Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельнаядеятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и связанная с риском




А)Эластичность спроса по цене.

Эластичным называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара.

Предметы роскоши отличаются высокой эластичностью.

Неэластичным называется такой спрос, который изменяется в меньшей степени, чем цена этого товара.

Предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье) отличаются неэластичностью.

Если изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равны, то имеет место единичная эластичность.

Перекрестная эластичность спроса отражает изменение спроса на взаимозаменяемые (прямое) и взаимодополняющие (обратное) товары.

Рост цены на масло увеличит спрос на маргарин (взаимозаменяемые). Рост цены фотоаппаратов снизит спрос на фотопленку (взаимодополняющие).

Таким образом, эластичность спроса по цене определяет степень зависимости спроса от цены.

Б) Эластичность спроса по доходу измеряет степень изменения спроса на изменение дохода потребителей.

Закон Энгеля:

По мере роста доходов семьи удельный вес расходов на питаниепонижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги изменяется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и духовных потребностей возрастает.

Эластичность спроса по доходу позволяет определить перспективыразвития отдельных отраслей экономики.

На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход.

В отношении товаров низшей категории (картофель, маргарин, автобусные билеты, подержанные товары) спрос изменяется в обратном отношении к доходу.

В) Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цены.

Предложение эластично, если оно изменяется в большей степени, чем цена.

Предложение неэластично, если его изменение меньше, изменения цены.

Эластичность предложения определяется следующими факторами:

1) наличие резервов производственных мощностей (помещение, оборудование)

2) уровень товарных запасов,

3) фактор времени.

3.1.5 Рыночные структуры

Основные виды рынка

1)с точки зрения соответствия действующему законодательству:

- легальный (законный) рынок

- нелегальный (теневой) рынок

2)по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок капиталов (рынок реального капитала, рынок недвижимости, рынок денежного капитала, рынок ценных бумаг – фондовый рынок)

- рынок рабочей силы (рынок труда)

- рынок информации

- финансовый рынок

- валютный рынок

- потребительский рынок

- товары и услуги производственного назначения

и др.

3)по пространственному признаку (по географическому положению):

- местный рынок

- национальный рынок

- международный

- региональный рынок

- мировой рынок

Тема 3.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы

3.2.1 Понятие фирмы

Фирма – это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.

Виды предприятий:

1) коммерческие, некоммерческие

2) малые, крупные

3) индивидуальное предприятие,

товарищество, общество, унитарное предприятие.

Целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Целью некоммерческого предприятия является использование средств на развитие предприятия.

Малые предприятия пользуются особой государственной поддержкой... Крупные предприятия используют эффект масштаба.

Предприятие осуществляет самостоятельную деятельность и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Основные признаки предприятия:

1)использование факторов производства для получения продукта

2) регистрация в государственных органах.

Миссия организации

3.2.2 Предпринимательская деятельность

Виды предпринимательской деятельности:

1)производственная (производство продукции, выполнение работ и услуг),

2)коммерческая (торговая деятельность, посредническая),

3)финансовая (банковские услуги, посредничество на рынке ценных бумаг, страхование, инвестирование, международные валютные и кредитные отношения).

Цели:

1) экономические (рост капитала, реализация научно-технической программы),

2)социальные (создание и сохранение рабочих мест, обеспечение населения товарами),

3)персональные (связаны с личными наклонностями владельцев; усиление политического влияния).

3.2.3 Организационно-правовые формы предприятий

1)хозяйственные товарищества – объединение партнеров для совместного бизнеса:

а)полные товарищества (с неограниченной ответственностью)

б)коммандитные товарищества (товарищества на вере: один или несколько участников – полных товарищей – ответственны неограниченно, а остальные – коммандитисты – ответственны своими вкладами)

2)общества:

а)с ограниченной ответственностью (размером вклада)

б)с дополнительной ответственностью (несут ответственность личным имуществом, кратном стоимости их вкладов)

3)акционерные общества

АО или корпорация (объединение) - крупное предприятия, капитал которого образуется путем объединения индивидуальных капиталов через продажу акций.

Закрытые АО продают акции только учредителям или определенному кругу лиц.

Открытые АО свободно продают акции.

4)унитарные предприятия

государственное или муниципальное предприятие, неделимое (унитарное) имущество которого является общественной (государственной или муниципальной) собственностью. Их ответственность ограничивается пределами закрепленных за ними производственных фондов.

5)ПБОЮЛ – предприятие без образования юридического лица – индивидуальный предприниматель.

Тема 3.3 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

3.3.1 Производственная структура и инфраструктура предприятия

А) Производственная структура и инфраструктура предприятия

Общая производственная структура предприятия включает основное и вспомогательное производство. Основное производство осуществляет выпуск продукции, для которой было создано предприятие. Вспомогательное производство обслуживает подразделения предприятия: это ремонтные, инструментальные цехи, транспортные, энергетическое, складское хозяйство и другие.

Инфраструктура предприятия предназначена поддерживать основное производство. К ней относят вспомогательные службы.

Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов

Производственная структура предприятия подразделяется на предметную, технологическую, смешанную (предметно-технологическую).

Предметная структура – сосредоточение производства на продукции конечного потребления, специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однородных изделий, узлов, деталей. Например, цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе.

Технологическая структура – специализация цехов предприятия на выполнении части технологического процесса или производственного процесса. Например, наличие литейного, кузнечно-прессового, штамповочного, механического или сборочного цехов на машиностроительном заводе.

Смешанная структура – часть цехов специализирована технологично, а остальная – предметно.

Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Производственный процесс — это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

 

Обслуживающие процессы обеспечивают бесперебойную работу основного и вспомогательного производства.

Стадии производственного процесса:

- заготовительная,

- обрабатывающая,

- сборочная.

Производственный процесс подразделяется на простой (ряд последовательных операций изготовления) и сложный (совокупность простых операций).

На структуру производственного процесса влияет:

- конструкция изделия,

- технология (способ производства),

- оборудование,

- масштабы производства.

Б) Технологический процесс

Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия.

Технологический процесс — последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида работ.

Технологический процесс определяет способ производства продукции. Технологический процесс состоит из операций.

Операция – это обработка предмета труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним рабочим.

Производственный цикл – это календарный период времени, в течение которого продукт труда проходит на предприятии все операции по превращению в готовую продукцию.

Производственный цикл - период пребывания предметов труда (сырья и материалов) в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта.

Производственный цикл включает элементы: рабочий период, естественные процессы и перерывы.

Типы производства:

- массовое - постоянное повторение одних и тех же работ, непрерывное производство, применение точных нормативов,

- серийное (крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное), характеризуется регулярной повторяемостью операций,

- единичное производство - нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ.

В) Основные формы организации производства

Формы организации производства:

концентрация – сосредоточение производства и увеличение выпуска продукции;

комбинирование – связь специализированных производств в единый хозяйственный комплекс;

специализация – сосредоточение на выпуске определенных видов продукции:

кооперация - связь между предприятиями.

Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узком секторе, специальном направлении, отдельных технологических процессах и операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация производства в промышленности реализована в трех основных формах: предметной, подетальной и технологической.

Кооперирование — это форма организации производства, при которой осуществляется установление и использование сравнительно устойчивых и долговременных производственных и управленческих связей между предприятиями, организациями и другими структурами, каждая из которых специализируется на производстве отдельных составных частей целого или выполнении отдельного вида работ (услуг).

Комбинирование производства — одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов на одном крупном предприятии (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии).

 

Отрасль представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями труда.

Выделяют:

- отрасли материального производства - промышленность, с/х, транспорт, связь, строительство, разведка недр, водное хозяйство, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, материально-техническое обеспечение и сбыт,

- отрасли нематериального производства - образование, здравоохранение, культура, спорт, управление и т.д.

В основе формирования отрасли лежит общественное разделение труда.

3.3.2 Производительность труда и ее измерение

Производительность труда – это интегральный показатель эффективности труда.

Она измеряется:

1)количеством продукции, произведенным в единицу времени – выработкой,

2)количеством времени, затрачиваемым на производство единицы продукции – трудоемкостью.

Производительность труда – это способность работника произвести за единицу времени определенное количество товаров или услуг.
Выработка и трудоемкость – две взаимодополняющие характеристики. Чем выше выработка и ниже трудоемкость, тем лучше работает персонал.

От уровня (величины) производительности труда зависят объем произведенной продукции, численность персонала, доход предприятия, зарплата и другие экономические показатели.
Уровень производительности труда отражает эффективность экономической системы.

3.3.3 Факторы, определяющие уровень (величину) производительности труда:

- образованность, квалификация, профессионализм работника;

- заинтересованность в результатах труда;

- уровень развития науки и техники и применения их достижений в производстве (организация труда, использование прогрессивных материалов, применение высокопроизводительной техники);

- интенсивность (напряженность) труда;

- природные условия, комфортные условия труда.

3.3.4 Главные отличительные черты современного работника:

- высоко и всесторонне образованный;

- профессионально компетентный и деловой (инициативный);

- самостоятельно и творчески мыслящий;

- активно и ответственно действующий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.