Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Расходы бюджета на культуру и искусство (включая кинематографию), средства массовой информации (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства)

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

• в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

• на основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

• на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификации расходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.

При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая — для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части — основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

Рассмотрим экономическую группировку расходов по отрасли «культура», финансируемых за счет бюджета с точки зрения видов деятельности и форм финансирования:

Таблица 8.2.

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность      
1.1. финансирование в разрезе экономических статей + - -
1.2. финансирование в форме субсидий - + +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:      
4.1. государ.-го, регион.-го и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:      
5.1. оборудование + + -
5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + -
5.3. новое строительство + + -

 

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Из федерального бюджета финансируются:

• комплекс мероприятий по социальной защите населения;

• выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

• финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расходы бюджета на здравоохранение | Тема 9. Государственная поддержка науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.