Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие прокурорского надзора в Украине

Понятие "прокурорский надзор" употребляется в разных аспектах. Поэтому прокурорский надзор можно и нужно рассматривать и выделять в нескольких значениях. В частности, прокурорский надзор нужно изучать и понимать в четырех значениях:

1. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности.

2. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права Украины.

3. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль юридической науки.

4. Прокурорский надзор как самостоятельный курс учебной дисциплины.

1. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности состоит в том, что в соответствии с Конституцией Украины, Законом "О прокуратуре" (далее Закон) и многими другими нормативно-правовыми актами (УПК, ГПК, ХПК, законами "О милиции", "О Службе безопасности Украины", "Об оперативно-розыскной деятельности" и др.) органами прокуратуры Украины разносторонне осуществляется одна из основных функций государства, а именно правоохранительная функция. Разносторонне потому, что: во-первых, прокурорский надзор, как вид деятельности - это специфическое функционирование в направлении надзора от имени государства за соблюдением и правильным применением законов соответствующими многочисленными субъектами правоприменения, а именно: Кабинетом Министров Украины; министерствами и другими центральными органами исполнительной власти; органами государственного и хозяйственного управления и контроля; советом министров Автономной Республики Крым; местными советами, их исполнительными органами; воинскими частями; политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями; предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности; должностными лицами; гражданами.

Во-вторых, прокурорская деятельность не ограничивается только надзорной функцией, а охватывает также уголовное преследование, то есть дознание и досудебное следствие; координацию деятельности других правоохранительных органов (органов внутренних дел, органов безопасности, органов налоговой милиции, органов таможенной службы и др.) в совместной борьбе с преступностью; поддержание государственного обвинения в суде и представительство в нем интересов гражданина или государства.

Прокурорскому надзору как виду деятельности уполномоченных законом субъектов, присущи свои специфические задачи, суть которых, в соответствии со ст. 4 Закона, заключается в следующем: защищать от неправомерных посягательств независимость Украины, ее общественный и государственный строй, политическую и экономическую системы, права национальных групп и территориальных образований; защищать от неправомерных посягательств на социально-экономические, политические, личные права и свободы человека и гражданина; защищать основы демократического устройства государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

2. Прокурорский надзор как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между участниками государственной и общественной жизни, одним из которых всегда выступает прокурорский работник.

Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор обусловливается тем, что в законодательстве Украины реально существует совокупность правовых норм, регламентирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и направления деятельности, полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, средства прокурорской деятельности и реагирования на эти нарушения и т.п.

Нужно заметить, что позицию относительно признания за прокурорско-надзорным правом самостоятельного места в системе права разделяет немногие ученые. Этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшей разработки.

3. Прокурорский надзор как самостоятельная часть юридической науки разрабатывает теорию прокурорского надзора, изучает его действующую нормативную базу в целом и отдельные его институты и нормы, практику их применения органами прокуратуры, а также историю прокуратуры Украины и другие вопросы.

Целью этого изучения является познание социальной и правовой сути и назначение прокурорского надзора в современном украинском обществе, заимствования опыта законодательного регулирования отдельных прокурорско-надзорных функциональных институтов в зарубежных странах, оказания помощи прокурорам, следователям, судьям и адвокатам в правильном понимании, толковании и применении норм прокурорско -надзорного права и т.п.

В науке прокурорского надзора, по аналогии с другими юридическими науками, применяются соответствующие методы познания объектов исследования. К методам научного познания прокурорского надзора можно отнести такие группы методов: общий диалектико-материалистический метод познания; общенаучные методы познания (наблюдение, сравнение, моделирование, описание, опросов - группа так называемых чувственно-рациональных методов). Индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и конкретизация - группа формально-логических методов. Группа кибернетических и математических методов; специальные методы, которые делятся на собственные и заимствованные из других наук: социологические, психологические, философские и т.д.

4. Прокурорский надзор как самостоятельный курс учебной юридической дисциплины базируется на основах науки прокурорского надзора, нормах права, регламентирующих прокурорскую деятельность (т.е. на прокурорско-надзорном праве) и их применение на практике прокурорскими работниками.

Целью преподавания курса "Прокурорский надзор" является раскрытие его социальной и правовой сути, значение для защиты интересов государства и общества, прав и свобод граждан, их правового воспитания для укрепления законности и правопорядка.

