Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2

Тема: Субъекты коммерческого права

Цель лекции: осветить понятие и виды субъектов коммерческого права, охарактеризовать правовое положение предпринимателей, проанализировать правовое положение юридических лиц, дать понятие и виды коммерческих посредников.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, правоустанавливающие документы, коммерческий посредник.

План:

1. Понятие и виды субъектов коммерческого права

2. Правовое положение предпринимателей

3. Юридические лица как субъекты коммерческого права

4. Понятие и виды коммерческих посредников

 

1. Понятие и виды субъектов коммерческого права

Юридическое понятие субъекта коммерческой де­ятельности основывается на цивилистическом уче­нии о лицах.

Субъектами коммерческого права яв­ляются физические и юридические лица.

Субъектами коммерческих отношений являются лица, участвующие в совершении сделок по реализации товаров, либо лица, чья деятельность способствует осуществлению указанных сделок.

В коммерческих отношениях участвуют продавцы, покупатели, лица, оказывающие сопутствующие осуществлению реализации товаров услуги, например, пере­возчик, производитель рекламы, реализуемых товаров и др.

В коммерческом праве используются также понятия «субъект коммерческой (торговой) деятельности», или «коммерсант». Понятие «субъекты коммерческих отноше­ний» шире, чем понятие «субъект торговой деятельности», или «коммерсант».

Под субъектами торговой деятель­ности, иначе «коммерсантами», понимаются юридиче­ские лица и граждане-предприниматели, осуществляющие систематическую деятельность по реализации товаров.

Субъекты торгового права должны обладать правоспо­собностью и дееспособностью. Субъекты коммерческих отношений должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей или иметь статус юридического лица, в правоспособность которого входит возможность осуществления предпринимательской деятельности.

В качестве самостоятельной группы участников торгового обо­рота необходимо выделить также Российскую Феде­рацию, субъекты РФ и муниципальные образова­ния.

 

  1. Правовое положение предпринимателей

Физические лица выступают в коммерческом обороте как индивидуальные предприниматели.

Под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).

1 июля 2001 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил в силу с 1 июля 2002 г. Данным Законом и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами предусматривается новый, более упрощенный порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Для получения статуса индивидуального предпринимателя, в том числе и для занятия торговлей, гражданин обязан подать в органы государственной регистрации заявление ус­тановленной формы и заплатить регистрационный сбор. Для торговли определенными видами товаров необходимо получение лицензии.

В силу законодательства гражданин может осу­ществлять коммерческую деятельность, лишь обла­дая следующими признаками:

— правоспособностью (способностью иметь граж­данские права и нести обязанности);

— гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);

— иметь имя (фамилию, имя, отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);

— иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

 

  1. Юридические лица как субъекты коммерческого права

Наряду с гражданами субъектами коммерчес­кого права являются также юридические лица.

В со­ответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом при­знается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза­тельствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Гражданское законодательство делит юридичес­кие лица на две группы: коммерческие организации и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Ком­мерческими организациями являются организации, преследующие в качестве основной цели своей дея­тельности извлечение прибыли.

Некоммерческие организации не ставят извлечение прибыли в каче­стве своей основной цели и не распределяют полу­ченную прибыль между своими участниками.

Коммерческие торговые организации могут со­здаваться в форме хозяйственных товариществ, хо­зяйственных обществ, производственных кооперати­вов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие торговые организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участ­ников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытых и от­крытых акционерных обществ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В силу ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (т. е. учредителем) имущество.

В отличие от всех остальных видов ком­мерческих организаций унитарные предприятия об­ладают специальной правоспособностью, суть ко­торой состоит в том, что ее обладатели могут иметь гражданские права и нести обязанности лишь в со­ответствии с целями деятельности, которые предусмотрены в их учредительных документах.

Унитарные предприятия делятся на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения;

2) основанные на праве оперативного управления.

Общим признаком всех унитарных предприятий является то, что они не наделены правом собствен­ности на закрепленное за ними имущество.

Некоммерческие организации составляют особую группу организационно-правовых форм юридических лиц.

Они в боль­шинстве своем призваны удовлетворять нематериальные потребности человека. Это — защита опреде­ленных групп населения (малоимущих, инвалидов), культурное общение по интересам, объединение граждан по религиозному признаку, поддержка тех или иных направлений в науке, искусстве, культуре, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, управленческие цели, юридическая помощь и т. п.

Действующее законодательство определяет не­коммерческую организацию как организацию, име­ющую статус юридического лица и соответствую­щую следующим признакам:

— извлечение прибыли не рассматривается в ка­честве основной цели деятельности;

— полученная прибыль не распределяется между участниками.

Ассоциации и союзы учреждаются только юридическими лицами (в соответствии с за­конодательством одновременное участие в них коммерческих и некоммерческих юридических лиц не предусматривается).

Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на основании федерального закона. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов (устава, либо учредительного договора и устава, либо только учре­дительного договора), предусмотренных ст. 52 ГК РФ.

Особенности ее правового положения устанав­ливаются в каждом конкретном случае специаль­ным федеральным законом, предусматривающим со­здание той или иной государственной корпорации. В соответствии с таким законом определяются наи­менование государственной корпорации, цели ее де­ятельности, место нахождения, порядок управления деятельностью (в том числе органы управления и порядок их формирования), порядок реорганизации и ликвидации, а также порядок использования иму­щества в случае ликвидации.

