Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика социологического знания об обществе




Методы социологического познания.

Структура и уровни социологического знания.

Объект и предмет социологии, ее основные функции.

1. Термин «социология» (лат. societas - общество и греч. logos – учение) был введен в научный оборот французским ученым и философом Огюстом Контом (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как совокупность индивидов, объединенных в определенные социальные общности – семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п., и взаимодействующих между собой.

Предметом социологии выступают структурные единицы общества (классы, слои, группы, личности), социальные связи между такими единицами (контакты, действия, взаимодействия, социальные отношения, социальные институты), а также динамика социальных структур (социальные изменения, социальные процессы).

Выделив объект и предмет социологии, можно заключить, что социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему:

а) изучение социальных фактов;

б) исследование социальной структуры общества;

в) понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;

г) выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений и процессов в будущем;

д) формулирование научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций. Они таковы:

1) познавательная – обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества;

2) оценочная – оценка познаваемого мира с позиций интересов личности;

3) мировоззренческая – социологические знания способствуют формированию мировоззрения индивидов;

4) идеологическая – результаты исследований могут использоваться в интересах какой-либо социальной группы для достижения ими определенных социальных целей;

5) практическая – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разрабатываются практические рекомендации, направленные на совершенствование механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества;

6) управленческая – для принятия управленческих решений;

7) организационно-технологическая – разработка конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования;

8) прогностическая – выработка научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем;

9) образовательная – тиражирование и распространение социологических знаний среди большого количества людей;

10) гуманистическая – может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, способствует совершенствованию общественных отношений.

2. Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе.

В структуре социологии можно вычленить 3 уровня:

1) теоретическая социология – решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа;

2) прикладная социология – изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы;

3) социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

В структуре социологического знания выделяют:

1) общесоциологические теории – касаются глубинных, сущностных моментов развития общества и в целом исторического процесса;

2) специальные или частные социологические теории – на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации делаются научно обоснованные выводы и обобщения, которые касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов;

3) конкретные социологические исследования – важная область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон.

В социологии также существует дифференциация на макросоциологические и микросоциологические исследования. Макросоциология – уровень социологического исследования целых обществ, их систем и структур, поведения больших сообществ и таких объединений людей, как социальные классы, народы. Микросоциология – уровень социологических исследований, ориентированный на изучение поведения отдельных личностей и их небольших групп «лицом к лицу» в их повседневной жизнедеятельности в семье, в производственном коллективе, в компании сверстников и т.д.

3. Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний. Социологическая методология включает в себя совокупность:

- общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и др.);

- общенаучных (системный, комплексный, моделирования, типологизации и др.);

- специфически-социологических (структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросскультурный анализ, включенное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и др.).

Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.

 

4. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные науки, например экономические, политические, юридические, изучают внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер, подструктур, видов общественных отношений, то социология анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, экономических и политических, правовых отношений, экономики, политики и духовных процессов, что и позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Подход с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако целостность они трактуют иначе. Для философии это целостность мира, для истории – целостность единого исторического процесса. В отличие от философии в социологии целостность общества не носит умозрительного характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому точнее определять предмет социологии через понятие социальных механизмов.

Предметом социологии являются общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социология отличается от других наук не только тем, что она изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентаций, видов активности.

Основным фокусом социологии являются социальная группа, общность людей. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества. Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.

Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения. Социальное взаимодействие – это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей – социальных отношений. По М.Веберу, общество – это и есть социальное взаимодействие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.