Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии пли действия непреодолимой силы




Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:

- перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Предусмотренный диспозицией статьи перечень противоправных действий является исчерпывающим, поэтому иные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.

Ответственность по статье 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Такое разрешение выдается в соответствии со статьей 61 ТК РФ. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.

Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции статьи 16.5 КоАП РФ. Например, лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанность получения такого разрешения.

 

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия после пересечения таможенной границы РФ,

осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах,

перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита,

перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ установлена пунктом 1 статьи 70 ТК РФ, действие которого в силу пункта 1 статьи 91 ТК РФ и пункта 2 статьи 169 ТК РФ распространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.

В таможенном законодательстве понятие «авария»не определено, однако для целей применения настоящей статьи необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и содержание понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением перевозок. Так, к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в редакции от 25.09.2003), под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года), утвержденное приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (пункт 13.1).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (статьи 202, 401 Гражданского кодекса РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

Устанавливая, что в случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств, статья 70 ТК РФ не содержит указании о том, какие именно меры должны предприниматься. Представляется, что такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.

Следует отметить, что в диспозиции статьи содержится уточнение о том, что гибель или утрата товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, исключает наступление ответственности по данной статье. Таким образом, законодателем подчеркнут принцип виновной ответственности за данное деяние: если по объективно непреодолимым причинам меры по обеспечению сохранности товаров не могли быть приняты перевозчиком или принятые меры, признанные таможенным органом достаточными, не обеспечили сохранность товаров, перевозчик не подлежит привлечению к ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении другой обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 70 ТК РФ, а именно: в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.

 

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

Статья 16.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.

Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию РФ, помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть все этапы таможенного оформления, когда в соответствии с ТК РФ таможенному органу заявляются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Субъектом ответственности (лицом, передавшим документы) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), декларант.

Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные сведения. Действия указанного лица образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП. РФ.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, обнаруживается, как правило, таможенным органом в ходе административного производства в отношении лица, заявившего таможенному органу недостоверные сведения, после чего в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного документа, наличии либо отсутствия причинно-следственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и т.д. таможенный орган принимает одно из следующих решений:

1)о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, по части 3 статьи 16.1, части 2, 3 статьи 16.2, или статье 16.17 КоАП РФ;

о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таможенному органу недостоверных сведений, по статье 16.7 КоАП РФ;

о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, а также о возбуждении дела в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таких сведений.

Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП РФ.

К ответственности по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории РФ.

 

Статьи 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам

Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем судну и другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.

Хотя ТК РФ не содержит специальной регламентации порядка причаливания к судам и иным плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, законом была сохранена норма об ответственности за данное правонарушение.

Установление такой ответственности призвано обеспечить исключение возможности доступа лиц на судах и других плавучих транспортных средствах к судам, находящимся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.

Ограничение доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, статьей 24 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу РФ лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Разрешения таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (пункт 10 указанного Положения).

Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем. Суда, как и любые другие товары и транспортные средства, при ввозе находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до наступления одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 360 ТК РФ, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

При этом если само судно, находящееся под таможенным контролем, причаливает к судну, не находящемуся под таможенным контролем, формально событие нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 16.8 КоАП РФ, отсутствует.

Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии с дайной статьей привлечено быть неможет ввиду отсутствия в его деянии объективной стороны правонарушения.

 

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния:

1) недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки.

Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, а также таможенного режима международного таможенного транзита.

Деяние, выразившееся в доставлении товара перевозчиком в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки товара, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. Ответственность за него законодатель предусмотрел в статье 16.10 КоАП РФ.

Если товары доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы, и юридически не оформлен факт передачи) и срок их доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки) признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по статьям 16.10 (если не был соблюден маршрут доставки); 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате, замене либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом); 16.13 (при проведении операций с товарами без разрешения таможенного органа) КоАП РФ.

Ответственность за недоставку товаров несут только перевозчики.

Поскольку обязанности, предусмотренные ст.88 ТК РФ, возложены исключительно на перевозчика, он является субъектом ответственности и в том случае, когда разрешение на внутренний таможенный транзит выдано экспедитору или лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций. В случае недоставки товаров в таможенный орган назначения на последних статья 90 ТК РФ возлагает только обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов;

2) выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров:

имеющих статус находящихся на временном хранении (в том числе, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита, поскольку товары приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию РФ (пункт 2 статьи 77 ТК РФ) и сохраняют его до выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения);

помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

хранящихся на таможенном складе или свободном складе.

Обязанность по обеспечению сохранности перечисленных товаров возложена на:

1) перевозчика при применении процедуры внутреннего таможенного транзита (статья 88 ТК РФ);

лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит в случае перевозки товаров в место доставки, не являющееся таможенным органом. Таким лицом может быть только лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций (пункт 6 статьи 80, пункт 5 статьи 92 ТК РФ);

владельца склада временного хранения (статья 112 ТК РФ);

получателя товаров в случае временного хранения товаров на складе получателя (статья 117 ТК РФ);

железную дорогу при временном хранении товаров непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, не являющихся складами временного хранения (статья 116 ТК РФ);

лиц, осуществляющих грузовые операции в порту, при совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения (статья 78 ТК РФ, пункт 13 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной приказом ГТК России от 27 марта 2003 г. №939);

владельца таможенного склада (статья 230 ТК РФ);

8) владельца свободного склада (гл.12 ТК РФ 1993 г., см. рекомендации к статье 16.14 КоАП РФ);

9) владельца магазина беспошлинной торговли (статья 262 ТК РФ).

