КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы функционирования бюджетной системы РФБюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и закрепленная законодательно. В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (рис. 6).
Рисунок 6 – Структура бюджетной системы Российской Федерации Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются бюджеты субъектов РФ. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ. Основные параметры бюджетной системы РФ рассмотрены в таблице 7. Таблица 7 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей
Характеристика бюджетной системы предполагает определение не только состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействие. В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ определены следующие принципы бюджетной системы РФ: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 6) сбалансированность бюджета; 7) результативность и эффективность использования бюджетных средств; 8) общее покрытие расходов бюджетов; 9) прозрачность (открытость); 10) достоверность бюджета; 11) адресность и целевой характер использования бюджетных средств; 12) подведомственность расходов бюджетов и единства кассы. 1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов. 2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов и определению источников финансирования бюджетов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Самостоятельность, важнейший принцип всех бюджетов, означающий: - право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает: - определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, - установление и исполнение расходных обязательств, - формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, - определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов. 5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. 6. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 7. Для достижения результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. 8. Общее покрытие расходов — все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита. 9. Прозрачность (открытость) предполагает: - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; - обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. 10. Достоверность бюджета — это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Единство кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Между органами власти различных уровней возникают отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств, такие отношения называются межбюджетными отношениями. Иначе межбюджетные отношения – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Межбюджетные отношения включают в себя следующие основные элементы: - разграничение расходных обязательств между разными уровнями государственной власти; - разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы государства; - межбюджетное перераспределение средств. Межбюджетные отношения в РФ строятся на основе бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – отношения в государстве с федеративным устройством между различными уровнями органов власти в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и других бюджетных доходов и расходов. К основным принципам бюджетного федерализма относятся: - сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы; - равенство бюджетных прав субъектов федерации; - четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней; - самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему; - прозрачность межбюджетных отношений. В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровни без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов и росту муниципального долга. Выделяют следующие модели бюджетного федерализма: Централизованная модель бюджетного федерализма предполагает разграничение полномочий бюджетов по расходам, не сопровождающихся наличием у них собственных источников доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму. Децентрализованная модель бюджетного федерализма определяется признанием высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов равны полномочиям в сфере доходов. Однако при этой модели проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства затруднено, так как федеральные органы власти испытывают трудности при контроле макроэкономических государственных программ, и действия региональных и местных властей могут вступать в противоречия с федеральным центром. Для комбинированных моделей бюджетного федерализма характерны следующие особенности: 1. Использование горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания (вертикальное выравнивание подразумевает соответствие между объемом доходов и расходов бюджетов и погашение дефицитов бюджетов за счет федерального бюджета; горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий). 2. Повышение ответственности федерального центра за создание условий для социально- экономического развития регионов, что сокращает самостоятельность регионов и увеличивает необходимость контроля со стороны центра. 3. Значительная доля бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Существующий бюджетный федерализм в России тяготеет к централизованному типу, где субъекты имеют различную степень бюджетной самостоятельности (т.е. высокие или низкие возможности формирования доходной части бюджета). По этому признаку все субъекты РФ можно разделить на доноров и реципиентов. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельности и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюджетной самостоятельности, и в их доходах обязательно присутствует финансовая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет поступлений из федерального бюджета. Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить следующие основные проблемы во взаимоотношениях между уровнями власти. 1. Проблема, связанная с определением доходов каждого из уровней бюджета. Сегодня в России налоговые доходы все больше концентрируются в федеральном бюджете, что формирует «налоговые ножницы», характеризующие процесс «перекачки» налогового потенциала в федеральный бюджет. 2. Проблема, связанная с определением расходных полномочий. При одновременной концентрации доходов в центре основная масса социально значимых задач «сбрасывается» на уровень субъектов Федерации и местные органы власти, в результате все бюджеты нижних уровней власти имеют дефицит. В результате в субфедеральных бюджетах возникает временной разрыв между движением денежных средств из регионального бюджета в федеральный и из федерального в субфедеральный. Поэтому субъекты вынуждены для погашения разрыва использовать кредиты и займы. В России проблемы бюджетного федерализма настолько обострились, что при пассивной роли государства среди ряда регионов создались многократные увеличения разрывов по уровню доходов их населения и экономическому развитию.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |