Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный план




Основные знания и умения, приобретаемые студентами при изучении курса физической и коллоидной химии

Вопросы для подготовки к экзамену по общей и биоорганической химии

Вариант III

Задача № 1.

Вычислить осмотическое давление раствора неэлектролита, в 0,5дм3 которого содержится 1 моль вещества неэлектролита при 25оС.

Задача № 2.

Вычислить массу мочевины (NH2)2CO, содержащейся в 1дм3 раствора при 23оС, если осмотическое давление раствора мочевины составляет 183620 Па.

Задача № 3.

При какой температуре осмотическое давление раствора, содержащего 30г анилина С6Н5NH2 в 2дм3 достигнет 232408 Па?

 

ТЕМА: ОБМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ. РЕАКЦИИ ГИДРОЛИЗА.

1.Разобрать устно и выучить ответы на вопросы:

1)Гидролиз. Виды гидролиза солей.

2)Количественные характеристики процесса гидролиза: константа

и степень гидролиза. Биологическое значение процессов гидролиза.

2. Оформить письменный ответ на следующие вопросы:

Вариант IV

1.Какие из солей подвергаются гидролизу:

а) ацетат аммония;

б) сульфид калия;

в) иодид натрия?

Составить ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.

2.Какие процессы будут проходить при смешивании водных растворов сульфида натрия и хлорида алюминия? Составить ионные и молекулярные уравнения реакций.

3.Какую окраску приобретет раствор водород карбоната натрия при добавлении к нему индикатора лакмуса? Ответ обосновать с помощью ионных уравнений реакций гидролиза указанной соли по первой ступени.

4.Выразить константу гидролиза через ионное произведение воды и константу диссоциации слабого электролита для цианида натрия.

5.Написать уравнения реакций гидролиза трипептида: серилаланиллизина.

 

1.Предмет и задачи химии. Место химии в системе медицинского образования.

2.Термодинамика. Значение термодинамики. Основные понятия и термины. Система. Фаза. Классификации системы.

3.Термодинамические свойства системы: внутренняя энергия, энтальпия, энтропия, свободная энергия Гиббса, химический потенциал.

4.Термодинамические параметры состояния системы. Стандартные термодинамические параметры, их значение.

5.Первый закон термодинамики. Формулировка. Математическое выражение. Философское значение.

6.Термохимия. Значение термохимии. Термохимические уравнения, их особенности. Приведите примеры.

7.Закон Гесса. Формулировка. Приведите примеры.

8.Теплота (энтальпия) образования. Стандартная теплота образования. Первое следствие из закона Гесса.

9.Теплота (энтальпия) сгорания. Стандартная теплота сгорания. Второе следствие из закона Гесса.

10.Понятие о коэффициенте калорийности пищи. Коэффициенты калорийности основных продуктов питания: белков, жиров, углеводов. Расчет калорийности пищевых продуктов.

11.Растворы. Классификация растворов. Образование растворов. Термодинамика растворов.

12.Способы выражения концентрации растворов. Приведите примеры.

13.Растворимость веществ. Влияние на растворимость природы компонентов. Приведите примеры. Влияние на растворимость внешних факторов. Закон Генри и Дальтона. Эмболия. Кессонная болезнь, горная болезнь. Влияние электролитов на растворимость газов. Закон И.М. Сеченова, его значение в физиологии.

14.Осмос. Осмотическое давление в растворах неэлектролитов и электролитов. Изотонический коэффициент. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах. Онкотическое давление. Биологическое значение осмоса.

15.Электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Состояние ионов в растворах сильных электролитов. Межионное взаимодействие. Понятие об активности. Коэффициент активности. Ионная сила, ёё математическое выражение и физиологическое значение.

16.Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель среды растворов. Математическое выражение рН, его значение в кислой, щелочной, нейтральной средах. Биологическая роль водородного показателя.

17.Гидролиз. Уравнения гидролиза солей. Приведите примеры. Количественные характеристики гидролиза: степень, константа гидролиза. Биологическое значение процессов гидролиза.

18.Протолитическая теория кислот и оснований, ее роль в объяснении силы кислот и оснований. Константа кислотности.

19.Титриметрический анализ. Его принцип и требования. Фиксирование момента эквивалентности. Закон эквивалентности. Количественные расчеты в титриметрическом анализе.

