Рассматривая зарубежный опыт предпринимательства, можно отметить, что концепция маркетинга, как система взглядов, способ представления тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности вообще или (если говорить более конкретно) как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности предпринимателя, образ его мышления и направленность действий с течением времени радикально менялись.
Изменения концепции маркетинга в основном определялись (и определяются в настоящий момент) состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель, потребитель и государство. Косвенно этому способствовало усиление конкуренции, изменение взглядов потребителя, развитие средств массовой информации и так далее. При этом в процессе эволюции маркетинг все больше ориентировался на потребности потребителя и социальные ценности общества.
Маркетинг в своем развитии прошел ряд этапов. Мировая наука и практика обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга (табл. 3):
Предложенная классификация концепции маркетинга общепринята. Ее придерживаются практически все маркетологи мира. Однако она не может рассматриваться как догма, как некий стандарт для каждой конкретной страны. Эволюция маркетинга в каждой отдельной стране в зависимости от уровня развития рыночных отношений имеет определенные специфику и особенности. Однако знание мирового опыта становления маркетинга и развития рыночных отношений является полезным для российских предпринимателей, так как он может использоваться ими как ориентир при организации своего дела. В зависимости от факторов конкурентной среды, требований покупателей, уровня интеграции маркетинга с другими функциями предпринимательской деятельности и других причин может использоваться одна или совокупность концепций маркетинга, приведенных в таблице 3.
Основные концепции маркетинга и их характеристика. Табл. 3
Концепция маркетинга и ее исходная точка
Цели
Основной инструментарий
Необходимые предпосылки для реализации концепции
Характерные особенности
1. Совершенствование производства (производственная концепция).
От промышленной революции до 20-х годов.
Исходной точкой является товар, услуга, место
Получение прибыли за счет увеличения объема продаж
Себестоимость, производительность
Товар доступен по цене и широко распространен.
Потребитель относится благожелательно
к товару
1. Спрос превышает предложение. Основная масса потребителей имеют низкие доходы.
2. Применяется, когда производственные расходы значительны, и необходимо их сократить для увеличения объемов продаж и рыночной доли.
3. Производится то, что может выпустить предприниматель.
2.Концепция совершенствования товара; (продуктовая концепция)
С 20-х до 30-х годов.
Исходная точка – товар, услуга, место
Получение прибыли за счет качественных характеристик
товара
Товарная политика
Есть возможность производить больше и лучшего качества
1.В основном применяется тогда, когда увеличение производства продукции не дает ощутимых результатов.
2.Данная концепция может привести к «маркетинговой близорукости».
3.Производятся качественные товары, с улучшенными потребительскими свойствами.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (торговая концепция).
С 30-х до 50-х годов.
Исходная точка – товар, услуга, место, реклама
Получение прибыли за счет подготовки торговых агентов
Сбытовая политика
Необходимо использование специальных приемов, приводящих к необходимому объему продаж
1. Продается то, что может выпустить предприниматель, а не то, что необходимо рынку.
2. Предприниматель преследует кратковременные цели.
3. Применяется, в основном, в условиях дефицита товара или монополии.
4. Происходит интенсивное развитие сбытовой сети и каналов сбыта.
4. Маркетинговая концепция (традиционная).
60-е – 80-е годы.
Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя
Получение прибыли за счет всестороннего удовлетворения нужд потребителей целевых рынков
Комплекс маркетинг-микса, исследование потребителя
Необходимо широкое применение маркетинговых инструментов для определения потребностей потребителей
1. Данная концепция объединила самое лучшее из предыдущих концепций.
2.Основной девиз: «Люби потребителя, а не производимые тобой товары»
5.Концепция социально-этичного маркетинга (концепция интеллигентного потребителя, человечный маркетинг, общественно-активный маркетинг, социальный маркетинг);
80-е - 95-е годы.
Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя, потребности общества
Получение прибыли за
счет удовлетворения потребности целевых рынков при условии сбережения экономических ресурсов, охраны окружающей среды
Комплекс маркетинг-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг
Необходимо достижение баланса между целями организации, потребностями потребителя, долгосрочными интересами общества
1. Поиск предпринимателем новых технологий и обеспечение безопасности человека и общества в целом.
2.Производство тех товаров и услуг, которые нужны потребителю, но с учетом требований общества.
3. Основной девиз: «Не навреди».
Продолжение таблицы 3
Концепция маркетинга и ее исходная точка
Цели
Основной инструментарий
Необходимые предпосылки для реализации концепции
Характерные особенности
6.Концепция маркетинга взаимодействия
1995 г. – по настоящее время
Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя, потребности общества, коммуникации
Получение прибыли за
счет стратегического взаимодействия с партнерами по бизнесу
Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинг-микса
Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия
1. Создание отношений конструктивного сотрудничества с партнерами по предпринимательской деятельности.
2. Основной девиз: «Произвожу то, что удовлетворяет потребности потребителей, партнеров по бизнесу, и общество».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление