Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право социального обеспечения, как наука и как учебная дисциплина




Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права.

Система права социального обеспечения.

Предмет и метод права социального обеспечения.

 

§ 1. Понятие социального обеспечения. Право на социальное обеспечение – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

Право социального обеспечения «как и всякая развитая наука … характеризуется тем, что ее содержание образует система связанных между собой, скоординированных узлов понятий – категорий»[1]. Категория – это основное и наиболее общее понятие. Основу системы этого права составляет исходная категория «социальное обеспечение», являющаяся результатом максимального обобщения.

По своему формальному содержанию «понятие является единством единичности, особенности и всеобщности, т. е. конкретные формы мышления – суждения, умозаключения. Развёртывание понятийной формы приводит к теории, содержание которой является более конкретной по сравнению с понятием»[2].

Юридические понятия формулируются в виде определений, кратко раскрывающих сущность правовых явлений. «Социальное обеспечение» – сложное собирательное понятие, которое отражает совокупность множества правовых явлений, существующих в обществе. Оно является многозначным понятием, которое в зависимости от целей исследования, можно изучать в экономическом, юридическом, политическом аспектах. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем труднее выразить в кратком определении все существенное. Определение должно служить средством для первоначальной ориентировки в предмете.

По вопросу об экономической сущности социального обеспечения нет единства во мнениях. В свое время В. Дурденевский считал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи, а социальное страхование как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного производства[3].

В.А. Ачаркан, Я. Фогель., В. В. Караваев рассматривали социальное обеспечение как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан,[4] а В. К. Субботенко еще и семей, в которых имеются несовершеннолетние дети[5].

В литературе по праву социального обеспечения преобладает традиционная точка зрения. «Социальным обеспечением, – писал В. С. Андреев, – следует называть совокупность социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с медицинским обеспечением и обслуживанием как важнейшим средством профилактики и восстановления трудоспособности»[6]. В отличие от В. С. Андреева, Р. И. Иванова, В. А. Тарасова рассматривали социальное обеспечение как форму распределения.

«Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам на условиях, установленных в законе, нормальный уровень жизненного, культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потери трудоспособности и кормильца, в целях охраны здоровья, материнства и детства, при потребности в иных видах социальной защищенности, путем справедливого распределения государством с участием общественных организаций и трудовых коллективов, фондов социального обеспечения, создаваемых без всяких вычетов из заработка трудящихся в основном (за счет необходимого продукта общества)»[7]. В определении указывается фонд обеспечения (фонд социального обеспечения) и источники его создания за счет необходимого продукта общества уровень жизненного, культурного стандарта сверх вознаграждения. Они считают, что при социализме социальное обеспечение по своей экономической природе не является частью заработной платы рабочих и служащих, так как труд в социалистическом обществе оплачивается сразу и полностью по его количеству и качеству. Социальное обеспечение по своей экономической природе является формой распределения продукта общества, т. е. той части стоимости вновь созданного продукта, которая не вошла в заработную плату и была удержана с работника.

Позднее Р. И. Иванова, с учетом новых экономических реалий, сложившихся в Российской Федерации, вносит в определение существенные коррективы. «Социальное обеспечение, – отмечает Иванова Р.И., – это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах»[8]. В определении она уже не указывает источник формирования фондов, участников их распределения, включает в круг лиц безработных, уровень жизненного и культурного стандарта, оговаривая фразой – «нормального воспроизводства рабочей силы».

По мнению Е. Е. Мачульской, данное определение является универсальным, отражающим сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В основу определения положены такие устойчивые признаки как: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения, особые способы предоставления средств существования, закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Однако, отмечая все достоинства этого определения, она формулирует свое видение природы этого понятия. «Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источников средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот. Далее, она разъясняет, что удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), на безэквивалентной, но нормированной основе либо не в связи с трудовой деятельностью и уплаты взносов; оказания бесплатных для потребителя услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них по льготным тарифам; предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах.

«Общественные фонды потребления, – утверждал К. С. Батыгин, – в той мере, в какой они направляются на удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей работников производства и их семей, имеют своим источником необходимый продукт, а работников непроизводственной сферы и членов их семей – прибавочный продукт»[9].

