Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения




Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.

Глава 3. Источники права социального обеспечения.

Содержание принципов права социального обеспечения.

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.

Глава 2. Принципы права социального обеспечения

 

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Проблема принципов права – одна из многих основных проблем, которая широко дискуссируется в научной литературе по праву. Считалось, что принципы правового регулирования – это руководящие идеи, определяющие сущность, внутреннее единство и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. Однако в последние годы принципы все чаще определяются как основополагающие начала, отправные положения и т.п. Вполне логична точка зрения, что определять принципы права только как руководящие идеи нельзя, так как в этом случае понятие «идея» это уже категория правосознания. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо следуют из их содержания.

Роль правовых принципов заключается в том, что они позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и моралью; определить общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей; помочь практическим работникам в применении норм права и решении вопросов, не урегулированных нормами права; обеспечить единство норм отрасли.

Принципы по своей природе отличаются высокой степенью всеобщности и стабильности. Они не обладают набором признаков и характеристик, свойственных логической норме, и не всегда получают особое закрепление в той или иной конкретной норме-предписании. «Направляющая, регулирующая роль принципов… проявляется только в рамках целостной нормативной системы, непосредственное содержание которой образуют нормы-предписания, и через неё»[32]. Они представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Н.Г. Александров считал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных норм права, а находил необходимым характеризовать содержание права также в обобщенных категориях. Такой категорией, по его мнению, являются общие, межотраслевые, внутриотраслевые принципы права[33]. В юридической науке распространено мнение, что с помощью совокупности принципов нельзя всесторонне регулировать любое общественное отношение. Однако, как правильно отметил И. Сабо, «роль основных принципов права состоит в том, чтобы в обобщенном виде выражать основные особенности содержания права; служить отправным пунктом при создании и дальнейшем развитии правовых систем; способствовать реализации правовых норм, в первую очередь, их толкованию и применению, содействовать раскрытию взаимосвязи отдельных норм права со всей правовой системой, а также тому, чтобы правовые нормы применялись с учетом их общей направленности»[34].

Под принципами права социального обеспечения понимаются основные начала социально-правового регулирования общественных отношений. Принципы пронизывают все законодательство по социальному обеспечению, отражая его наиболее существенные свойства. Поэтому правильное понимание и применение норм законодательства по социальному обеспечению возможно только с учетом общих принципов права.

Современные принципы права социального обеспечения отражают сложившуюся систему общественных отношений. Кроме того, в них проявляется гуманистический и демократический характер всей системы права. Природу норм права социального обеспечения выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии.

Каждый из авторов, исследующих проблему принципов, выдвигает и обосновывает свой перечень принципов права. Так, например, Е.Е. Мачульская, в праве социального обеспечения Российской Федерации, выделяет следующие принципы: всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредных, тяжелых и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом[35]. В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного уровня[36].

Э.Г. Тучкова выделяет следующие принципы: осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в тех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, принимаемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их права[37].

В зависимости от источников принципы права делятся на:

- нормы-принципы, которые прямо закрепляются в законодательных актах, выступают в виде правовых норм, но значительно отличаются от последних. Такие принципы содержат общее правило поведения и с их помощью невозможно урегулировать конкретное правоотношение, однако их можно использовать для толкования норм права в случае пробелов в законодательстве. Нормы-принципы имеют общеобязательный характер и могут официально реализовываться в правоприменительной практике. Эти принципы не содержат традиционных элементов структуры нормы;

- принципы, выводимые из норм. Они логически выводятся из содержания действующего национального законодательства и норм международного права. В отношении их большинство юристов полагают, что принципы права не являются результатом субъективных суждений ученых или законодателей, а представляют собой объективно присущие праву качества. «Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не придумывает, а открывает заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование»[38].

Право социального обеспечения, как элемент правовой системы Республики Беларусь, испытывает на себе действие общеправовых, межотраслевых и внутриотраслевых принципов. Общие, межотраслевые и подотраслевые принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного.

Отрасль права может существовать тогда, когда, кроме предмета и метода, характеризуется специфическими, общими, принципиальными положениями. Внешне это выражается в выделении внутри отрасли общей части, охватывающей общие черты содержания конкретных норм данной отрасли права.

К общеправовым принципам права социального обеспечения Республики Беларусь относятся: признание и гарантированность прав и свобод человека, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, равенство всех перед законом и судом, гарантированность государственной защиты этих прав и свобод, социальная справедливость и равенство.

Межотраслевые принципы действуют не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Такие принципы, как обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей характерна и для трудового и для семейного права.

Отраслевые принципы выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения. Для права социального обеспечения наиболее присущи следующие принципы: всеобщность, равенство, социальная справедливость, осуществление социального обеспечения, как за счет страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения.

Ряд указанных общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов закреплен в Конституции Республики Беларусь или вытекает из конституционного положения о социальности государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности (ст. 2 Конституции). Принцип социального государства включает требования социального обеспечения и социальной справедливости. О реализации государством этой конституционной обязанности может свидетельствовать установление уровня социального обеспечения, позволяющего человеку вести достойную жизнь. В качестве социального стандарта такого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум. Государство, признавая данный принцип в качестве ориентира для дальнейшего развития системы социального обеспечения, принимает решения, приближающие его реализацию. Принцип правового государства, как и принцип социального государства, является основным конституционным принципом, который вместе с защитой человеческого достоинства составляет ядро конституционного строя государства. Всеобщий принцип равенства имеет большое значение в праве социального обеспечения.

Не все основные принципы получили текстуальную формулировку в важнейших нормативных актах. Между тем наличие легальных формулировок принципов права является одним из свидетельств высокого уровня систематизации и качества действующего законодательства. Текстуальное закрепление легального формулирования принципов права социального обеспечения важно в теоретическом и практическом отношениях. Оно дает возможность правильно уяснить сущность и смысл конкретных норм права.

В ст. 2 Закона «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. к основным принципам социального обслуживания отнесены:

- адресность,

- гуманизм,

- социальная справедливость,

- социальное равенство,

- доступность,

- конфиденциальность,

- общая профилактическая направленность.

Согласно ст. 2 Закона «Об основах государственного социального страхования», основными принципами государственного социального страхования являются:

- участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;

- распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

- гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

- равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

- дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

- участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения производится в зависимости от трудового вклада, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию как трудовая деятельность. Например, с определенной её продолжительностью связано право на трудовую пенсию по возрасту. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения и в более высоком размере. Определенная длительная профессиональная деятельность признается основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. К числу других социально значимых обстоятельств следует отнести: необходимость в постороннем уходе, наличие иждивенцев, получение пенсии в минимальном размере, многодетность или воспитание детей в неполной семье и др.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и др.).

Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности поколений, субъектов и отраслей экономики. Солидарность поколений заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения, а не за счет накоплений, созданных прошлыми взносами.

Солидарность субъектов проявляется в перераспределении средств.

Однако целесообразность дальнейшего использования этого принципа в качестве основы для финансирования пенсий по возрасту подвергается пересмотру.

Принцип дифференциации уровня социального обеспечения применяется в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

Принцип универсальности права на социальное обеспечение выражает идею об обеспечении при наступлении всех случаев, перечисленных в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинской помощи.

Содержание принципа гарантированности социальной помощи во всех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, заключается в том, что право на тот или иной вид социального обеспечения связано с такими обстоятельствами (выполняющими роль юридических фактов), как достижение определенного возраста, наступление инвалидности, временная потеря трудоспособности, безработица, наличие в семье детей, нуждаемость в постороннем уходе, в средствах передвижения и другими (независящим от человека обстоятельствам теряет источник средств существования).

Широкий перечень оснований для социального обеспечения, признаваемых государством, обуславливает необходимость предоставления различных видов социальной поддержки, что отражено в отраслевом принципе о многообразии видов социального обеспечения.

В зависимости от формы социальной помощи различают денежные и социальные услуги. Обеспечение в денежной форме осуществляется путем выплаты гражданам пенсий, пособий, компенсационных выплат. Социальное обеспечение предоставляется и в форме той или иной социальной услуги: социальная помощь на дому, содержание в условиях социального обслуживания, обеспечение транспортным средством, профессиональное обучение и трудоустройство инвалида, медицинской помощи и лечения, обеспечение лекарственными средствами и др. Благодаря многообразию видов социального обеспечения достигается основная цель – удовлетворение различных потребностей субъектов социального обеспечения.

Распределительные отношения, к которым примыкают и отношения по социальному обеспечению граждан, прежде всего, должны отвечать такому социальному критерию, как справедливость, т.е. гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Соответственно различаются и финансовые источники, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение.

Анализ действующего законодательства дает основание полагать, что современные принципы права социального обеспечения характеризуются следующими чертами:

- политико-экономической и социальной обусловленностью;

- общностью содержания, т. е. выражает сущность многих групп норм права;

- предметной определенностью – выражают природу системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений;

- государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

- системностью;

- целенаправленностью;

- стабильностью, так как они по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основные начала социально-правового регулирования общественных отношений. Принципы пронизывают все законодательство по социальному обеспечению, отражая наиболее существенные свойства. Законодательно закрепленные принципы могут непосредственно применяться при регулировании общественных отношений, входящих в предмет права.

Следовательно, принципы права социального обеспечения – это закрепленные в норме Конституции Республики Беларусь или в законах руководящие положения, которые непосредственно регулируют сферу социально-обеспечительных правовых отношений.

 

§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначается условным термином «источники права». В юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные системы, известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

В теории права под источником права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах[39]. В белорусском праве основным источником права являются нормативные правовые акты.[40]

Право включает не только нормативные акты, но и правовые отношения, правовую идеологию, правовое сознание. Между правом и законом есть особенности, а именно право шире закона, так как правовые нормы фиксируются и в иных актах, закон издается государственным органом, а право предшествует закону.[41]

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса, во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативной акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативно-правовой акт – это акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права. Он принимается субъектом правотворчества в соответствии с принципами законности, выступает в определенной юридической форме, содержит предписания общего характера, обращенные к индивидуально-неопределенному кругу лиц, направленные на регулирование типичных общественных отношений, действует непрерывно и неоднократно, служит формой установления, изменения или отмены правовых норм[42].

Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный правовой акт отличается от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснения того, как нужно понимать действующую норму).

Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В него входит не только национальное законодательство, но и ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 8 Конституции Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора, т.е. нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам Республики Беларусь.

Среди источников правового регулирования социального обеспечения базовую роль выполняют универсальные международно-правовые нормы, содержащиеся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека. Декларации социального прогресса и развития, нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенциях МОТ и др. Другую группу источников регулирования социальных прав составляют партикулярные нормы региональных соглашений (Европейская социальная хартия, Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся мигрантов, учредительные договора ЕС, регламенты ЕС и ряд др.).

Е.Е. Мачульская подразделяет данные источники права на три группы: акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организации, без ратификации; акты обязательные для исполнения после ратификации и акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся международные договоры, порождающие юридические обязательства для государств-участников и приводящие в действие определенные средства международного контроля, которые предусматривают ответственность за неисполнение норм. У государства как субъекта международного права с момента вступления в силу договора возникает юридическая обязанность исполнения договора.

Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.

Третью группу составляют документы, содержащие в основном рекомендательные нормы. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по социальным правам. Среди документов ООН важное значение, прежде всего, имеют Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Они по характеру программно-политические.

В статье 38 Устава Международного Суда ООН указаны источники международного права, на основании которых решаются споры. К ним относятся:

- общие принципы права;

- международные общие и специальные конвенции;

- международный обычай;

- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Согласно Закона «О международных договорах Республики Беларусь» (в ред. от 15.11.2004 № 331-3) нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории республики права.[43]

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Пенсионный фонд Украины договорились, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого, где законодательством данный вид пенсии не предусмотрен, выплата пенсии продолжается государством, откуда прибыл пенсионер, до возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством государства, на территорию которого он переселился. Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

В соответствии со ст. 9 Соглашения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются по законодательству государства, на территории которого было получено трудовое увечье, за счет средств соответствующей Стороны.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие профессионального заболевания назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством, которое распространялось на работника в период осуществления трудовой деятельности, вызвавшей это заболевание, независимо от того, на территории какого государства это заболевание было впервые выявлено, за счет средств соответствующей Стороны.

Перевод пенсий осуществляется только при условии переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства на постоянное место жительства. Перевод пенсий осуществляется Сторонами на счета обслуживающих банков в долларах США по курсу валют, устанавливаемому соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Украины на день совершения операции. Выплата пенсий производится в национальной валюте государства, на территории которого постоянно проживает получатель пенсии.

Выплата пособия на погребение и недополученной в связи со смертью пенсионера суммы пенсии производится за счет средств Стороны, которая финансировала выплату пенсии.

Перевод пенсии производится, начиная с месяца, до которого производилась выплата пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения за пенсией.

Перевод и выплата пенсий осуществляется на основании заявления пенсионера. Заявление о переводе пенсии по выбору пенсионера может подаваться:

- в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по прежнему месту постоянного жительства;

- в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- в Пенсионный фонд Украины.

После поступления заявления о переводе пенсии за границу в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, а пенсионное дело заявителя с указанием срока, по который выплачена пенсия, и указанное заявление направляются соответственно одной из Сторон, которая будет финансировать выплату.

В случае обращения пенсионера с заявлением о переводе пенсии непосредственно в одну из Сторон, эта Сторона самостоятельно запрашивает пенсионное дело заявителя.

Невыплаченные в течение 30 дней после получения платежа суммы пенсий возвращаются Стороной, производившей выплату, на банковский счет Стороны, которая финансировала выплату.

Получатели пенсий не несут расходов, связанных с переводом пенсий. Расходы на оплату услуг по доставке и выплате пенсий несет Сторона государства, на территории которого проживает получатель пенсии.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь финансирует расходы, связанные:

с переводом на банковский счет Пенсионного фонда Украины средств для выплаты пенсий, назначенных в Республике Беларусь, лицам, проживающим на территории Украины;

с выплатой пенсий, назначенных в Украине, лицам, проживающим на территории Республики Беларусь;

с возвращением на банковский счет Пенсионного Фонда Украины невыплаченных пенсий, назначенных в Украине.

Пенсионный фонд Украины финансирует расходы, связанные:

с переводом на банковский счет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств для выплаты пенсий, назначенных в Украине, лицам, проживающим на территории Республики Беларусь;

с выплатой пенсий, назначенных в Республике Беларусь, лицам, проживающим на территории Украины;

с возвращением на банковский счет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь невыплаченных пенсий, назначенных в Республике Беларусь.

Сторона, финансирующая выплату пенсий, несет ответственность за полный и своевременный перевод пенсий.

Сторона, которая производит выплату пенсий, несет ответственность за своевременную и правильную выплату пенсий.

Споры, связанные с переводом пенсий, решаются Сторонами путем переговоров.

Первым из многосторонних договоров, где нашло свое непосредственное отражение сотрудничество государств в области социального обеспечения, стал Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Ст. 10 Договора гласит: «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям». До настоящего времени указанное положение Договора остается нереализованным и негармонизирован в национальные системы социальной защиты.

Республика Беларусь, как суверенное государство, осуществляет весьма важную деятельность по сотрудничеству со странами СНГ и другими государствами, ранее входившими в состав Союза, в области пенсионного обеспечения. В 1998 г. подписано Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Значимым является подписание Договора от 6 октября 1999 г., ратифицировано Палатой Представителей Национального Собрания между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о взаимном социальном обеспечении граждан. Договор направлен на решение вопросов социальной защиты, переезжающих на постоянное место жительства граждан Литвы в Беларусь и обратно. Аналогичные Соглашения заключены с Правительством Украины от 14 декабря 1995 г. и с Правительством Республики Молдова от 12 сентября 1995 г.

В отношениях России и Беларуси международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. Государства вводят единые стандарты социальной защиты и обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, размеры пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям.

Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям также при определении льгот и иных мер социальной защиты» (ст. 10 Устава).