Учредителем государ­ственной корпорации является Российская Федера­ция.

В качестве самостоятельной группы субъектов коммерческого права следует выделить Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образо­вания, которые участвуют в коммерческом обороте в целях наиболее эффективного отправления публич­ной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Рос­сийская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область, автономные округа, а также городс­кие, сельские поселения и другие муниципальные об­разования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (в том числе и ком­мерческих), на равных началах с иными участника­ми этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Однако само государство и муниципальные обра­зования вступать в коммерческие правоотношения не могут. От их имени в коммерческом обороте выс­тупают органы государственной власти и местного самоуправления, которые своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, высту­пать в суде в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

4. Понятие и виды коммерческих посредников

Коммерческое или торговое по­средничество можно рассматривать как коммерческую деятельность по организации товародвижения от изготовителей к оптовым поку­пателям через субъектов, действующих в интересах третьих лиц.

Наиболее простым видом посредников являются «простые посредники».

Сущность простого посредничества заключается в подыскании клиенту подходящего контрагента для заключения сделки.

В международной торговой практике аналогичный вид деятельнос­ти осуществляет так называемый «случайный посредник».

Им являет­ся лицо, которое в соответствии с заключенным договором предостав­ляет клиенту услуги в виде информации об именах потенциальных клиентов, содействует в заключении сделки.

Коммерческие посредники подразделяются на два вида:

1. Коммерческие посредники, занимающиеся покупкой и последующей перепродажей товаров.

К ним относятся: дилеры, дистрибьюторы, торговые дома, фирмы-стокисты.

2. Коммерческие посредники, содействующие продвижению товаров без участия в сделках от своего имени. Это брокеры, торговые агенты.

 

Дилерские фирмы специализируются на торговле определенным товаром. Они приобретают оптом товары у различных продавцов на праве собственности и затем продают их от своего имени оптовым и розничным торговцам.

Дистрибьюторские фирмы, как и дилерские, осуществляют опто­вые закупки товаров для перепродажи от своего имени и за свой счет.

Торговый дом – это тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей.

В отличие от «простых посредников» брокеры заключают сделки в интересах клиента и действуют от своего имени, но за счет клиента или от имени клиента и за его счет.

Законом РФ «о товарных биржах и биржевой торговле» брокерская деятельность определяется как деятельность по совершению бирже­вых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от имени клиента и за счет клиента. (ст. 9).

Брокеры - биржевые посредники, которые осуществляют деятель­ность путем создания брокерским фирм, брокерских контор либо в качестве независимых брокеров, то есть индивидуальных предприни­мателей, осуществляющих деятельность без образования юридическо­го лица.

Трейдерами являются любое юридическое или физическое лицо, имеющее право заключать сделки на бирже. Трейдером является также работник брокерской фирмы, непосредственно участвующей в биржевой торговле

Оформление отношений брокеров с клиентами осуществляется пу­тем заключения договора поручения, или договора комиссии, или дол­госрочного договора на организацию брокерского обслуживания.

Организации комиссионной торговли действуют как на рознич­ном рынке, так и на оптовом рынке. Они реализуют как новые, так и излишние неиспользуемые товары.

Консигнационная торговля - одна из форм комиссионной торгов­ли, при которой собственник товаров (консигнант) передает комиссио­неру (консигнатору) товары для реализации со склада последнего.

Фирмы консигнационной торговли оказывают услуги по реализации товаров субъектам, осуществляющим внешнеторговую деятельность.

Агенты — субъекты, осуществляющие торговую деятельность в отношении переданных им принципалом товаров.

Понятие агентской деятельности или агентирования можно вывес­ти из определения агентского договора, предусмотренного ст. 1005 Граж­данского кодекса РФ.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельно­сти.

Институт коммерческого представительства предназначен для ис­пользования, прежде всего, в торговом обороте.

Вопросы для самоконтроля:

1 Кто является субъектом коммерческого права?

2 Являются ли субъектами коммерческого права индивидуальные предприниматели?

3 Являются ли субъектами коммерческого права некоммерческие организации?

4 Кто является коммерческим посредником?

5 Каковы основные функции коммерческого посредника?

6 Каких коммерческих посредников вы знаете?

7 Кто является трейдерами?

8 Что представляет собой деятельность фирм-стокистов?

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

  1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с.
  2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук).
  3. Назаров, И.В. Коммерческое право Российской Федерации [Текст]: Учебн. пособие. / И.В.Назаров. – Р-на-Дону, 2008. – 254 с.
  4. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России [Текст] / Б.И. Пугинский. - М.: Зерцало, 2010. – 350 с.
  5. Функ, Я.И. Курс внешнеторгового права. Основные внешнеторговые сделки [Текст]: / Я.И. Функ, Калимов Д.А., Сергеев В.П. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 656 с.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с.

2.Напреенко, А.А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа [Текст] / А.А. Напреенко // Гражданское право. – 2007. - № 1. – С.15-16.

3.Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4.

4.Примак, Т.К. Особенности договорного регулирования экономических отношений в Российской Федерации [Текст] / Т.К. Примак // Современное право. – 2008. - № 4. – С.10-12.

5.Садиков, О.Н. Концепция развития гражданского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.225-241.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1. по дисциплине «Коммерческое право» | Лекция № 3. Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.