На основе анализа экономической сущности социального обеспечения в Российской Федерации Л. И. Пронина утверждает, что оно «выражает совокупность экономических отношений по поводу создания, распределения и потребления обобществленной, на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности, части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства рабочей силы»[10]. Определение полно отражает экономическую природу социального обеспечения. Изменение социально-экономической основы государства изменило отношения распределения части необходимого и прибавочного продукта в целях содержания нетрудоспособных, помощи малообеспеченным гражданам и семьям с детьми. Социальные фонды представляют совокупность экономических отношений между государством и его нетрудоспособными и малообеспеченными членами по поводу распределения обобществленной части необходимого и прибавочного продукта, предназначенного для удовлетворения их потребностей. В отличие от общественных фондов потребления социальные фонды не включают в себя той части вновь созданного продукта, который направляется для совместного удовлетворения потребностей членов общества в образовании, здравоохранении и некоторых других услугах, поскольку трудящиеся получают его непосредственно в виде заработной платы или дохода. Основную часть социальных доходов образуют фонды социального обеспечения.

Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов считают, что в существующих определениях нечетко указан субъект предоставления социальной помощи, а без его указания любое определение будет неполным. Они предлагают следующее определение:

«Социальное обеспечение – это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка (дохода), малообеспеченность или нуждаемость, а также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности» [11].

Тот или иной род или вид обеспечения называется социальным при наличии следующих признаков:

Объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленные на поддержание или предоставление определенного уровня социального обеспечения.

Наличие образуемого государством специального фонда, являющегося источником средств для финансирования конкретного вида социального обеспечения.

Особые способы предоставления средств к существованию.

Закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах (прежде всего в законах).[12]

Исходя из направлений социальной политики Республики Беларусь, можно считать, что социальным обеспечением охватываются не только лица, нуждающиеся в материальной поддержке со стороны общества, но и граждане, нуждающиеся в бесплатном медицинском обслуживании и лечении, а также в образовании. Осуществление этих благ реализуется в рамках государственной системы здравоохранения, просвещения и жилищного хозяйства, существующих наряду с традиционной системой социального обеспечения.

В социалистическом обществе социальные риски не признавались. Для централизованно-планового метода организации хозяйственной жизни, в которой задавались и заранее определялись экономические и социальные параметры состояния и развития всех без исключения сфер жизнедеятельности, риск выступает как категория, противостоящая директивно-плановому способу управления. Поэтому, страховыми рисками считались, как правило, события природного характера: стихийные природные бедствия, пожары и т. д.. Да и по сути своей социальный риск был здесь иным и меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла стабильные условия общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основным нанимателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости, т. е. брало на себя ответственность за экономические и социальные риски. С развитием частных форм собственности и хозяйственная сфера государственного социального обеспечения и его возможности неизбежно сокращаются.

В настоящее время социальными признаются риски, возникающие по причинам общественного характера, и защитится от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно. Они предопределены сложным комплексом социально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельного человека. Эта точка зрения по взаимоответственности людей за их жизнедеятельность в обществе и государстве порождает необходимость установления критериев нормального, приемлемого социального положения людей при наступлении или иных видов социальных рисков. И, наоборот, существенное отклонение от нормального, вызванного одним из рисков, считается аномалией, требует защиты и обеспечения социальными гарантиями. Таким образом, «социальный риск» – это отрицательная величина, а «социальные гарантии» – положительная.

В условиях экономической свободы роль и возможность государства по социальной защите носит другой характер. Усилия государства направляются на уязвимые слои населения – инвалидов, детей, престарелых. Социальная защита населения, занятого трудом, обязанность их самих и нанимателей. Это достигается участием работников и нанимателей в формировании финансовых ресурсов, передачей функций по распоряжению этими ресурсами в ведении полномочных представителей работников и нанимателей, установлением прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты страховых взносов. Такой подход отвечает природе социальной политики государств с рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах:

- ответственность людей наемного труда, их нанимателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;

- солидарная поддержка работающими и нанимателями наименее защищенных работников и их семей;

- оптимальная поддержка (принцип субсидиарности), который определяет меру солидарной поддержки и фиксирует ее размер.

Мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования, а именно пенсионного, медицинского, страхования от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

Целесообразность такого социального страхования объясняется разной природой социальных рисков, сходством удовлетворяемых потребностей, а также спецификой регулирования различных видов страхования.

