Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты оборонного производства

Порядок отнесения имущества к собственности Федерации и ее субъектов

В соответствии с пунктом "г" ст. 72 Конституции РФвопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом пунктом "д" ст. 71 Конституции определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Еще до принятия конституции 1992 г. Закон "О собственности в
РСФСР" в общей форме определил, какое имущество может находиться в
собственности Федерации и ее субъектов, а какое находится в собственности субъектов федерации или в муниципальной собственности.

В государственной собственности РФ находятся имущество органов власти и управления РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета РФ, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности РФ и субъектов федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для выполнения задачРФ, включая государственную казну РФ и, соответственно, казну республик и других субъектов федерации.

В собственности субъектов федерации находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов, ее населяющих, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно - территориальных объединений Федерации.

Положения этого закона были затем конкретизированы Постановлением "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В Приложении № 1 к этому Постановлению дан перечень видов объектов, относящихся исключительно в федеральной собственности, а в Приложении № 2 - перечень видов объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться субъектам федерации по решению правительства.

Согласно этому Постановлению, независимо от ведомственной
подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к Федеративной собственности отнесены пять видов объектов.

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе:

- ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;

- охраняемые или особым образом используемые природные объекты;

- объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности;

- учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся:

- государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета;

- объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров;

- предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической,
гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;

- предприятия санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

- предприятия и объекты добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья;

- топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобильного;

- речного и морского флота, газификации (за исключением муниципальной);

- федеральных автомобильных дорог общего пользования;

- предприятия связи, теле -радиопередающие станции;

- государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

5. Прочие объекты - предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2 ) составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально и административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся: предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг; крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 тыс. человек; предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы.

В составе таких объектов входят не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Министерства печати и массовой информации России, общереспубликанские предприятия строительства, производство строительных материалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, имеющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодильные установки, элеваторное хозяйство, оптово-складские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.

В соответствии с п. 3 этого постановления, объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов федерации.

Особое значение имеет тот факт, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной.

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п. 1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории России, правовой режим которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

В частности, в России действуют такие федеральные акты: Земельный и Водный кодексы, Основы лесного законодательства РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах". Однако названные законы не всегда обеспечивают детальное размежевание полномочий в области использования природных ресурсов между Федерацией и ее субъектами.

Некоторые субъекты федерации, не дожидаясь такого разграничения, начали принимать свои законы и другие нормативные акты по упомянутым сферам, в том числе и противоречащие федеральным законам. Практика разграничения компетенции в настоящее время идет по пути заключения договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время такие договоры заключены с республиками Башкортостан, Татарстан, Краснодарским краем и рядом других регионов России.

Порядок, заложенный Постановлением, не распространяется на объекты:

- ранее переданные в собственность нынешних субъектов федерации, в порядке, установленном Законом РФ "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям";

- на объекты, ранее находившиеся в негосударственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц;

- на собственность иностранных государств и международных организаций.

Для передачи имущества в собственность субъектов федерации соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни находящихся на их территории объектов, куда включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности.

По объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов федерации, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с теми органами государственного управления, в ведении которых находятся такие объекты.

В соответствии с Положением, указанные перечни подлежали утверждению соответствующим Советом республики в составе РФ субъекта. В настоящее время такие перечни утверждаются главами администраций субъектов федерации.

Утвержденные перечни направляются на регистрацию в Госкомимущество, который проверяет перечни и содержащиеся в них данные на соответствие указанным выше документам.

Порядок оформления прав собственности имеет важные особенности. Так, в соответствии с п. 10 Положения в случае, если в установленные законодательством сроки (три месяца) не было принято решение правительства по объектам, передаваемым в государственную собственность субъекта федерации, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.

Право и обязанность ведения реестра принадлежит: Госкомимуществу России - по объектам федеральной собственности; комитетам по управлению имуществом субъектов федерации - по объектам, переданным в государственную собственность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика государственной собственности | Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.