня жизни, проводить ежедневно и непрерывно во все времена года, постепенно увеличивая силу раздражающего воздействия и длительность процедуры. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, его р-ей на раздражение. Методы закаливания: 1. Закаливание воздухом: а) Поддерживать t в помещении б) Организовать прогулки на воздухе 1-2 раза в день в) Организовать обязательный сон на воздухе г) Проводить воздушные ванны во время пеленания, массажа, гимнастики 2. Закаливание водой: а) Проводить умывание ребенка при t воды б) Проводить общие ванны в) С 6 мес. до года проводить обтирания фланелевой рукавичкой сухой, затем влажной водой по 7-10 дней г) С 1 года проводить общее обливание: после прогулки и перед ночным сном 3. Закаливание солнечными лучами: организовать пребывание летом под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день Назначение рекомендаций по закаливанию (фельдшера план СВ с таблицей): 1. Выделить группу закаливания ребенка: 1- я группа – здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые, применяют все мероприятия закаливания; 2- я группа – здоровые дети, реконвалесценты (после острых заболеваний) и ранее не закаливаемых детей, применяют щадящие мероприятия; 3- я группа – дети с хроническими заболеваниями, применяют специальные мероприятия; 2. Составить схему закаливания (по таблице), используя различные методы методы закаливания; 3. Обучить мать проведению закаливания ребенка: обеспечить популярной литературой, показать маме и проверить может ли она самостоятельно выполнять методики закаливания ребенка. III. Назначение воспитательных воздействий (ВВ) (в файле сравнит. характеристика …): · уточнить возраст, состояние здоровья ребенка; · определить соответствие линий развития возрасту; лечебное дело: группу и степень НПР по линиям развития: · лечебное дело: назначить ВВ по линиям развития на следующий эпикризный срок (по таблице) IV. Назначение динамического наблюдения за ребенком и лабораторного обследования (по таблице): 1. Назначитьконсультацию специалистов: а) Педиатрдо 1 месяца в 1-е 3 дня после выписки из роддома и в 20 дней – на дому, в 1 месяц – поликлинике, до 1 года - 2 раза в мес., до 2-х лет 1 раза в 3 мес., до 3-х лет - 1 раза в 6 мес. б) в 1 месяц невропатолог, хирург, ортопед, офтальмолог; в) в 3 месяца и 6 месяцев невропатолог; г) в 9 месяцев стоматолог, хирург; д) в 1 год невропатолог, хирург, ортопед, офтальмолог, стоматолог, оториноларинголог 2. Назначить обследование: а) новорожденный- аудиологический скрининг, УЗИ тазобедренных суставов; б) АК, АМ в 3 мес. и в 9 мес.; в) ЭКГ в 9 мес; б) анализ кала на яйца глистов со 2-го года жизни 1 раз в год
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |