КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы жилищно-коммунальной реформы
Развитие СФ и МС в ближайшие годы будет во многом определяться императивами жилищно-коммунальной реформы. Пока, вопреки ожиданиям жилищный сектор у нас выступал не в качестве “локомотива” реформ, а, наоборот, как “амортизатор” шоковой терапии. Особенно это проявилось в 1992-1993 гг., когда квартплата, покрывавшая в советские годы около четверти расходов жилищно-коммунального хозяйства, буквально “съежилась” до 2-3 процентов. Последовавшая затем попытка перевести жилищное хозяйство на самоокупаемость привела пока лишь к восстановлению дореформенных параметров доли расходов на жилье в доходах населения (порядка 7%) и квартплаты в расходах на жилищно-коммунальное хозяйство (28-35%). Одновременно резко усилились межрайонные различия. Так, разрыв по вводу жилья на 1000 человек между идущей на первом месте Якутией и замыкающей список Тувой составил в 1996 г. 25 раз. Данный параметр отчетливо зависит от: 1) состояния промышленности региона; 2) его политического веса (не случайно, в числе лидеров жилищного строительства последних лет устойчиво держатся Якутия, Татария и Башкирия, финансовые отношения которых с федеральным центром оформлены специальными договорами); 3) миграционного баланса (жилищное строительство, при прочих равных условиях, более интенсивно в тех районах, куда въезжают мигранты. Поэтому в число лидеров жилищного строительства за 1996 г. вошли (помимо уже упомянутых трех республик) также Тюменская область, Чувашия, Ставропольский край, Белгородская и Астраханская области. Как известно, суть предлагаемой реформы состоит в переходе от бюджетного дотирования жилищно-коммунальных услуг к оплате их самими потребителями. Проблему роста стоимости жилищно-коммунальных услуг предлагается при этом решать развитием конкуренции. Однако преодолеть силы естественного монополизма одними только организационными и институциональными мероприятиями невозможно; для этого нужно изменить саму технологию жилищно-коммунального обслуживания. А это требует времени и больших капиталовложений.
Да и с институциональными преобразованиями далеко не все так просто: так, в серьезной проработке нуждается альтернатива управления и обслуживания жилищного фонда на некоммерческой основе. А главное, мы не знаем, что произойдет на самом деле при либерализации тарифов на жилищно-коммунальные услуги (знаем только, что нам хотелось бы получить в результате их повышения). Насколько реальны угрозы массового отказа от их оплаты и социального взрыва? Справится ли существующий аппарат назначения и расчета жилищных субсидий с резким ростом клиентуры? Каковы долгосрочные последствия данной стратегии? И т.д., и т.п. Сейчас жилищно-коммунальная реформа определенно направлена против “среднего класса”.6 Потому что субсидии достанутся — в идеале — бедным, для богатых все это копейки, а платить придется семьям со средними доходами. Чтобы избежать этого, мы предлагаем поставить во главу угла реформы понятиесоциальнойнормы (социально-гарантированного минимума — СГМ) жилищной обеспеченности. Теоретически это означает признание двойственной природы жилья как блага не только экономического (“товар”), но и социального (“крыша над головой”). Практическим же выводом из данной концепции является требование совместного, государственно-частного финансирования жилищного строительства, при котором вклад государства должен соответствовать стоимости жилья в пределах СГМ. (Этот принцип заложен, по существу, в федеральную программу “Свой дом”, которая предусматривает, что семьи должны оплачивать стоимость своих домов лишь на 25 — 30%.)
Следующими шагами должны стать:
Практическим же выводом из концепции СГМ должно стать требование полной оплаты стоимости жилищно-коммунального обслуживания для всего сверхнормативного жилья, при сохранении на время кризиса существующих льготных ставок оплаты для жилья в пределах социальной нормы.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |