Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория двух факторов Герцберга

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

  Потребность власти Потребность успеха Потребность причастности
Определение желание воздействовать на других людей, проявлять свое влияние желание довести работу до успешного завершения, а не провозглашение успеха этого работника потребность в общении, помощи другим.
Характерны для людей откровенных, энергичных, не боящиеся конфронтации, споров, отстаивающие свои позиции умеренно рискующих, любящих ситуации, где они могут взять на себя ответственность заинтересованных в компании знакомых, налаживания дружеских отношений, оказании помощи друг другу
В соответствии с теорией Маслоу располагается между потребностью в уважении и самовыражении располагается между потребностью в уважении и самовыражении потребность в причастности

[3; 371], [2; 27]

МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения.

Лица с высокой потребностью властвования подразделяются на две группы:

1. люди, которые стремятся к власти ради властвования;

2. люди, которые стремятся к власти, чтобы добиваться решения групповых задач.

Для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. [2; 163]

Герцберг совместно со своими коллегами провел исследование. Разделил все факторы по степени влияния на мотивацию на две группы.

  Гигиенические факторы Мотивирующие факторы
Характеристика факторов эти факторы связаны с окружающей средой, в которой трудятся работники эти факторы связанны с самой работой и ее содержанием, создают благоприятные условия для работы, но не нацелены на достижение высоких результатов труда
Содержание − Политика фирмы и администрации − Условия работы − Заработок − Межличностные отношения с начальниками, коллегами − Степень непосредственного контроля за работой − Успех − Продвижение по службе − Признание и одобрение результатов работы − Высокая степень ответственности − Возможности творческого и делового роста  

Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обусловливающих их факторов являются двумя различными процессами. То есть факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении необязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И, наоборот.

Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием мотивирующих факторов.

Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием гигиенических факторов, в основном связанных с окружением, это внешние факторы. [2; 166]

Рис.4 – Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга

Самовыражение Уважение
Мотивирующие факторы
Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические
Гигиенические факторы
Теория Маслоу
Теория Герцберга
При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека. [3; 372]

 

Мотивация – это вероятностный процесс, зависящий от личности работника и ситуации. [1; 28]

 

Список использованной литературы:

1. Лекции Нестерова

2. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

3. Основы менеджмента/ Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – пер. с англ. – М.: “Дело”, 1993 – 702 с.


Вопрос 21 -Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости и др.)

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а также ожиданиями и восприятием конкретной ситуации.

 

Основными из этих теорий являются:

· теория ожидания В. Врума;

· теория справедливости Д. Адамса;

· модель мотивации Портера—Лоулера;

· теория постановки целей Э. Локка;

· теория партисипативного управления;

· теория подкрепления В. Синклера.

Сущность теории ожидания. Согласно теории ожидания, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации, человек должен также надеяться на то, что его действия приведут к желаемым результатам. Теория ожидания выделяет три фактора, влияющие на мотивацию.

· Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты.

· Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение.

· Ожидаемая ценность вознаграждения.

Если значение любого из этих факторов будет мало, то мотивация и результаты труда будут низкими.

Сущность теории справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с затраченными усилиями и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если сравнение показывает дисбаланс, то человек испытывает чувство несправедливости и психологическое напряжение. В этом случае люди начинают работать менее интенсивно или стремятся повысить вознаграждение. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что люди будут уменьшать интенсивность своего труда до тех пор, пока не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение.

Сущность модели мотивации Портера—Лоулера. Модель мотивации Портера—Лоулера основана на теориях ожиданий и справедливости. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченные усилия, способности и характер человека, осознание им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.

Теория постановки целей была разработана в 70-х гг. XX века рядом западных исследователей, однако её основателем по праву считают Эдвина Локка. В России же она стала актуальной сравнительно недавно.

Особенностью нового типа мотивации труда, который формируется при применении данной технологии, является интерес работника к целям и миссии организации. Работник планирует свои действия в организации, исходя из её целей. Иными словами, идентифицирует цели организации со своими целями.

Коллективную и государственную собственность поддерживают работники с самым низким трудовым потенциалом - это представители старших возрастов с низким уровнем образования и квалификации.

Среди более молодых, образованных и квалифицированных работников гораздо сильнее выражены предпочтения коллективно-долевой, открытой акционерной и индивидуальной частной форм собственности. Иными словами, приобщение работников к собственности организации путем приватизации организаций, распределения акций среди сотрудников организации оказывает положительное влияние на мотивацию персонала.

Партисипативный менеджмент. Суть этой теории состоит в расширении полномочий всех низовых звеньев. Партисипативное управление направлено на раскрепощение инициативы и творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей. Партисипативность — это вовлечение работников в управление путем делегирования им управленческих полномочий. Партисипативный стиль руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивают и конструктивно используют их мнение, организуют широкий и всесторонний обмен информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их достижением, широко используя в качестве средства стимулирования разнообразные формы поощрения. Такой стиль управления может быть признан целесообразным для руководства аналитическими, научно-исследовательскими подразделениями, группами разработчиков и других подобных подразделений органов управления, в которых важен новаторский подход к решению задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория ERG (Existence Relatedness Growth) Альдерфера | Все эти методы должны использоваться в комбинации и взаимосвязи. Вопрос 22 – Функция управления – контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.