20.Метод нейтрализации. Ацидиметрия. Алкалиметрия. Применение метода в клинических анализах. Индикаторы метода нейтрализации. Ионная теория индикаторов Оствальда. Зона переходной окраски индикаторов. Показатель титрования.

21.Оксидиметрия: сущность метода, классификация. Принцип расчета эквивалентности окислителей и восстановителей. Применение метода в медицине. Перманганатометрия: принцип. Фиксирование момента эквивалентности, применение метода в медицине. Окислительное действие перманганата калия в кислой, щелочной, нейтральной средах.

22.Приготовление раствора титранта перманганата калия, условия его хранения.

23.Комплексные соединения. Их строение на основе координационной теории А. Вернера. Комплексный ион, его заряд. Катионные, анионные, нейтральные комплексы. Номенклатура, примеры.

24.Изомерия комплексных соединений. Комплексоны, хелаты, краун-эфиры. Биологическая роль комплексных соединений.

25.Строение атома. Квантовые числа. Принципы заполнения энергетических подуровней электронами.

26.Химическая связь. Ковалентная связь и ее свойства: длина связи, энергия связи, насыщаемость, направленность, поляризуемость. Донорно-акцепторный механизм образования связи.

27.Ионная связь и ее свойства. Водородная связь. Примеры соединений с межмолекулярной и внутримолекулярной водородной связью. Металлическая связь.

28.Биогеохимия. Биогенные элементы, их классификация, роль в организме. Органогены. Факторы отбора и топография микроэлементов. Биогеохимические провинции. Эндемические заболевания.

29.S – элементы. Их общая характеристика. Биологическая роль водорода, натрия, калия, кальция, магния.

30.Общая характеристика Р – элементов. Биологическая роль и применения соединений в фармации.

31.Общая характеристика d – элементов – переменные степени окисления, валентности, способность к комплексообразованию. Биологическая роль d – элементов. Применение соединений в фармации.

 

ЗАДАЧИ СЛЕДУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ:

1.Способы выражения концентрации растворов, пересчет концентрации.

2.Титриметрические методы анализа - метод нейтрализации и перманганатометрии.

3.Химическая термодинамика.

4.Комплексные соединения.

5.Осмотическое давление в растворах. Закон Вант-Гоффа.

Список литературы, рекомендуемой для подготовки по курсу общей и неорганической химии

 

О С Н О В Н А Я:

 

7. Ершов Ю.А., Попоков В.А., Берлянд А.С. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М. Высшая школа, 1993 г.

8. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.- 1989 г.

9. Ершов Ю.А., Кононов А.М., Пузаков С.А. и др.

Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М.Высшая школа – 1993 г.

10. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М. - 1978 г.

11. Селезнев К.А. Аналитическая химия, 1973 г.

12. Алексеев В.Н. Количественный анализ. – М. - 1972 г.

 

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я:

5. Ершов Ю.А., Плетнев Т.В. Механизм токсического действия неорганических соединений. М. – 1989 г.

6. Садовничий А.П. и др. Биофизическая химия. Киев, 1986 г.

7. Хъюз М. Неорганическая химия биогенных процессов. М. - 1983 г.

4.Фролов Ю.Т. Курс коллоидной химии. М. - 1989 г.

 

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Физической и коллоидной химии».

Моисеева Н.Е., Юдина Л.Н., Скворцова Н.Г.

 

Методические рекомендации и контрольные задания по «Физической и коллоидной химии» составлены для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 – «Фармация» (квалификация - провизор), учебным планом и программой курса.

В пособии представлена программа «Физической и коллоидной химии», даны рекомендации по ее изучению. Пособие содержит варианты контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению, а также примеры решения типовых задач, тематический план лекций и лабораторно – практических занятий по химии, вопросы для подготовки к экзамену.

 

Рецензенты:

Кандидат химических наук, И.А. Никифорова - доцент кафедры неорганической и физической химии ОмГПУ

 

Кандидат химических наук, О.А. Голованова - доцент кафедры неорганической химии ОмГУ

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати кафедрой общей и биоорганической химии ОмГМА (Н.Е. Моисеева – зав. кафедрой общей и биоорганической химии, кандидат технических наук, доцент), цикловой методической комиссией по фармации ОмГМА.

 

Цель и задачи изучения курса «Физическая и коллоидная химия»

Физическая и коллоидная химия является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. Этот курс необходим для усвоения важнейших понятий и закономерностей, используемых как в смежных химических дисциплинах - аналитической, биологической, фармацевтической химии, так и в медико - биологических - фармакологии, физиологии и др.

