Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

High-tech




Определение: этоновый объект, незнакомый старой экономгеографии. Это так называемые наукоемкие отрасли, в которых на НИОКР тратится больше 5% выручки. Как правило, это многие отрасли общего машиностроения, радиоэлектроника, тонкая химия, авиакосмическая пром-сть и нек. др. отрасли.

ОСОБЕННОСТИ: У них своеобразная жизнь, основанная на бешеном темпе технического прогресса и на выигрыше от стремительного внедрения его плодов. Своеобразие и в очень высоком деловом риске, и в нужде самим формировать рынок сбыта (товар новый, надо приучать к нему), и в необходимости опираться на мощные НИОКР. У них странная организация, в которой ключевую роль играет т .н. венчурный капитал - заемный капитал, выдаваемый из-за риска под очень высокие проценты и дающий обычно право вмешиваться в дела компании-получателя.

Социальная роль таких фирм противоречива. Казалось бы, это двигатель прогресса. Но в этих отраслях не нужны кадровые "рукастые" рабочие, нужны либо слепые исполнители, трудовая доблесть которых только в том, чтобы как можно точнее исполнить приказаное, либо "яйцеголовые" ученые или инженеры, занятые творческой работой. Первые получают мало (работа примитивная), вторые очень много. Отсюда - рост имущественных контрастов.

КЛАСТЕРЫ. Наукоемкие отрасли чаще всего размещаются в крупных кластерах вроде дороги 128 вокруг новоанглийского Бостона или Силиконовой долины возле Сан-Хосе (Калифорния), а также других сгустках, которые принято называть чем-то со словом "кремниевый": Кремниевый лес возле орегонского Портленда, Кремниевая прерия возле техасского Остина, Кремниевый Пидмонт в шт.Колорадо. Надо запомнить хоть пару – Силиконовую долину, Силиконовую прерию, Силиконовый лес.

 

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ. Сравнение этих сгустков друг с другом позволяет без труда определить факторы размещения этих отраслей. Это, во-первых, близость мощных университетов, во-вторых, хорошая природная и культурная среда, которую так любят "яйцеголовые" (именно на них ориентируются здесь компании, потому что младшее звено можно найти везде и всегда).

Однако теперь толкового программиста можно найти практически везде. Летом 2002 года я находил объявления об их услугах в самых затерянных городишках Невады. Благодаря этому у американских фирм появились отличные возможности размещаться где угодно.

 

Г ЕОГРАФИЯ ХАЙ-ТЕКА. За считанные годы стремительно изменилась география хай-тека. Ещё в конце 90-х годов она была по-прежнему привязана в основном к известным гнёздам – Силиконовой долине, Силиконовой прерии, Силиконовому лесу и т.п. Ныне специалистов по софтвэру можно найти где угодно. Все штаты и все города стараются заманить к себе хайтековые фирмы. Кстати, если брать относительные показатели – число занятых в хай-теках на 1000 занятых в частном секторе, - то первое место в стране займёт Нью-Гэмпшир. (Work in progress. Economist 24.07.2000).

Тем не менее производство инноваций (т.е. софтвера) очень сильно сконцентрировано географически, несмотря на распространение Интернета. Главная причина в том, что в производстве нового знания Интернет не особо помогает. Такое знание на своей первой стадии, в период зарождения, заключено в т.н. некодифицируемой информации, то есть такой, которую нельзя представить в виде кодов для передачи по Интернету. Она передаётся в основном при личном общении. Психологи говорят, что при таком общении информация лишь на 10% заключена в словах, на 20% в мимике и на 70% в жестах (в «языке тела»). Поэтому лучшим контейнером для такого знания, по выражению Майкла Сторпера, является сам человек, а его транспортировать не так-то просто. Поэтому творцы нового знания стараются «кучковаться», работать неподалёку друг от друга. Так возникают «силиконовые долины». В США это и Силиконовая долина к югу от Сан-Франциско (столица – Сан-Хосе), и Силконовый лес к западу от Портленда (шт. Орегон), и Силиконовая прерия вокруг Остина (шт. Техас), и Силиконовый Пидмонт к северу от Денвера (шт. Колорадо), и «дорога 128» к западу от Бостона (шт.Массачусетс – это был первый хайтековый кластер в США, сложившийся в первые послевоенные годы).

.

 

СПАД в ОТРАСЛИ. Вложение венчурных денег в 90-е годы росло очень быстро. В 1998 году это были 19,2 млрд. долл., в 1999 году 28 млрд., в 2000 году 48 млрд. Это была настоящая эйфория.

Вслед за этим начался спад. Только за март 2000 года акции ведущих компаний хай-тека потеряли от 40 до 50% стоимости на бирже. Однако на Сэнд Хилл Роуд, этом Уолл-стрите Силиконовой долины, нет паники. Здесь считают, что компьютер уже внедрён в ткань американской жизни навечно и что нынешние трудности – под стать тем, которые испытывали фирмы и раньше при внедрении таких крупных инноваций, как железные дороги или автомобиль. В 1840-х годах в Великобритании прокатилась серия банкротств железнодорожных компаний, но те, кто выжил, возглавили могущественный сектор экономики. В автомобильной промышленности США с 1910 по 1925 состоялось более 3000 старт-апов, в том числе на самых вычурных технологических идеях, от трёхколёсного автомобиля до автомобиля-парусника. (Stocks' Slide May Spark a Dot-Com Shakeout. STEVE LOHR. NYTimes April 17, 2000)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.