Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом (кредитом)




Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным креди­том в широком смысле понимается формирование одного из направ­лений финансовой политики государства, связанной с его деятель­ностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление госу­дарственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финан­сирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке мало­го бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле по­нимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпус­ку и размещению долговых обязательств государства, регулирова­нию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и пога­шению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ яв­ляется Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные раз­меры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефи­цита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О правительстве» предельный объем вы­пуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заим­ствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований (ст. 108 БК) и Программы государственных внут­ренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием це­лей, источников и сроков возврата. Программы представляются Фе­деральному Собранию одновременно с проектом бюджета на оче­редной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- недопущение переполнения фондового рынка заемными обя­зательствами государства и резкого колебания их курса;

- эффективное использование мобилизованных средств и конт­роль за целевым использованием выделенных кредитов;

- обеспечение своевременного возврата кредитов;

- максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранение иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Федеральное казначейство совместно с Банком России. Так, в целях управления федеральным долгом в рамках Минфина РФ созданы два департамента: департамент управления государственным внутренним долгом и де­партамент управления государственным внешним долгом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Центральный банк бесплатно осуще­ствляет функции генерального агента по обслуживанию государствен­ного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет Центральный банк РФ или иная уполномоченная им организация. Центральный банк РФ осущест­вляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюдже­та выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется Центральным банком РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

- поднятие ставки рефинансирования;

- интервенции Центрального банка на рынке ценных бумаг;

- регулирование валютного рынка.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внут­реннего валютного долга является Внешэкономбанк.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, и, следовательно, значительного роста государственной задолженности.

Для этого используют различные формы управления государственным долгом:

1. Погашение за счет бюджета (неэффективно).

2. Рефинансирование – погашение основного долга и процентов за счет средств, получаемых от размещения новых займов – «финансовая пирамида».

3. Аннулирование – отказ государства от уплаты основного долга и процентов по ранее выпущенным займам.

4. Конверсия – это изменение условий доходности по займу (чаще всего в сторону уменьшения). Конверсия займа означает изменение первоначальных условий договора (цена, срок, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Конверсии бывают добровольные, обязательные, принудительные. При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять их на новые, как правило, с более низким процентом. Держатели облигаций имеют право либо прекратить действие облигации, получив свои деньги, либо обменять их на новые. При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в установленные сроки. При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока.

5. Новация – соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия данного обязательства и замене его другим обязательством, имеющим другие условия.

6. Консолидация – увеличение сроков погашения. Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер. Чаще всего консолидация сопровождается конверсией.

7. Унификация – объединение нескольких взятых на себя обязательств с заменой на новые. Унификация займов означает замену нескольких ранее выпущенных облигаций новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.

8. Реструктуризация – заключение нового кредитного договора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.