Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит и источники его финансирования




Одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства является сбалансированность бюджета. Однако в современных условиях можно наблюдать различное соотношение доходов и расходов в бюджетах разных уровней.

1 РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюд­жет (Сальдо = 0) – идеальное исполнение бюджета, т.к. предполагает полное покрытие расходов доходами).

II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профи­цит)). Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается профицит, то на стадии утверждения бюджета проводят со­кращение профицита: а) сокращение доходов от продажи государственной или муниципаль­ной собственности; б) сокращение доходов от продажи государственных запасов и резервов; в) направление бюджетных средств на погашение долговых обязательств; г)увеличение расходов бюджета, в том числе в виде перечислений доходов бюджетам других уровней. Если данные меры не приводят к получению положительного эф­фекта, следует сократить налоговые доходы путем внесения изменений в нало­говое законодательство.

III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит) - наиболее сложная ситуация. Дефи­цит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоле­ния и он составляет не более 3% ВВП. Если дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если более 20% от суммы доходов – это критический дефицит. Бюджетный кодекс регламентирует границы дефицита. Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации не может превышать 5% объ­ема его доходов без учета финансовой помощи от федерального бюджета. Размер де­фицита муниципального бюджета не может превышать более 3% объема дохо­дов местного бюджета.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими(итоговыми). Первичный дефицит имеет место при пре­вышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общие дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным.

Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финан­сового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения.

Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет при воздействии устойчивых факторов, приводящих к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетно­го дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и поли­тическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пой­ти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно по­явление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах эко­номического кризиса и депрессии и только во вторую очередь — желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация возникает в фазах оживления и подъема: с ростом производства расширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но правительство сокращает расходы для того, чтобы нивелиро­вать увеличение спроса со стороны предпринимателей и насе­ления.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения го­сударственных расходов в целях регулирования экономики. Пас­сивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

Таким образом, причинами дефицита могут стать следующие ситуации:

1. Позитивные причины – это причины, вызванные большими вложе­ниями в развитие экономики.

2. Негативные причины – это причины, связанные с непредвиденными расходами, которые не ведут к расширению экономики и увеличе­нию ВВП (войны; эпидемии; катастрофы; результаты непродуман­ной экономической политики, следствием которой является стагнация экономики; нестабильность национальной валюты, что приводит к переходу от товарно- денежных отношений к бартеру, в результате собираемость налогов резко падает).

Дефицит приводит к негативным явлениям в экономике, одним из наиболее частых – это инфляция. Причина инфляции состоит в том, что государство, стремясь покрыть расходы, начинает неоправданную эмиссию денежных зна­ков. В свою очередь, эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом эко­номики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками, «раскручивает» инфляционный механизм, усиливая дефицит бюджета.

Следующее следствие дефицита бюджета – снижение уровня жизни насе­ления, которое происходит в результате того, что при дефиците увеличиваются государственные расходы и уменьшаются объемы ресурсов, идущих на инвестирование эко­номики.

Одним из механизмов снижения дефицита бюджета является бюджетное секвестирование, которое представляет собой равномерное снижение расхо­дов в соответствии с уже уменьшившимися доходами.

Механизм бюджетного секвестирования вводят в действие с целью сниже­ния расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюд­жет был выполнен, несмотря на снижение доходов у государства. Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло снижение доходов.

Секвестру подлежат все статьи расходов, кроме защищенных статей.

Система защищенности статей от секвестирования призвана оградить от сокращения те статьи, которые являются стратегически важными. Уменьшение данных статей может привести к тяжелым последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества. Обычно не подлежат секвестированию заработные платы, медикаменты, дотации и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.