Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология управления. Теории мотивации и труда

Многие руководители считают, что все нужды удовлетворяет работа, за которую человек получает деньги. За деньги ведь можно купить всё, кроме мудрости и здоровья. Но Екклесиаст замечает: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» [Еккл.6,7]. Исследования показали, что это действительно так: человек ищет в работе душевного удовлетворения, а не денежного вознаграждения, иногда даже не осознавая этого. (Конечно, лучше когда есть и первое и второе.) Человек, получающий достаточно, но недовольный своей работой, может оказаться плохим работником или постоянно провоцирующим конфликты. Если менеджеру удаётся установить, какие мотивы стимулируют работу, и создать условия, в которых работник может удовлетворить их, это значительно повышает производительность работника. Ибо «...нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому, что это – доля его» [Еккп.3,22].

Как указывалось ранее, мотивация это функция управления, имеющая целью активизировать работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Это сочетание интеллектуальных, физиологических и психологических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно человек действует и в каком направлении сосредотачивается его энергия. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Некоторые считают, что можно грубой силой заставить человека работать. Заставить-то можно, но как он будет работать. Работа из-под палки, как замечено в русской пословице – плохая работа. Есть и английская пословица на этот счёт: ты можешь подвести лошадь к воде, но не сможешь заставить её пить. Только зная потребности, зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

  1. Принципы управления.

Принципы управления - это устойчивые связи и зависимости, опосредствующие действия людей, направленные на осуществление целей экономической системы.

Так как принципы менеджмента дают возможность понять внутренние связи системы, внешние воздействия и процессы развития событий, руководство ими позволяет принимать правильные решения в различных ситуациях (постоянно возникающих в хозяйствующих объектах.)

Сформулированы принципы управления сторонниками классической административной школы управления, и касались они трех основных направлений:

-разработки рациональной системы управления;

-построения структуры организации;

-управления работниками.

При решении управленческих задач предлагалось руководствоваться следующими принципами:

1. принцип разделения труда;

2. принцип единоначалия, т.е. каждый работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним начальником;

3. принцип централизации - требует наличия в организации только одного управленческого центра;

4. принцип децентрализации - предполагает, что полномочия и власть распределяются пропорционально ответственности;

5. принцип полномочий и ответственности;

6. принцип дисциплины, согласно которому рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия; принцип справедливости, т.е. к нарушителям дисциплины применяются различные, но справедливые санкции;

7. принцип справедливости, т.е. к нарушителям дисциплины применяются различные, но справедливые санкции;

8. принцип скалярная цепь - заключается в неразрывной цепи команд, по которой передаются все распоряжения;

9. принцип единства действий, т.е. все действия, имеющие одинаковую цель должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;

10. принцип подчиненности личных интересов интересам организации, т.е. интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов;

11. принцип вознаграждения персонала;

12. корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации и обеспечение единства усилий;

13. принцип инициативы, т.е. поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах выполняемых ими работ;

14. принцип стабильности персонала - заключается в установке работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу;

15. принцип порядка - или необходимость рабочего места для каждого работника и требования того, чтобы каждый работник был на своем рабочем месте.

Следует отметить, что принципы управления отличаются стабильностью, однако это не значит, что они неизменны в своих проявлениях.

Поскольку принципы образуют фундамент построения и функционирования управляющих систем, то естественно, что все без исключения аспекты менеджерской деятельности связаны с реализацией всех этих принципов.

  1. Общая характеристика методов управления

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций управления, этапов процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системы комплексный подход к решению проблем, а также применение так приемов, как моделирование, экспериментирование, экономит математические измерения и т.д.

Системный подход применяется в управлении как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Комплексный подход является одним из важнейших условий эффективного решения проблем управления в действующей организации.

Моделирование предполагает решение проблем управления путем применения моделей, т.е. представление этих проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задач, конструируется модель, проводится ее теоретический и экспериментальный анализ на достоверность. Затем, после практического применения и анализа полученных данных, производится корректировка модели.

