Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс: полномочия его участников




Тема 5. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетный период в настоящее время составляет три года.

Законодательной базой бюджетного процесса в РФ является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормативные акты субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Процесс составления и исполнения бюджета любого уровня является прерогативой любого уровня, а рассмотрение и утверждение – законодательных органов власти.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов.

Бюджеты субъектов Федерации и их внебюджетные фонды утверждают в форме законов субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В бюджетном процессе принимают участие следующие органы (табл. 10).

Таблица 10 – Участники бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса Функции участников процесса
Законодательные органы власти Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением бюджетов.
Органы исполнительной власти Составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательного органа власти, исполняют бюджет. Для этого они осуществляют сбор доходов, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета.
Органы денежно- кредитного регулирования Главным органом денежно- кредитного регулирования является Банк России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно- кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы государственного, муниципального финансового контроля Осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, целевых программ развития, нормативных и правовых актов бюджетного законодательства.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств Главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета является орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Получатели бюджетных средств Бюджетные организации, имеющие право получать бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью. Под бюджетной организацией понимается организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектами Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно- исследовательских или иных функций некоммерческого характера.
Кредитные организации Могут привлекаться для осуществления расчетных операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

 

Рассмотрим бюджетный процесс на примере федерального бюджета (рис. 5).

 

 

Рисунок 5 – Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации

 

1. Проект Федерального бюджета разрабатывается Минфином РФ и начинается не менее чем за 10 месяцев до начала следующего бюджетного периода. В основе проекта федерального бюджета РФ лежат следующие документы:

- бюджетное послание Президента РФ;

- прогноз социально-экономического развития территории;

- основные направления бюджетной и налоговой политики с целью финансового обеспечения расходных обязательств.

Вместе с проектом бюджета Минфин РФ составляет проект консолидированного бюджета страны (консолидированный бюджет- это совокупность федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Федерации (прогноз)), баланс финансовых ресурсов государства, готовит проекты изменения законодательства в части налогообложения.

2. Проект бюджета на очередной финансовый год вместе с вышеперечисленными документами, приложениями, расчетами и расшифровками поступает на рассмотрение Правительства РФ. Бюджет корректируется, и после одобрения Правительством поступает в Государственную Думу, но не позднее 26 августа текущего года.

3. В Государственной Думе (ГД) проект рассматривает бюджетный комитет (в основном формальные моменты) и дает свое заключение.

Рассмотрение проводится в 3-х чтениях.

Предмет первого чтения - обсуждение основных параметров бюджета:

- прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

- приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

- общий объём расходов;

- верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

- нормативная величина резервного фонда;

- дефицит или профицит федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

1) предоставить законопроект в согласительную комиссию (состав: Совет Федерации, Правительство, Госдума);

2) вернуть в Правительство на доработку.

3) поставить вопрос о доверии правительству.

Во время второго чтения Госдума рассматривает:

- приложения к федеральному закону, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

- бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета;

- приложение к федеральному закону, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов;

- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

- программу государственных внутренних и внешних заимствований;

- программа государственных гарантий Российской Федерации;

- приложение к федеральному закону по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ.

Цель третьего чтения проекта закона о федеральном бюджете – рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по подразделам ведомственной классификации расходов бюджета. Затем законопроект выносится на голосование в целом.

После принятия в Государственной Думе в течение 5-ти дней бюджет передают в Совет Федераций, где он рассматривается в одном чтении в течение 14 дней. Если Совет Федерации не принимает бюджет, создается согласительная комиссия.

В заключение Совет Федерации в течение 5-ти дней передает бюджет Президенту на подпись и обнародование. С этого момента он вступает в силу как закон и готов к исполнению. Если Президент не подписывает документ о бюджете, создается согласительная комиссия.

Глава государства имеет право вето, т.е. имеет право наложить запрет на решение Парламента по бюджету. Данное вето ограничено, и носит название суспензивного. Это означает, что если Парламент вторично утвердит бюджет в тех же цифрах, то бюджет вступит в силу уже без утверждения его главой государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.