Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гиперспециализация




Для размещения промышленности при капитализме типична повышенная специализированность отдельных районов и центров на определенных отраслях. Это принято объяснять т.н. эффектом неопределенности: в частнокапиталистическом хозяйстве очень трудно предсказать поведение рынка и конкурентов, поэтому выбор места для новых заводов часто делают по аналогии (если конкурент процветает в данном центре или районе. почему бы и нам не построиться тут). Так скапливаются сходные производства в одном центре или районе.

Это традиция: город как бренд. Однако в США это свойство приняло гипертрофированные размеры. Можно сказать, что сверхъузкая специализация центров стала в Америке просто культурной традицией. Вся страна знает, что главный центр производства часов в стране - это коннектикутский Уотербери, скобяная столица страны - тамошний же Нью-Хейвен, "стульевая" - массачусетский Ллеминстер, металлургический - Питтсбург, рукавичный - Гловерсвилл в штате Нью-Йорк и т.п. Многие городки гордятся тем, что они "цыплячья" или "индюшачья" столица страны, и ставят этим птичкам громадные памятники на главных площадях. Соответственно потребитель уверен: если этот стул из Леминстера, то значит качество его отличное. На самом деле это не всегда, но всё же…

Домашнее задание в американской школе: будете завтракать – обратите внимание, откуда продукты на вашем столе, а потом расскажите на уроке. Выясняется, что если ты ел арбуз, тог 90 из 100 – он из Техаса, если картофель, то либо из Айдахо, либо графство Арустук в штате Мэн, на границе с Канадой. Если клубника, то почти наверняка из Калифорнии, если лук, то 80 из ста – он из долины Салинас в той же Калифорнии. Если утёр уста салфеткой, то на упаковке наверняка значится: город Нина, штат Висконсин. А в туалете можно заметить, что 90 из ста – писсуар сделан компанией Колер в г. Колер, тот же штат Висконсин.

Это кажется чем-то искусственным. Спрашивается, зачем львиная доля лука и кое-каких других овощей выращивается в знаменитой калифорнийской долине Салинас; под Нью-Йорком тоже можно выращивать лук, так нет же - везут его из Калифорнии. Очевидно. Концентрация производства даёт огромную экономию на масштабе, которая перекрывает перерасход на транспорте.

 

Встречная специализация. Иногда гиперспециализация охватывает целые районы, и специализация становится как бы встречной: данный район специализирован именно на этой отрасли, а в ней он играет лидирующую роль. Так, например, львиная доля американского текстиля и мебельной промышленности сосредоточена на Юго-Востоке, в основном в предгорной аппалачской полосе от Виргинии до Джорджии. Мне довелось однажды ехать много часов на автобусе по этой полосе, и я бы поражен зрелищем десятков (!) мебельных фабрик, которые тянулись вдоль дороги вне каких-либо населенных пунктов, просто в чистом поле; это было в округе Ленойр, который гордо называл себя "самым мебельным округом в мире".

Жизнь постепенно размывает эти традиции, хозяйство растет быстрее, чем уплотняется экономическая среда, и в старых центрах становится тесно. Последняя домна погашена в Питтсбурге в 1982 году, закрыт последний пивной завод в бывшей пивной столице страны Милуоки, резко упала доля Мичигана вообще и Детройта в особенности в производстве автомобилей.

НЕГАТИВЫ. Гиперспециализация несет много негативного. Тесное сращение отраслевой структуры с региональной приводит к тому, что отраслевые кризисы - а они весьма часты и где-то полезны в частной экономике - тут же превращаются в кризисы городов и целых районов - ведь вся жизнь в них зависела от этой отрасли.. Так, кризис черной металлургии привел к почти буквальному вымиранию северо-западной Пенсильвании; пресса называла местную долину Бивер "Некрополем" - настолько удручающим было зрелище десятков заброшенных металлургических заводов.

Другая негативная сторона - сильнейшая растянутость коммуникаций снабжения и опасность разрыва связей, которые сплошь и рядом становятся трансконтинентальными по размаху. Тем не менее американцы идут на этот риск; пресловутый американский оптимизм заставляет больше думать о сегодняшнем выигрыше на масштабе производства, чем о возможном уроне завтра, а в устойчивость своей транспортно-снабженческой системы они привыкли верить издавна (был бы потребитель, а производители и перевозчики найдутся).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.