Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом




Организационно-правовые вопросы государственного управления торговлей

Организационно-правовые вопросы государственного управления коммуникациями

Организационно-правовые вопросы государственного управления строительством.

Организационно-правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством

Организационно-правовые вопросы управления промышленностью

Промышленность — добывающая и перерабатывающая — всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Именно в промышленной сфере происходят значительные организационно-правовые изменения, по замыслу которых отечественная промышленность во всем ее видовом многообразии должна быть гарантом глубоких социально-экономических преобразований в стране, а также экономической независимости России. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71—73 Конституции Российской Федерации).

Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д., на федеральном уровне действуют также межотраслевые к ординационные центры, осуществляющие ряд функций и полномочий применительно к отраслям промышленного производства. Однако их компетенция значительно шире, то есть имеет общеуправленческий характер.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем функционирует система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства, как на федеральном, так и на региональном (территориальное уровнях.

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс) призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.

Конституция Российской Федерации относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — базы сельскохозяйственного производства, а также соответствующее законодательство (например, земельное), к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития страны (ст. 71).

Правительство Российской Федерации решает вопросы организации управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном, распоряжается федеральным фондом зерна и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяйством: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной службой, ведут земельный кадастр, оказывают содействие сельскохозяйственным производителям и т.п. Вместе с тем существует и специальная система органов отраслевого государственного управления сельским хозяйством.

 

Строительная индустрия имеет важнейшее значение для успешного решения федеральных программ производственного, транспортного, жилищного и коммунального развития. Здесь теснейшим образом переплетаются федеральные интересы с интересами субъектов Российской Федерации, а также с интересами местного самоуправления. Разграничение компетенции между органами исполнительной власти, их представляющих, находится в зависимости от, с одной стороны, разграничения государственной собственности, что Конституцией Российской федерации отнесено к совместному ведению России и ее субъектов, а также, с другой стороны, от закрепления за органами местного самоуправления и муниципальной собственности соответствующих объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

В аппарате Правительства Российской Федерации вопросами этого порядка занимается Департамент инвестиций и строительства.

В настоящее время государственное управление строительным комплексом и жилищно-коммунальным хозяйством на федеральном уровне осуществляется в рамках единой отраслевой системы с преобладанием в ее организационно-правовом статусе координационных, разрешительных и контрольных (надзорных) функций и полномочий. При этом необходимо учитывать, что строительство в управленческом смысле не сосредоточено в руках единого субъекта исполнительной власти, поскольку все органы государственного управления межотраслевой и отраслевой компетенции ведут в значительном объеме строительные работы. Существенное значение имеет и тот факт, что жилищно-коммунальное хозяйство преимущественно находится в руках местных звеньев системы исполнительной власти.

 

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения, связь (ст. 71). Соответственно главную роль в управлении этими объектами играют федеральные органы исполнительной власти.

Так, Правительство Российской Федерации решает вопросы организации управления предприятиями транспорта и связи; разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам федерального транспорта, путей сообщения и связи. В его структуре действует Департамент транспорта и связи.

В настоящее время государственное управление коммуникациями федерального значения осуществляется по следующим основным направлениям, которым соответствуют следующие федеральные органы исполнительной власти отраслевого либо комплексного характера:

Министерство путей сообщения Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство связи Российской Федерации; Федеральная служба почтовой связи Российской Федерации; Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и ряд других федеральных органов.

При осуществлении возложенных на них функций и полномочий данные органы взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместно с ними проводят государственную политику в области транспорта, дорожного хозяйства и связи. В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории автомобильных дорог общего пользования, организуют работы по развитию телефонной связи и т.п.

Торговля — основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отношениям. В этой сфере особенно активно проводятся процессы приватизации, в результате чего преобладающий ранее государственный сектор торговли фактически вытеснен различными видами коммерческой, кооперативной и частной торговли и торгово-посреднической деятельности. Государство стремится сохранить свое влияние на торговый оборот преимущественно по линии его наиболее принципиальных позиций, что находит свое выражение, прежде всего в рамках установления правовых основ единого рынка. При этом в центре внимания федеральных органов исполнительной власти — проблемы оптовой торговли. Что касается розничной торговли, то основные вопросы организации и функционирования ее системы относятся преимущественно к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской федерации, в частности, определяет организационные основы эффективного функционирования товарных рынков, решает вопросы финансирования мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и т.д.

В аппарате Правительства Российской Федерации этими вопросами занимается Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию межтерриториальных торговых связей, обеспечивают функционирование региональных ярмарок, развитие оптовой и фирменной торговли, бирж, организуют управление подведомственными торговыми предприятиями и т.п.

К ведению Российской Федерации относится финансовое и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции Российской Федерации).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции).

Установлено также, что на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для перемещения финансовых средств, что денежной единицей является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами; федеральные законы определяют также порядок выпуска государственных займов (ст. 74—75 Конституции)

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ей отчет об его исполнении; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции). Правительство также обеспечивает совершенствование бюджетной системы, регулирует рынок ценных бумаг, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, устанавливает для предприятий порядок уплаты налогов, а также перечень предприятий и производств для льготного налогообложения, разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов, основ ценовой политики, федеральных банков. Эти вопросы подготовляет Департамент финансов, бюджета и денежного обращения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют некоторые из названных функций в отношениях с органами представительной власти на соответствующей территории. Кроме того, они составляют финансовый баланс, организуют взимание налогов и сборов и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.