Предметом учебной дисциплины "Прокурорский надзор" является правовое регулирование значения, задач, функций, принципов организации и деятельности украинской прокуратуры, ее органов и учреждений, полномочия прокуроров и других работников прокуратуры при осуществлении надзорных полномочий, уголовного преследования, участия в рассмотрении дел судами, реагирования на незаконные действия судей и их решений.

Дисциплина "Прокурорский надзор" состоит из двух частей (то есть речь идет о системе): общая часть; особенная часть.

Общая часть содержит темы, которых регулируют вопросы назначения прокуратуры, его функций и места среди других государственных органов; исторические предпосылки и основные этапы ее развития, принципы организации и деятельности; характеризуют систему и структуру прокуратуры Украины, законодательство о прокуратуре.

В особенной части изучают направления деятельности, то есть отрасли прокурорского надзора и иные функции прокуратуры.

 

2. Место прокуратуры в системе государственных органов Украины. Роль и место любого государственного органа определяется комплексом черт, признаков, критериев: назначение органа государственной власти; функции (направления деятельности); полномочия; порядком формирования и подчинения; системой и структурой составляющих и др.

В связи с тем, что "Декларация о государственном суверенитете Украины" провозгласила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в теории прокурорского надзора возник вопрос, к какой из названных ветвей власти относится прокуратура. По этому вопросу высказаны различные точки зрения.

1. Сторонники первой точки зрения считали, что прокуратура должна находиться в системе законодательной власти. В основе данного суждения лежит тезис о том, что прокуратура является органом надзора за исполнением законов, принимаемые законодательным органом - Верховной Радой Украины, действует на основе полномочий, полученных от законодательной власти, и подконтрольная ей. Указывалось также на то, что без прокуратуры законодательная власть окажется фактически безвластна в связи с отсутствием органа, который бы контролировал выполнение принятых решений.

2. Согласно другой точки зрения прокуратура должна входить в систему исполнительной власти, поскольку одной из ее функций является организация выполнения законов, а контроль и надзор являются средствами решения этой задачи. Сторонники этой позиции видят прокуратуру в структуре Министерства юстиции, ссылаясь при этом на опыт дореволюционной России, США и других стран, в которых Генеральный прокурор и министр юстиции соединены в одном лице.

3. По мнению сторонников третьей точки зрения, прокуратуру следует вернуть в "естественное для нее положение одного из элементов правосудия". Говоря иными словами, представители данного подхода к решению рассматриваемого вопроса видят прокуратуру в системе судебной власти.

4. Высказано суждение, которое как бы выходит за рамки разделения государственной власти лишь на три отрасли. По мнению сторонников данного подхода, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью, что является фундаментальными ветвями власти, правомерно говорить о контрольной (наблюдательный) власти, в систему которой, наряду с Конституционным Судом, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, Счетной палатой и другими органами, входит и прокуратура.

5. Существует еще одна точка зрения, согласно которой прокуратура является самостоятельным государственным институтом. Не входя ни в одну из отраслей, она активно взаимодействует со всеми ветвями государственной власти, что позволяет ей в наибольшей мере реализовать свои правоохранительные и правозащитные функции.

Наиболее плодотворным в решении рассматриваемой проблемы является подход, согласно которому прокуратура не относится ни к одной ветви власти, занимая в ее структуре самостоятельное место, но активно взаимодействует со всеми органами власти. Этот тезис практически получил свое закрепление в Конституции Украины 1996 г., содержащей отдельный раздел (VII), посвященный прокуратуре. Конституцией Украины и Законом предусмотрено четыре функции прокуратуры (см. ст.. 121 Конституции и ст. 5 Закона). Кроме того, Законом Украины от 12 июля 2001 "О внесении изменений в Закон" О прокуратуре "закреплено положение, согласно которому прокуратура продолжает выполнять, в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия.

Исходя из направлений деятельности органов прокуратуры Украины можно подтвердить вывод, что она не относится ни к одной из названных ветвей власти. Во-первых, органа законодательной власти не свойственно выполнять функцию следствия, представительства интересов государства и граждан в судах и поддержание государственного обвинения. Во-вторых, органам исполнительной власти не свойственно выполнение вышеназванных, а также надзорных функций. В-третьих, органам судебной власти не свойственно осуществлять надзорные функции и функцию предварительного (досудебного) следствия.

 

3. Становление и развитие института прокуратуры в Украине. В специальной литературе выделяют следующие этапы становления и развития прокуратуры Украины:

1. Этап становления и развития прокуратуры в Украине как составляющей территории Российской империи времен Петра I и до февральско-октябрьских событий 1917 года (1722-1917 г.г.).

2. Этап развития прокуратуры Украины времен существования:

а) Украинской Центральной Рады (ноябрь 1917 - апрель 1918 г.);

б) Гетманата (апрель 1918 г. - ноябрь 1918);

в) Директории (ноябрь 1918 - февраль 1919 г.).

3. Этап развития прокуратуры в Украине во времена советской эпохи (февраль 1919 - ноябрь 1991 г.).

4. Современный этап деятельности прокуратуры в Украине.

Происхождение Украинской прокуратуры нельзя отождествлять с происхождением русской прокуратуры, поскольку Украина, во время возникновения прокуратуры входила в состав Российской империи.

Русский царь Петр I в 1722 году ввел французскую модель специального контролирующего государственного органа "государева ока" - прокуратуры, которая должна была присматривать за центральными и местными административными органами.

Прокурор непосредственно подчинялся императору и обязан был следить, кроме прочего, за деятельностью Сената и коллегий.

В 1864 году прокуратура была несколько демократизированна, она уже не осуществляла тотального надзора, а выполняла преимущественно процессуальные функции в ходе уголовного судопроизводства.

С падением в России монархии в феврале 1917 года, в Украине активизировалось движение за самостоятельность. 15 декабря 1917 в новообразованной УНР принят Закон "Об образовании Генерального Суда". В его составе была основана прокуратура во главе со старшим прокуратором, который назначался Генеральным секретарем судебных дел.

4 января 1918 Центральная Рада приняла Закон "Об устройстве прокураторського надзора на Украине". Этим, фактически, были созданы органы прокуратуры УНР. Прокуратуры организовывались при апелляционных и окружных судах. Возглавляли соответствующие прокураторы Старшие прокураторы. Приказом Генерального секретаря судебных дел от 18 января 1918 № 7 на должность Старшего прокурора Генерального суда назначено Маркевича Дмитрия Васильевича. 28 апреля 1918 в Украину пришли немцы и УНР перестала существовать.

29 апреля 1918 на съезде украинских земледельцев был провозглашен гетманат, а Павла Скоропадского - гетманом всей Украины. 8 июля 1918 Законом "Об образовании Государственного Сената", помимо прочего, были урегулированы и вопросы прокурорского надзора: при каждом Генеральном суде находились прокуроры и товарищи прокурора под высшим надзором министра юстиции, который одновременно являлся Генеральным прокурором Украины.

В декабре 1918 г. Гетманат как государственное устройство украинского государства революционными силами был заменен на директорию, которая состояла из 5 человек. После того как 14 декабря гетман Скоропадский отрекся от власти, Директория провозгласила восстановление УНР, а следовательно и деятельность прокуратуры образца УНР. Отменен Закон "Об образовании Государственного Сената" и восстановлена деятельность Генерального Суда, который стал называться "Высшим Судом УНР". Министру юстиции поручалось немедленно утвердить новый штат и назначить лиц прокурорского надзора. На начало января 1919 Совет народных министров УНР утвердил штат Высшего суда, которым охватывалась и Прокуратория. Штат последней состоял из Старшего прокурора, 7-ми прокуроров и одного секретаря-прокуратора.

Чуть больше месяца действовала эта прокуратура. После установки на большинстве территории Украины советской власти, были созданы новые органы прокуратуры, первоначально в составе суда, согласно Декрета от 14 февраля 1919 года "О суде", а с 28 июня 1922 г., согласно Постановлению ВУЦИК, "Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР "в составе Наркомюста УССР. С 10 мая 1925 года, а именно по принятию 2-й Конституции УССР (первые 1919 г.) прокуратура начала действовать как самостоятельный орган.

 

4. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины. Организация деятельности прокуратуры обусловлена совокупностью правовых норм, регулирующих государственно-властные общественные отношения, возникающие при осуществлении возложенных функций и других направлений деятельности прокуратуры.

Деятельность прокуратуры Украины основывается на нормативно-правовых актах, общепризнанных нормах международного права, а также международных договорах, заключенных Украиной. Статья 3 Закона устанавливает, что правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются Конституцией Украины, этим законом, другими отечественными законодательными актами и нормами, вытекающими из признанных Украиной международных и межгосударственных договоров.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность прокуратуры, являются: Конституция Украины (где закреплены функции прокуратуры, порядок назначения и освобождения от должности Генерального Прокурора Украины) (ст.ст. 121 - 123), Закон Украины "О прокуратуре", устанавливающий структуру, организацию деятельности, полномочия и кадры органов прокуратуры; Гражданско-процессуальный кодекс Украины, регламентирующего участие прокурора в гражданском процессе (ст.ст. 5, 13, 19, 39, 98, 164, 194, 236, 248-3, 248 -15, 248-16, 248-17, 248-18, 248-19, 258, 289, 290, 291, 323, 327, 328, 335, 344, 347); Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, регламентирующий участие прокурора в хозяйственном процессе (ст.ст. 2, 18, 29, 91, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 108, 110, 113); Уголовно-процессуальный кодекс Украины, регламентирующий участие прокурора в уголовном процессе (ст. ст. 7-2, 7-3, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 25, 31, 32, 53-1, 58, 94, 97, 98, 98-1, 99, 100, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 232-1, 233, 234, 235, 236, 264, 347, 384, 386, 387, 388, 390, 391, 393, 399, 400, 418); Кодекс Украины об административных правонарушениях, регламентирующий участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях (ст. ст. 7, 2, 15, 185-6, 185-8, 250, 253, 263, 267, 290, 291, 295, 297); Кодекс о браке и семье Украины (ст.ст. 47, 69, 71, 75, 76, 119, 121, 125, 153, 172); Таможенный кодекс (ст.ст. 101, 104); Исправительно-трудовой кодекс Украины.

В своей деятельности прокуратура основывается и на других нормативно-правовых актах: Закон Украины "О высшем совете юстиции" (ст.ст. 1, 3, 5, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 33, 34, 35, 36, 45, 47), Закон Украины "О борьбе с коррупцией" (ст.ст. 4, 12, 13, 17), Закон УССР "О языках в Украинской ССР" (ст. 22), Закон Украины " Об обращениях граждан "(ст. 29), Закон Украины" О вооруженных силах Украины "(ст. 12), Закон Украины" О милиции "(ст.ст. 10, 11, 12, 14, 25, 27), Закон Украины "О службе безопасности Украины" (ст.ст. 25, 34), Закон Украины "О пограничных войсках Украины" (ст. ст. 7, 16), Закон Украины "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины" (ст.ст. 10, 14), Закон Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц" (ст.ст. 10, 13, 18), Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. ст. 3, 6, 7, 8, 9, 14), Закон Украины "О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" (ст.ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15), Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (ст. ст. 37), Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности» (ст. 34), Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" (ст.ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24), Закон Украины "О полномочиях верховной рады Украины по правам человека" (ст. 20); Закон Украины "О статусе народного депутата Украины" (ст.ст. 4, 19, 21, 24, 27, 28) и другие законы.

Так же в своей деятельности прокуратура основывается и на подзаконных нормативно-правовых актах, которые приняты и утверждены Верховной Радой Украины: "Дисциплинарный устав прокуратуры Украины"; "Положение о классных чинах работников прокуратуры Украины"; Постановление "О предоставлении Генеральному прокурору Украины полномочий на подписание договоров (соглашений) о передаче осужденных ".

Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры могут регламентироваться нормативно-правовыми актами, принятыми и утвержденными органами исполнительной власти: "Инструкция о проведении дознания в Вооруженных силах Украины", утвержденная приказом Министерства обороны Украины; Постановление Кабинета Министров Украины "О надбавках к денежному обеспечению работников следственных подразделений органов внутренних дел, Службы безопасности и прокуратуры "и др.

Выданные Генеральным прокурором приказы, распоряжения, а также утвержденные им положения и инструкции, указания по вопросам расследования являются обязательными для исполнения нижестоящими прокурорами и органами досудебного следствия. Например: «О подследственности уголовных дел военным прокуратурам "," Об утверждении положения о порядке приема-передачи дел, документов и имущества прокуратур при увольнении и назначении прокуроров "," О сфере и особенности деятельности транспортных прокуратур и разграничение их компетенции с территориальными прокуратурами ", "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов специальными подразделениями и другими государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью", "Об организации учета работы и ведения статистической отчетности в органах прокуратуры", "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Украины", " Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов органами СБУ, охраны государственной и таможенной границ Украины "," Об организации работы пресс-службы Генеральной прокуратуры Украины и пресс-секретарей прокуратур областного уровня "О Положении про научно-методический совет при Генеральной прокуратуре Украины, и Положение про научно-методический совет при Генеральной прокуратуре Украины "," Об организации работы и контроля исполнения в органах прокуратуры Украины "," Об организации аналитической и методической работы в органах прокуратуры "," Об организационных основах и функциональных полномочиях прокуратур городов с районным делением ", "Об организации работы с кадрами в органах прокуратуры Украины", "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Украины", "О порядке согласования назначения сотрудников на руководящие должности номенклатуры Генерального прокурора Украины", О задачах и организации работы прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел ", Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности", "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудебное следствие", "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и личного приема граждан в органах прокуратуры Украины "," Об организации надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан и интересов государства "," Об организации деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод несовершеннолетних "," Об организации надзора за соблюдением и применением законов в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях и предприятиях оборонной промышленности "," Об организации работы по вопросам правового обеспечения в органах прокуратуры "," Об организации работы по представительству прокурором интересов гражданина или государства в суде "," Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан "," Об организации работы органов прокуратуры Украины в области международного сотрудничества и правовой помощи "," Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере борьбы с коррупцией "и другие.

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции решают вопросы, вытекающие из общепризнанных норм международного права, прежде всего, в области охраны прав человека. Основными нормативными актами здесь являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция об охране материнства, Конвенция о свободе ассоциаций и защите прав на их организацию, Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и др.

Прокуратура в пределах своих полномочий решает вопросы, вытекающие из заключенных Украиной межгосударственных договоров (двусторонних и многосторонних), представляющие собой источники международного права. К ним относятся, например: Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Аторнея Австралии и Генеральной прокуратурой Украины по вопросам сотрудничества в преследовании военных преступников; Меморандум взаимопонимания между Генеральной прокуратурой Украины и Министерством юстиции Канады; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Литовской Республики; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Прокуратурой Республики Молдова; Соглашение между Генеральной прокуратурой Украины и прокуратурой Российской Федерации о правовой помощи и сотрудничестве; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Прокуратурой Республики Беларусь; Меморандум взаимопонимания между Генеральной прокуратурой Украины и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в преследовании нацистских военных преступников; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и прокуратурой Азербайджанской Республики; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Прокуратурой Республики Грузия; Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Верховной народной прокуратурой КНР; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Туркменистана; Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Федеральной прокуратурой Швейцарской Конфедерации в борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов и другие источники международного права и другие.

 

5. Соотношение учебной дисциплины "Прокурорский надзор в Украине" со смежными юридическими дисциплинами. Вследствие того, что нормы о прокуратуре и полномочия прокуроров содержатся не только в Законе "О прокуратуре", но и во многих других нормативно-правовых актах, которые непосредственно относятся к различным отраслям права Украины, курс и наука прокурорского надзора имеют тесную связь с многими юридическими дисциплинами и науками, предметом которых является изучение этих отраслей права.

В курсе "Теория государства и права" прокурорский надзор рассматривается как форма государственной деятельности, отмечается роль прокуратуры в обеспечении режима законности и правопорядка, в выполнении функций государства. Курс "Государственное (конституционное) право" изучает место прокуратуры в системе органов государства и его взаимоотношения с ними.

Курс "Судебные и правоохранительные органы Украины" освещает структуру и организационную строение прокуратуры.

Курс "Уголовный процесс" освещает полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением и правильным применением законов органами дознания и досудебного следствия, и в ходе его участия в рассмотрении судами уголовных дел на различных стадиях уголовного правосудия.

Курсы "Гражданский и хозяйственный процесс" рассматривают полномочия прокуроров, связанные с участием прокурора в гражданском и хозяйственном судопроизводстве.

Курс "Административное право" содержит темы об ответственности за невыполнение законных требований прокурора, за неявку по его вызову, а также о полномочиях прокурора по делам об административных правонарушениях.

Курс "Уголовно-исполнительное право" предусматривает изучение полномочий прокурора, вытекающие из норм Уголовно-исполнительного кодекса.

Учебная дисциплина "Прокурорский надзор в Украине" связана с другими учебными дисциплинами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Понятие прокурорского надзора в Украине, его предмет, задачи и система | Структура органов прокуратуры Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.