Новыми источниками права социального обеспечения Республикой Беларусь являются Соглашения Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения. В настоящее время подписан еще ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения.

Согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г., к видам нормативных правовых актов относятся: Конституция Республики Беларусь, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет и Указ Главы государства, постановления палат Парламента (Национального собрания), постановление Совета Министров, Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Постановление республиканского органа государственного правления и Национального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила, устав (положение), приказ, решения органов местного управления и самоуправления.

Система законодательства социального обеспечения объединяет весь нормативный материал в этой сфере и имеет четкую классификацию.

Содержащиеся в законодательстве нормы права призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения. Законодательство по социальному обеспечению периодически обновляется, и в нем появляются новые нормы, а устаревшие прекращают свое действие.

Согласно ст. 66 этого Закона нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нем (его части) должны быть указаны срок действия или событие, при наступлении которого правовой акт утра­чивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения указанного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении его действия (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть), признание нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке, признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу, отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь (ст. 69).

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением тех случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникающие до вступления его в силу.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность (ст. 67).

Нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и управления – на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 68)[44].

§ 2.Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам: по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, по органам, принявшим нормативный акт, по правовым институтам.

По юридической силе источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

Конституция Республики Беларусь является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 1, которая характеризует основы конституционного строя Республики Беларусь по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции (ст.ст. 21, 32, 45, 47), изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Статья 2 Конституции закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Конституции закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения (ст.ст. 21, 24, 32, 42, 45, 47, 48, 49).

Система действующих нормативных актов в сфере социального обеспечения подверженная быстрым изменениям. В качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией используется систематизация. Исходя из ст. 1 ч. 23 Закона Республики Беларусь, под систематизацией понимается деятельность по упорядочению действующих норм социального обеспечения, приведение их в единую внутренне согласованную систему, в определенную совокупность.

В Законе названы два вида систематизации – это инкорпорация и консолидация.

Официальная инкорпорация предполагает издание сборников, собраний правовых актов органами, которыми приняты данные акты. Такие сборники являются официальными источниками, и на них можно делать ссылки. К хронологической официальной инкорпорации относятся Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.

Разновидностью собрания законодательства является свод законов – инкорпоративное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Помещенные в своде акты, как правило, систематизируются по предметному принципу, т.е. по отраслям и институтам законодательства.[45]

Кодификация – это переработка, установленного нормативными правовыми актами содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в один нормативный правовой акт, который содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Отличительной особенностью источников права социального обеспечения на современном этапе является отсутствие единого кодифицированного правового акта, закрепляющего права граждан на тот или иной вид социального обеспечения.

Статья 47 Конституции Республики Беларусь предусматривает: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов». В развитии этих положений приняты следующие законы:

*«О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 г., (с изм. и доп.),[46]

*«О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» от 17.12.1992 г. (с из. и доп.),

* «О «здравоохранении» 18.06. 1993 г. (с изм. и доп.).

*»О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» 17.10.1994 г. (с изм. и доп.),

*«О донорстве крови и ее компонентов» 31.01.1995 г. (с изм. и доп.),

*«Об основах государственного социального страхования» 31.01.1995 г. (с изм. и доп.),

*«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» 06.01.1999 г. (с изм. и доп.),

«О социальном обслуживании» 22.05.2000 г. (с изм. и доп.).

Как видно из перечисленного, права закреплены в различных законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту индивидам. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда), или с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму постановлений Правительства, правил, инструкций, приказов и др. нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов.

Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению имеют Декреты Президента, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы в законодательстве, например:

«О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 29.04.1999 г. (в ред. 18.12.2006),

Постановления Совета Министров Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. В частности, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены положения, например:

- Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей (постановлением от 12.06.2002 г.),

- Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (постановлением от 30.09.1997 г.), с изм. и доп. и др.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства.

Источники права социального обеспечения наряду с классификацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае выделяются акты, регулирующие общественные отношения по пенсионному обеспечению граждан, по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами, по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Правомерна классификация источников права социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых способов (норм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет государственного бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.