Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция_зрелость




1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/пер с англ. – М.: «Когито-центр», 2000. – 350 с.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с. – (Серия «Мастера психологии»).

4. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

Особенности развития взрослого человека

Период взрослости составляет самую продолжительную часть жизненного пути человека, но лишь сравнительно недавно процесс развития взрослой личности стал предметом научных исследований. Большинство учебников по психологии развитие заканчивается описанием периода отрочества и перехода к взрослости. Кажется очевидным, что вступление во взрослый возраст в определенной степени завершает процесс развития, и, следовательно, можно предположить, что последующий этап жизни мало что добавляет к психологической характеристике индивида. Согласно модели эпигенетического ландшафта, изменения сопровождают человека всю жизнь, но только в детстве они происходят гораздо быстрее. Для изменений, наблюдаемых у взрослого человека, неприменима теория стадий, поскольку основным содержанием этого периода является дальнейшее развитие и совершенствование структур, уже сформированных в детском и подростковом возрасте. Это верно, что возрастные изменения в физическом, социальном и когнитивном состоянии взрослого человека не столь впечатляющи, как в детском возрасте, но и в этот период отмечен некоторые общие закономерности развития, которые нуждаются в углубленном изучении [с.307].

Определение понятия «взрослость».

Дать определение термину «взрослость» не так легко, как может показаться на первый взгляд, поскольку это не просто достижение человеком определенного возраста. Биологическая взрослость определяется способностью к деторождению, социальная – экономической независимостью, а с позиции психологии – зрелой личностной идентичностью [с.308].

Еще одна из специфических проблем – это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей [с.14-15].

Ж.Пиаже и З.Фрейд рассматривали ход развития взрослого человека в виде длительного плато с весьма небольшим диапазоном возрастных изменений. Между тем этот период насыщен множеством жизненно важных событий, таких как замужество (женитьба), рождение детей и внуков, успехи или неудачи в работе, возможно безработица, уход на пенсию, смерть родителей и другие утраты. Все эти события создают биологические и социальные предпосылки для нарушения плавного хода взрослой жизни. Совсем неочевидно, что сами по себе такие жизненные события могут определить стадии развития наподобие тех стадий, которые были выделены для детского возраста. На самом деле существует великое множество способов и форм проявления одного и того же жизненного события, а его последствия весьма трудно свести к общему знаменателю.

Чаще всего происходящие жизненно важные события можно отнести к 4 сферам: семья, работа, состояние здоровья и вступление в брак [с.314].

Такие жизненные события, как рождение ребенка, поступление на работу или безработица, могут повлечь за собой существенные трансформации представлений человека о самом себе. Взрослые люди обычно намечают целый ряд жизненных «задач», которые относятся как к определенному кругу общения, к желанию иметь семью, детей, так и к устремлениям в сфере профессиональной деятельности. Опыт, накопленный в этих важнейших областях взрослой жизни, способствует расширению и углублению разнообразных знаний и в конечном счете помогает достичь мудрости зрелого человека [с.321 - 323].

Таким образом, социум задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии и периоды жизни [с.23].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.