Экспериментирование позволяет оценить результативность различных управленческих нововведений, а также вести поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

Конкретно-исторический подход в управлении предполагает рассмотрение каждого явления в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить такие стадии его цикла, как проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Очевидно, что цели и, следовательно, проблемы управления на этих стадиях различаются и довольно существенно. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением организации, важны такие параметры, как время ее образования и основные события ее развития (рост, приватизация, разукрупнение и т.д.) Если объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его роста; намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т.д.

Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованности в выполнении различных мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала. С этой целью широко применяются анкетные опросы, наблюдения, изучение документов и т.п.

Методы управления, применяемые в различных подсистемах организации, связаны с выполнением функций управления. В этой связи методы управления можно подразделить на три группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

  1. Понятие и классификация методов управления.

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций управления, этапов процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системы комплексный подход к решению проблем, а также применение так приемов, как моделирование, экспериментирование, экономит математические измерения и т.д.

Системный подход применяется в управлении как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Комплексный подход является одним из важнейших условий эффективного решения проблем управления в действующей организации.

Моделирование предполагает решение проблем управления путем применения моделей, т.е. представление этих проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задач, конструируется модель, проводится ее теоретический и экспериментальный анализ на достоверность. Затем, после практического применения и анализа полученных данных, производится корректировка модели.

Экспериментирование позволяет оценить результативность различных управленческих нововведений, а также вести поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

Конкретно-исторический подход в управлении предполагает рассмотрение каждого явления в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить такие стадии его цикла, как проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Очевидно, что цели и, следовательно, проблемы управления на этих стадиях различаются и довольно существенно. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением организации, важны такие параметры, как время ее образования и основные события ее развития (рост, приватизация, разукрупнение и т.д.) Если объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его роста; намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т.д.

Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованности в выполнении различных мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала. С этой целью широко применяются анкетные опросы, наблюдения, изучение документов и т.п.

Методы управления, применяемые в различных подсистемах организации, связаны с выполнением функций управления. В этой связи методы управления можно подразделить на три группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

  1. Моделирование, системный и комплексный подход.

Моделирование предполагает решение проблем управления путем применения моделей, т.е. представление этих проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задач, конструируется модель, проводится ее теоретический и экспериментальный анализ на достоверность. Затем, после практического применения и анализа полученных данных, производится корректировка модели.

Системный подход применяется в управлении как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Комплексный подход является одним из важнейших условий эффективного решения проблем управления в действующей организации.

  1. Экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований.

Экспериментирование позволяет оценить результативность различных управленческих нововведений, а также вести поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

Конкретно-исторический подход в управлении предполагает рассмотрение каждого явления в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить такие стадии его цикла, как проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Очевидно, что цели и, следовательно, проблемы управления на этих стадиях различаются и довольно существенно. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением организации, важны такие параметры, как время ее образования и основные события ее развития (рост, приватизация, разукрупнение и т.д.) Если объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его роста; намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т.д.

Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованности в выполнении различных мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала. С этой целью широко применяются анкетные опросы, наблюдения, изучение документов и т.п.

  1. Организационно-распорядительные методы управления.

Организационно-распорядительные методы - это методы прямого воздействия на управляемую систему. Они основываются на различных документах управленческого аппарата.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц, контроль исполнения и организационные взаимодействия. Организационные методы могут быть двух видов: организационное регламентирование и организационное нормирование.

Организационное регламентирование - это определение структуры управления (число отделов, секторов, групп и т.д.), цели их деятельности, задач, взаимосвязи, потоков информации. Организационную структуру формируют при проектировании.

Организационное нормирование - это распределение прав и обязанностей каждого работника управляемой системы, каждого звена, каждой ступени путем разработки специальных положений, должностных инструкций, нормативов. В этих документах закладывается четкость работы системы, организационная стройность и оперативность.

Организационные методы связаны с правильным подбором и расстановкой кадров по их деловым качествам.

Распорядительные методы представляют собой совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения. Распорядительское воздействие вытекает из необходимости реализации принятых решений на любом уровне организации.

Следовательно, распорядительское воздействие опирается на определенную систему организации, вызывается конкретными причинами, носит обязательный характер, имеет одностороннюю направленность, характеризуется не только регулярностью, но и случайностью возникновения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор оптимального количества уровней и ступеней в структуре предприятия | Социально-психологичесике методы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.