Итак, предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты населения, занятого трудом, от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

Определение содержания риска и степени его вероятности позволяют разработать систему упреждающих профилактических мер по снижению риска, а также оценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий. При определении природы риска важна оценка степени утраты трудоспособности, качественные и количественные ее характеристики.

§ 2. Предмет права социального обеспечения. Приступая к рассмотрению проблемы предмета регулирования необходимо отметить, что данный вопрос в науке права социального обеспечения является одним из наиболее дискуссионных. Высказываются различные, порою диаметрально противоположные точки зрения. Это связано с тем, что понятие социального обеспечения многоаспектно.

Предмет права социального обеспечения выводится из понятия социального обеспечения как определенного комплекса общественных отношений. Однако содержание этих понятий не совпадает полностью.

В структуре отношений по социальному обеспечению выделяются три группы: отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения; отношения между компетентными государственными органами по поводу образования фондов; отношения в связи с управлением этими фондами. Как считает Е.Н. Доброхотова, к предмету права социального обеспечения относятся отношения первой группы[13].

В связи с этим представляется целесообразным кратко остановиться на рассмотрении основных понятий, имеющихся в науке права социального обеспечения по вопросу о предмете правового регулирования.

Наиболее узко к решению проблемы предмета права социального обеспечения подходят В. В. Караваев, В. С. Сазонов, Н.И. Фаянс, включая в него лишь отношения по материальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных[14], а М. Л. Захаров к этому добавляет еще отношения по материальному обеспечению семей, имеющих детей[15]. В. Ш. Шайхатдинов определяет предмет правового регулирования как совокупность общественных отношений в связи с удовлетворением личных материальных потребностей членов общества в индивидуальной форме[16]. В. С. Андреев, Р. И. Иванова, Е. Н. Доброхотова и др. относят к предмету правового регулирования более широкий объем отношений. В него входят отношения, имеющие место при полной или частичной утрате трудоспособности, материнстве и детстве, потери кормильца, пенсионные, медицинской помощи и лечению, болезни и др.

Исходя из существующих социально-экономических реалий, сложившихся в Российской Федерации, Е. Е. Мачульская к предмету права социального обеспечения относит совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходом ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения[17].

М. О. Буянова считает, что предмет права социального обеспечения составляют в настоящее время несколько групп общественных отношений. Во-первых, это отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты). Во-вторых, отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан). В-третьих, процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют ядро предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут[18].

Таким образом, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить непосредственно отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся:

- отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, безработице;

- отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей;

- отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малоимущим людям;

- отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней;

отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых программ и др.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также возникающие в связи с реализацией непосредственно распределительные отношения, т.е. отношения правоприменительной деятельности. Содержанием последних является установление юридических фактов, вынесения решений по вопросам социального обеспечения, а также отношения, когда между участниками материального отношения возникают споры, порядок разрешения которых не урегулирован нормами гражданско-процессуального права.

§ 3. Метод права социального обеспечения. Субъектный состав, условия возникновения, изменения и прекращения отношений, их содержание характеризуется внутренним единством и взаимосвязанностью. Поведение субъектов, участвующих в отношениях, регулируются специфическим методом, также имеющим определенную общность. Как обоснованно отмечает С. С. Алексеев, «главное, что придает правовому режиму основных отраслей юридически четкое, контрастное выражение и позволяет рассматривать его в качестве видового или даже генерального, – наличие особых, только данной отрасли присущих метода и механизма регулирования»[19].

В настоящее время в теории социального обеспечения сложились два основных подхода к определению отраслевого метода, которые на первый взгляд являются взаимоисключающими. Однако фактически они в значительной части совпадают. При этом одни авторы признают отраслевой метод как один из основных признаков самостоятельности отрасли. Другие отрицают этот факт, полагая, что ни одна отрасль права, в том числе и право социального обеспечения, не имеет в своем арсенале уникального, присущего лишь ей набора средств правового регулирования. В этой связи заявляется отказ от категории метода права социального обеспечения и необходимости замещения его понятием «механизм правового регулирования».[20]

В определениях метода правового регулирования общественных отношений права социального обеспечения, данных М.И. Полупановым, М. Л. Захаровым, эта правовая категория характеризуется в аспекте характера и формы представления социального обеспечения получателю – государственное предоставление, главной чертой которого является безэквивалетное предоставление гражданам различного рода материальных благ алиментарного характера[21]. Это хотя и важная черта метода, но не единственная.