Вместе с тем, владельцы магазинов беспошлинной торговли являются субъектами рассматриваемого правонарушения только в случае выдачи (передачи) либо утраты товаров после закрытия магазина беспошлинной торговли. В иных случаях владельцы магазинов беспошлинной торговли за несанкционированную выдачу (передачу) товаров несут ответственность по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Выдача (передача) товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Если товар не передается третьим лицам, а используется без разрешения таможенного органа самим лицом, ответственным за его сохранность (например, организацией - владельцем склада временного хранения товар до декларирования используется в производстве), его действия не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ. В подобных случаях необходимо рассматривать вопрос об ответственности такого лица по части 1 статьи 16.2 и статье 16.21 КоАП РФ.

Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.

В практике нередки случаи, когда выбытие товаров из владения таких лиц (особенно это актуально для перевозчиков) происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа, разбойного нападения).

В указанных случаях данные об обстоятельствах такого происшествия, полученные из объяснений перевозчика, органов внутренних дел и иных источников, в том числе данные о наличии подобных фактов в прежней деятельности этого перевозчика и принятых в связи с этим мерах, должны быть тщательно исследованы при установлении вины перевозчика в невыполнении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров. И если, например, утрата товаров в результате кражи стала возможной ввиду явной небрежности перевозчика в выполнении этой обязанности (оставление водителем транспортного средства с товарами без присмотра на неохраняемой территории; остановка в пути для ночевки вдали от оживленных магистралей, населенных пунктов, постов ДПС; непринятие перевозчиком каких-либо дополнительных мер по обеспечению сохранности товаров, несмотря на неоднократные случаи утраты товаров при перевозке, и т.п.), освобождение его от ответственности необоснованно. В случае установления надлежащих действий перевозчика в ходе доставки товаров и отсутствия у него возможности предотвратить или воспрепятствовать их утрате (например, когда это сопряжено с риском для жизни и здоровья водителя) указанные обстоятельства должны учитываться при решении вопроса о вине перевозчика.

Следует иметь в виду, что товары, находящиеся на временном хранении, не утрачиваются своего статуса в случае их изъятия (ареста) в качестве предмета административного правонарушения и передачи на ответственное хранение, поскольку при этом товары не выпускаются в соответствии с определенным таможенным режимом и не помещаются под иную таможенную процедуру. В связи с этим выдача данных товаров без разрешения таможенного органа либо их утрата образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.9 КоАП РФ, выражается в недоставке документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки. Следует учитывать, что по данной части статьи подлежат квалификации только случаи, когда документы не доставлены в таможенный орган вообще (например, ввиду их утраты в пути). Противоправным такое деяние становится по истечении срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, даже если товары были доставлены до его истечения.

Если товары доставляются в таможенный орган в установленный срок, а документы на них представляются в таможенный орган после истечения срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, такое деяние лица подлежит квалификации по статье 16.10 КоАП РФ как нарушение срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита в отношении документов на товары, поскольку такой срок устанавливается и в отношении товаров, и в отношении документов на них.

Субъектом данного правонарушения является перевозчик (в том числе таможенный перевозчик). Его обязанность доставить в место доставки не только перевозимые, в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита товары, но и документы на них, вытекает из положений подпункта 1 статьи 88 и статьи 169 ТК РФ.

 

Статьи 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита

Статья 88 ТК РФ обязывает перевозчика доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены. Эта обязанность распространяется на случаи перевозки товаров, как при внутреннем таможенном транзите, так и при международном таможенном транзите (статья 169 ТК РФ).

Доставка товаров, перевозимых в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки с нарушением установленного срока либо при несоблюдении определенного маршрута перевозки составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.

Данной статьей также установлена ответственность за деяния, выражающиеся в доставке товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки этого товара. Примером могут быть случаи, когда перевозчик при получении в ходе перевозки товара по процедуре внутреннего таможенного транзита от отправителя или получателя данных об ошибке в адресации поставки самостоятельно (не изменив маршрут, место и срок доставки в установленном ТК РФ порядке) возвращается в зону таможенного контроля пограничного таможенного органа, выдавшего разрешение на внутренний таможенный транзит, или другого таможенного органа, указанного отправителем или получателем.

Предельный срок внутреннего таможенного транзита установлен пунктом 1 статьи 82 ТК РФ. В каждом конкретном случае перевозки товаров срок доставки устанавливается таможенным органом отправления исходя из заявления перевозчика (экспедитора) с учетом обычного срока перевозки товаров, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки в порядке, предусмотренном Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 973.

Маршрут перевозки товаров становится обязательным для перевозчика, только если он установлен Правительством РФ или определен таможенным органом в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. В последнем случае маршрут перевозки определяется на основании заявления перевозчика и его последующее изменение возможно только с письменного разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 86 ТК РФ).

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ, является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. Необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 86 ТК РФ таможенные органы не вправе определять маршрут доставки товаров таможенным перевозчиком, в связи с чем таможенные перевозчики несут ответственность только за нарушение установленного Правительством РФ маршрута доставки, а также за доставку товара в ненадлежащую зону таможенного контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.