Преподавание данной дисциплины обеспечивает развитие у студентов навыков анализа лекарственных веществ и моделирования новых лекарственных форм, опираясь на знания основных законов и теоретических положений курса физической и коллоидной химии.

Задачи изучения дисциплин:

1. Сформировать у студентов знания по основным разделам курса Физической и коллоидной химии: “Химическая термодинамика”, ”Фазовые равновесия”, “Кинетика химических процессов и катализ”, “Термодинамика поверхностных явлений”, “Коллоидные системы и их свойства” и др.

2. Сформировать практические навыки определения и расчета: энергетических характеристик химических процессов, направления и глубины их протекания, определения скорости химических реакций и ее зависимости от различных факторов, прогнозирования фазовых переходов.

3. Привить студентам навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.

4. Научить пользоваться основными приёмами и методами физико-химических измерений; обрабатывать, анализировать и обобщать их результаты.

 

В итоге изучения курса физической и коллоидной химии студент должен знать:

1. Цели, задачи физической и коллоидной химии; пути и способы их решения.

2. Роль и значение методов физической и коллоидной химии в фармации, в практической деятельности провизора, исследователя.

3. Основные разделы физической и коллоидной химии.

4. Основные этапы развития физической и коллоидной химии, ее современное состояние.

5. Основы химической термодинамики

6. Учение о химическом равновесии

7. Закономерности термодинамики фазового равновесия.

8. Основы учения о растворах

9. Основные понятия и методы электрохимии.

10. Основы формальной химической кинетики; понятие о теориях химической кинетики.

11. Основы учения об адсорбции и катализе.

12. Основные понятия и законы коллоидной химии

13. Основные литературные источники и справочную литературу по физической и коллоидной химии.

 

Студент должен уметь:

1. Самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по физической и коллоидной химии.

2. Пользоваться основными приемами и методами физико-химических измерений. Работать с основными типами приборов, используемыми в физической и коллоидной химии.

3. Обрабатывать, анализировать и обобщать результаты физико-химических наблюдений и измерений.

4. Применять полученные знания при изучении аналитической, фармацевтической химии, фармакологии, токсикологии, технологии лекарств.

 

В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, на заочном отделении предмет физической и коллоидной химии преподается на III курсе. На изучение дисциплины отводится 190 часов, из них 20 часов лекций, 30 часов лабораторно – практических занятий и 128 часов самостоятельной работы, во время которой студенты выполняют 3 контрольных работы. По итогам освоения курса студенты сдают экзамен.

 

ПРОГРАММА КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ

ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Предмет, задачи и методы физической химии

Основные этапы развития физической химии. Роль отечествен­ных и зарубежных ученых в развитии физической химии. Место физи­ческой химии среди других наук и ее значение в развитии фармации.

Основные понятия и законы химической термодинамики

Предмет и методы термодинамики. Основные понятия и определе­ния. Системы: изолированные, закрытые и открытые. Состояние системы. Функции состояния. Процессы: изобарные, изотермические, изохорные и адиабатические. Внутренняя энергия системы. Работа. Теплота.

Первое начало термодинамики. Математическое выражение первого начала. Энтальпия. Теплоты нейтрализации, растворения, гидратации. Энтальпийные диаграммы. Зависимость теплоты процесса от температуры, уравнение Кирхгофа.

Второе начало термодинамики. Энтропийная формулировка второго начала термодинамики. Энтропия - функция состояния системы. Измене­ние энтропии в изолированных системах. Изменение энтропии при изотермических процессах и изменении температуры. Статистиче­ский характер второго начала термодинамики. Энтропия и ее связь с термодинамической вероятностью состояния системы. Формула Больцмана.

Третье начало термодинамики. Абсолютная энтропия. Стан­дартная энтропия.

Термодинамические потенциалы. Энергия Гельмгольца. Энергия Гиббса. Химический потенциал.

Термодинамика химического равновесия

Термодинамические условия достижения состояния химического равновесия.

Уравнение изотермы химической реакции. Термодинамическое обоснование закона действующих масс для гомогенного и гетеро­генного химического равновесия. Константа химического равнове­сия и способы ее выражения.

Уравнения изобары и изохоры химической реакции. Следствия, вытекающие из этих уравнений. Константа химического равновесия и принцип Ле Шателье-Брауна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.