Общее юридическое положение субъектов правоотношений права социального обеспечения характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти, ни подчинения, или отношений равенства. Государство, в лице его органов, выступает обязанным субъектом, причем эта обязанность принята им на себя не добровольно, а в силу объективной необходимости для общества удовлетворять материальные потребности нетрудоспособных. Другой признак – общий порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений – проявляется в том, что основания исчерпывающим образом перечислены в правовых нормах. Дополнять этот перечень на договорных началах стороны не вправе. Содержание предоставляется только в тех случаях, когда есть основания, т. е. временная и постоянная утрата трудоспособности. Причем правоотношения возникают в силу волеизъявления гражданина. Что касается характера установления прав и обязанностей участников правоотношений, то используется преимущественно императивный способ. Однако в определенной степени применяется и диспозитивный, когда сторонам правоотношения дозволяется то, что прямо разрешено правовыми нормами.

Р.И. Иванова, в обосновании самостоятельного метода правового регулирования отношений по социальному обеспечению и раскрытию его основных черт полагает, что в праве социального обеспечения применяется диспозитивный метод регулирования на фоне разрешительного типа регулирования, т.е. метод социально-обеспечительных притязаний (требований) и предоставлений[22].

С.И. Кобзева считает, что в соответствии с положениями теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений[23].

К особенностям метода права социального обеспечения она относит:

сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

специфические способы определения содержания правоотношений;

специфику юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения;

специфику санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

§ 4. Система права социального обеспечения. Из особенностей общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, и метода правового регулирования формулируется общее определение права социального обеспечения как отрасли права Республики Беларусь.

Система права социального обеспечения – это совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое, и объединяющих отдельные относительно устойчивые общности норм, имеющие дробную структурную определенность. Согласно В.С. Андреева, система права социального обеспечения – обоснованная, объективно существующая последовательность связей институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права[24].

Система любой отрасли права носит сложный характер. Она является научно обоснованной классификацией правовых норм. Такие нормы в основном систематизированы в кодексах и других законах. Нормы права социального обеспечения не кодифицированы, а содержатся в текущих законах и других нормативных актах.

Структурными элементами системы права социального обеспечения являются норма права, институт права, субинститут, подотрасль права.

Правовая норма является первичным элементом системы права социального обеспечения. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера для субъектов права в области социально-обеспечительных отношений.

Наиболее характерными структурными подразделениями системы права социального обеспечения являются институты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования, т. е. особенностям отдельных видов общественных отношений либо отдельным элементам какого-либо конкретного вида общественных отношений. В целом отрасль право социального обеспечения выступает как система взаимосвязанных правовых институтов.

Правовой институт – основа отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты.

Институты отрасли права, регулирующие социально-обеспечительные отношения одного рода, объединяются в подотрасли права социального обеспечения. Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов считают, что в праве социального обеспечения имеется пять отраслей: социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание.[25] Эти подотрасли регулируют отдельные массивы социально-обеспечительных отношений, характеризующихся своей спецификой (источник финансирования, органы, осуществляющие обеспечение) и известной родовой обособленностью, т.е. особенной совокупностью субъектов получения социального обеспечения.

Нормы права социального обеспечения по характеру выражаемого правила подразделяются на две группы: нормы, содержащие общие, принципиальные положения, характеризующие данную отрасль права с учетом совокупности всех регулируемых ею общественных отношений, и нормы, закрепляющие правила, касающиеся отдельной стороны или вида общественных отношений, включаемых в предмет отрасли права. В этой связи выделяется общая и особенная части отрасли права социального обеспечения.

Общая часть права социального обеспечения охватывает правовые нормы, содержащие сущностную характеристику данной отрасли права, выражающие задачи, принципы отрасли, закрепляющие связь общественно полезной деятельности граждан с доставляемыми видами обеспечения[26].

Нормы этой части регламентируют наиболее общие вопросы. Среди них значительное место занимают нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели. Они устанавливают предмет права, субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, их правовое положение, формируют метод правового регулирования, определяют перечень оснований для предоставления социального обеспечения, устанавливают виды обеспечения. Нормы общей части закрепляют ряд принципиальных положений, которые рассматриваются наукой как отраслевые принципы.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов к общей части отрасли права социального обеспечения относят такие институты, как принципы и задачи правового регулирования; институт оснований и задач обеспечения; субъекты права социального обеспечения; институт основных прав и обязанностей субъектов в области социального обеспечения.[27]

Особенную часть составляют нормы, регламентирующие основания, порядок предоставления и размер всех видов обеспечения и объединяемые по этому признаку в правовые институты. Внутренняя структура этих институтов неодинаковая, нормы внутри них располагаются различно и имеют относительно самостоятельный объект регулирования. Центральное место среди институтов занимает институт пенсионного обеспечения.

В.Ш. Шайхатдинов пенсионное обеспечение рассматривает как генеральный институт, то есть комплекс норм, закрепляющих общую юридическую конструкцию, выраженную в дифференцированных институтах. Он подчеркивает, что этому институту свойственна роль юридического объединения отдельных ветвей дифференцированного правового регулирования[28]. Эту точку зрения поддерживает Е.Н. Доброхотова, Н.В. Филиппова, М.А. Янтураева. Они считают, что в структуре этого института четко вырисовываются субинституты, объединяющие нормы, которые регулируют отдельные виды пенсий[29].

Особую группу видов обеспечения составляют пособия. Е.Н. Доброхотова и др. относят нормы, регулирующие обеспечение отдельными видами пособий к правовым институтам, а их объединения – к генеральным институтам по видам обеспечения. К числу институтов относят также институт трудового стажа, медицинской помощи и лечению, социальному обслуживанию. Они по своему характеру являются комплексными, поскольку внутренне их строение складывается из норм, объединяемых в субинституты. Кроме того, в систему особенной части входят институты, нормы которых регулируют процедурные и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.

Нормы института страхового (трудового) стажа регулируют отдельные элементы, общие для тех видов отношений, в основе возникновения которых в качестве самостоятельного юридического факта содержится требование о наличие страхового (трудового) стажа.

От системы права социального обеспечения как отрасли следует отличать систему законодательства. Первая соотносится со второй как содержание и форма. Систему законодательства Е.Е. Мачульская определяет «как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права»[30]. В систему законодательства входят правовые нормативные акты, статьи и т. п. Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином консолидированном нормативном акте. Право социального обеспечения одна из немногих отраслей, не имеющая кодифицированного акта, устанавливающего основные фундаментальные положения, на которых создается система социального обеспечения Республики Беларусь. Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Таким образом, система права социального обеспечения проявляется в законодательстве по социальному обеспечению, а последнее выступает источником права социального обеспечения.

Система отрасли права социального обеспечения отличается и от системы науки о социальном обеспечении. Традиционно система науки более широкая, чем система отрасли.

Таким образом, система отрасли права социального обеспечения – это определенным образом организованная совокупность подотрасле, институтов, субинститутов и правовых норм, которая объективно отражает социально-обеспечительные отношения в нашей стране.

§ 5. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права. Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и системе права социального обеспечения Республики Беларусь дают возможность отграничить эту отрасль права от других, смежных отраслей права. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования, в силу чего на практике нередко возникают трудности определения отраслевой принадлежности норм права и отдельных институтов.

Применительно к праву социального обеспечения смежными отраслями права выступают трудовое, административное и финансовое право.

Как самостоятельное структурное образование право социального обеспечения сформировалось сравнительно недавно (1960-1970-е годы). До этого большинство юридических норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, входило в трудовое право. Как смежные отрасли права их связывают общие черты предмета и метода правового регулирования.

Главным предметом трудового права выступают трудовые отношения между работником и нанимателем. Право социального обеспечения регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда по тем или иным причинам они временно или постоянно утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Более того, размер материального обеспечения граждан в этом случае соизмеряется с трудовым (страховым) стажем, а также с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с нанимателями.

Различное юридическое значение имеет специальный стаж, который в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения он необходим для назначения пенсий за выслугу лет, пенсий по возрасту в связи с особыми условиями труда.

Право социального обеспечения предусматривает выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий и пособий из централизованных фондов (например, Фонда социальной защиты), в то время как трудовое право регулирует оплату из фондов, существующих на конкретных предприятиях и других субъектах хозяйствования.

Между указанными отраслями существуют различия и в методах правового регулирования. В отличие от трудового права большинство отношений по социальному обеспечению имеет не договорной характер. Граждане получают материальное обеспечение на основании директивных норм права, применяемых компетентными государственными органами, в силу чего они не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон. Исключение составляют случаи, когда локальными нормативными актами (обычно коллективными договорами) предусматривается улучшение материального положения работников и членов их семей за счёт самой организации.

Что касается отношений финансово-правовых и отношений по социальному обеспечению, то здесь необходимо иметь в виду следующее. При выплате гражданам пенсий и пособий, а также при решении вопросов аккумуляции государственных денежных средств на эти цели финансовая сторона возникающих при этом общественных отношений выступает как форма, обусловленная деятельностью государства по обеспечение благосостояния граждан. Финансовые отношения возникают, наряду с отношениями по социальному обеспечению, в тех случаях, когда обеспечение осуществляется в денежной форме.

Равным образом, при организации социального обеспечения, в процессе его практического осуществления возникают наряду с отношениями по социальному обеспечению, и административно-правовые отношения, которые обусловлены наличием государственных органов управления социальным обеспечением. Управленческие отношения составляют предмет административного права, что не противоречит существованию отношений по социальному обеспечению и не даёт оснований для включения последних в предмет административного права[31].

§ 6. Право социального обеспечения, как наука и как учебная дисциплина. Каждая наука вычленяет из окружающей реальности определенную область, процессы и явления, которые она исследует. Социальные явления, процессы отношений весьма многогранны, имеют сложную структуру и носят многоуровневый характер. Каждая наука исследует определенную часть социальных отношений, которым присущи свойства, причинно-следственные связи определенного типа и уровня и которые в совокупности образуют и составляют предмет науки.

В отличие от отрасли наука права социального обеспечения исследует закономерности социально – правового регулирования этих общественных отношений. Результатом такого изучения является сформировавшееся учение о праве социального обеспечения, состоящее из системы взаимосвязанных понятий и взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Предметом изучения науки являются, прежде всего, нормы права социального обеспечения. Поэтому первоочередная задача данной науки – всестороннее тщательное и глубокое изучение содержания нормы. Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Она может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Многочисленные исследования в этой области во многом способствовали правильному и единообразному применению правоприменительными органами норм права социального обеспечения.

Нормы права социального обеспечения воплощены в многочисленных актах законодательства. Последние также входят в предмет науки права социального обеспечения. Наука, изучая законодательство, выявляет его систему, иерархию различного рода нормативных актов законодательства, их юридическую силу, определяет состояние законодательства, его соответствие потребностям общества и определяет пути и способы его совершенствования.

Предметом науки охватываются общественные отношения, регулируемые нормами права социального обеспечения. В соответствии с этим другой не менее важной задачей, стоящей перед наукой, является исследование общественных отношений, регулируемых отраслью. Процесс воздействия норм права социального обеспечения на регулируемые ими общественные отношения является составной частью предмета науки. В основе любых правоотношений лежат соответствующие юридические факты, изучение которых также относится к задачам науки.

Изучение практики применения норм права социального обеспечения – важнейшая задача, стоящая перед наукой. Именно в рамках этого изучения выявляются недостатки законодательства, научный анализ которых позволяет сформулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения. Анализ практики применения норм позволяет выявить недостатки не только права как отрасли, но и недостатки самой науки.

В сферу науки входят изучение права не только Республики Беларусь, но и других стран. Наука не может успешно развиваться, не воспринимая опыт и достижения науки других стран.

Право социального обеспечения как научная дисциплина также имеет собственный метод, предмет, систему, отличную от отрасли. Предмет науки значительно шире предмета отрасли. Наука как система научныхзнаний, правовых взглядов, идей, понятий, концепций, суждений, теорий охватывает не только знания о содержании правовых норм данной отрасли, но и дает понятие самой отрасли, ее предмета, метода правового регулирования, системы; раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов), содержит знания об истории развития отрасли, а также правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению в других странах.

В процессе исследования общественных явлений применяются как общий метод научного познания, так и методы, специфичные для правовых исследований: исторический, логический, сравнительного правоведения и др.

Система науки состоит также из Общей и Особенной части. В общей части науки права дается понятие социального обеспечения как многоаспектного общественного явления и как отрасли права; раскрывается предмет, метод, система отрасли, формулируются ее принципы, содержится учение о правоотношениях, об источниках отрасли, истории и перспективах ее развития.

Предметом изучения являются, прежде всего, нормы права в их взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием экономики, политики и социальной жизни общества. Она исследует и оценивает систему норм с точки зрения их демократичности, социальной справедливости, сравнивает систему права социального обеспечения с системой права других стран.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина формируется под влиянием права социального обеспечения, с одной стороны, как отрасли права и отрасли законодательства, а с другой – как отраслевой юридической науки. Но если право и законодательство предоставляет учебной дисциплине «строительный материал» для обучения праву социального обеспечения в виде норм права и нормативных актов, то наука питает ее главным образом идеями. Наука делится с учебной дисциплиной результатами своей познавательной деятельности, снабжает ее понятийным аппаратом, вооружает методами обучения. В свою очередь, преподавание права социального обеспечения нередко служит толчком для постановки и разработки новых проблем, которые ранее ускользали из поля зрения ученых. Самостоятельность предмета права социального обеспечения как учебной дисциплины обусловлена, прежде всего, спецификой стоящих перед нею задач.

Еслиотрасль права и отрасль законодательства регулируют общественные отношения, а отраслевая юридическая наука изучает закономерности их правового регулирования, то учебная дисциплина обучает праву социального обеспечения, прививает навыки и умение анализировать научные теории, толковать нормы права, решать конкретные жизненные ситуации, подпадающие под действие норм права социального обеспечения.

В теории права социального обеспечения сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются сущность, содержание, закономерности и тенденции этой отрасли права.

Понятие отражает в обобщенной форме явления и события действительности, связи между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Категории относятся к наиболее общим фундаментальным для данной системы научных знаний понятиям.

Важнейшим компонентом системы логических форм научных знаний социального обеспечения является его понятийный аппарат, т.е. совокупность понятий, с помощью которых появляется возможность в обобщенной форме отразить и выразить явления, присущие социальному обеспечению, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств и признаков. Это достигается за счет применения в процессе познавательной деятельности абстрагирования, идеализации, обобщений, сравнений и определений. Понятийный аппарат пронизывает всю ткань социального обеспечения – от его сущности, предмета, функций до критериев его эффективности. Структурно понятийный аппарат можно разделить на три группы: понятия, характеризующие его сущностный аспект; понятия, характеризующие его технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социального обеспечения.

Понятия как важнейшая логическая форма позволяет выразить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальном обеспечении. Именно благодаря взаимодействию понятий и посредством их в науке представляется возможным выразить в научных теориях выявленные закономерности, тенденции, принципы и правила.

Различают два уровня понятий: понятия социального обеспечения, отражающие ее соответствие повседневной форме чувственных представлений, и понятия социального обеспечения, образующиеся путем логической интерпретации первичных понятий. Такие понятия относятся к теоретическим.

Теория социального обеспечения, как и любая научная теория, исторически развивается как процесс приращения знания путем последовательного осмысления экспериментальных данных, практического опыта, предшествующих теоретических наработок, интуитивных предположений и гипотез. Логические формы познания, знания, осмысления действительности являются связующим звеном между теорией и практикой, наукой и опытом, составляя главное содержание научной теории, позволяют логично соотносить теоретические положения с реальностью. Научная теория – это выраженная в понятиях совокупность идей, постулатов и аксиом, законов и принципов, отражающих через ряд опосредованных реальных явлений и процессов, присущие предмету исследования данной науки. Знания всегда добываются ради преобразования действительности, отражением которой они являются.

Выявление основных элементов категориального аппарата теории права социального обеспечения позволяет раскрыть логику ее развития, углубить представления о сущности, содержании причинно-следственных связей, характеризующих теорию и практику социального обеспечения.

Теория выражается в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной системы социальной защиты населения. Предметом исследования социального обеспечения как науки являются социальные явления, процессы разных уровней, отражающих эту сложную систему.

Структурный анализ теории социального обеспечения как относительно самостоятельной системы научных знаний следует начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы и учреждения социальной защиты населения.

Действенность системы социальной защиты населения, эффективность практики социального обеспечения во многом определяются научной обоснованностью содержания, форм и методов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.