Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и мeтоды государственного управления

Основополагающим в государственном управлении является определение роли, места человека, общества как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление исходит из того, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избега­ет ответственности. Авторитарное управление исходит из того, что человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Государственная собственность разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (региональная собственность). Свои объекты собственности имеют также органы местного самоуправления (муниципальная собственность). Для управления объектами собственности каждого уровня образуются соответствующие органы.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое (функциональное) и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно реализуется в управлении через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Территориальное управление осуществляется из трех источников власти: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации, местное самоуправление. Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализа­ции и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономиче­ское управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в лицензировании видов деятельности, квотировании экспорта, импорта и в других случаях. Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т. е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое директивное принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству, он возмещает ущерб государству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

Государство в целях сохранения конкурентоспособности предприятий внедряет доверительное управление с использова­нием принципов частного предпринимательства. Оно отделяет функции владения от функций управления, которое осуществляется лицами по договорам с органом государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих. Отношения государства с управляющими строятся уже не на властном подчинении, а на формальном равенстве сторон, фиксируемом договором.

Антикризисное государственное управление вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; оно включает управление через арбитражных и конкурсных управляющих, а также управляющих предприятиями-должниками по договору подряда. Антикризисное управление является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, входящими в иную, чем предприятие, систему. Для предупреждения банкротства при арбитражном управлении могут быть использованы селективные методы, т. е. выделение приоритетных направлений с применением ресурсной и других видов поддержки.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий. Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они неутешительные, то принимаются меры по исправлению положения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция№13 | Государственное управление в странах с федеративным типом государственного устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.