Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные условия




Лекция 2. Основные этапы развития и парадигмы социологии

ЛИТЕРАТУРА

1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы,2002.

2. Борокноев А и др. О предмете социологии как общей науке об обществе. // Социс, 1991, № 5.

3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4. Касьянов В. Социология. Ростов – на – Дону. 2003.

5. Козырев Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

6. w.w.w. soc. pu. ru

 

 

 

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Периодизация этапов развития социологической мысли.

3. Классический период в развитии социологии.

4. Основные парадигмы (направления) современной социологической науки.

1. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.

Возникновение социологии:

  Социология  
Рост промышленности Обострение социаль-ных конфликтов Социальные учения Математическая статистика
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
           

 

 

В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е гг. XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Интенсивное развитие капитализма в Европе в начале XIX в. вело к быстрому росту промышленности и численности населения городов (урбанизация), следствием чего стали резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных как факторы дестабилизации в обществе. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844), движения рабочих в Англии, Французская революция 1848 г. свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. С одной стороны - формируется буржуазия и так называемый «средний класс», выступающие за существующий порядок и укрепление стабильности, с другой стороны – растет число недовольных существующим порядком, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Именно в такие периоды резких перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, как человеку обрести ориентиры, найти свое место и свою роль в этом процессе. Поэтому неудивительно, что именно в Европе в это время появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. При этом одни теоретики социальных учений предлагали революционный, другие – реформистский путь развития общества.

Кроме того, социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодально-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной власти, в то в самоорганизующемся обществе свободным и независимым людям требуются конкретные знания и понимание интересов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаимодействию.

С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, насколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений.

В условиях обретения свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, интересов. Гражданское общество – это состязание, компромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную массу, а учитывать его дифференцированность, многоплановость, что становится условием жизни в самоорганизующемся обществе.

2) Научно-теоретические предпосылки

Примерно с XVIII-XIX веков наука становится одним из наиболее важных институтов, обеспечивающих стремительное развитие общества и определяющих его цели. XIX век называют «веком естествознания», т.к. в этот период на первый план выходят физика, химия, биология. К 30-м гг. XIX в. естественные науки выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно-экспериментального, рационалистического типа знания. Под влиянием чего в рамках собственно философии начался процесс эволюции от умозрительно-философской к опытно-рациональной модели научного знания, т.к. формирующееся в Западной Европе гражданское общество стало предъявлять социальному знанию новые требования. В свете чего появилась необходимость новой социальной науки, которая бы преодолела умозрительность метафизического метода.

В этот период происходит развитие и активное использование математической статистики при изучении социальных явлений. Примером могут служить такие работы, как «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри и др. Большое значение имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835г.). Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

 

2. Периодизация этапов развития социологической мысли:

1) донаучный период – с древнейших времен до первой половины XIХ в.

Первые более или менее развитые системы теоретических воззрений первоначально формировались в философских школах древних Индии, Китая, Греции, Рима. Наиболее известными из них являются учения Каутильи, Конфуция, Платона, Аристотеля.

В средние века в Западной Европе получают широкое распространение взгляды на предназначение и роль государства, разработанные А.Августином и Ф.Аквинским.

Дальнейшее развитие обществоведческие концепции получили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье.

Социальные воззрения эпохи Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье и т.д.

2) зарождение и формирование науки социологии во второй половине XIХ в. (О.Конт, Г.Спенсер)

3) классический период в развитии социологии – конец XIХ в. – начало ХХ в. (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер)

4) эмпирический этап в развитии социологии - первая половина ХХ в.

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований – в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи.

В этот период начинает проявляться специфика национальных школ социологии: немецкой, французской, американской, английской, русской. Ситуация национально-государственной локализации в начальных фазах приводила к отсутствию должных интернациональных контактов между социологами, изначальному плюрализму, необычайной пестроте социологических доктрин, когда многие социологи, даже жившие в одно время, зачастую не имели ни малейшего представления о трудах своих коллег.

5) современный этап развития социологии – вторая половина ХХ в. до наших дней.

Вторая половина ХХ в. знаменуется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной, социологические факультеты в 60-х гг. становятся одними из самых популярных среди факультетов социально-гуманитарного профиля. Социологи приглашаются в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня.

 

3. Классический период развития социологии

 

  О.Конт   (1798-1857) «Крестный отец» науки социологии. Контовская модель структуры социологии: социальная статика и социальная динамика. Методы социологии по Конту: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Контовский закон трех стадий: общество в процессе своего развития, т.е. в процессе реализации социальной динамики, проходит три последовательных стадии - теологическую, метафизическую и позитивную. Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Решающей движущей силой общественного прогресса является интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Стабилизация общества должна осуществляться без стагнации, а его эволюция – без революции. Проблемы гармонизации общества: гармония в обществе как наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев есть основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.  
  Г.Спенсер   (1820-1903) Основатель органической школы в социологии Суть органической теории общества: оно рассматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов; все стороны общественной жизни органично между собой связаны и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Основные положения социологической концепции Спенсера: - человеческое общество есть развивающийся, эволюционирующий организм; - в обществе в процессе эволюции происходит специализация и дифференциация его структур, органически связанная с усложнением и дифференциацией его функций; - в обществе в отличие от организма существует гораздо меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого, т.к. общество существует ради блага своих членов, индивидов; - основным изменением социального прогресса является переход человечества от общества, в котором личность целиком подчинена целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его личностям; - критерий социального прогресса – повышение уровня индивидуальной свободы личности.  
  К.Маркс   (1818-1883) Суть учения: - люди в процессе своего взаимодействия вступают в определенные общественные отношения, основой которых являются экономические отношения, включающие в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага; - единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который постоянно изменяется, развивается; - движущей силой его развития выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты; - антагонистичность интересов двух классов неизбежно подталкивает общество к социальной революции; - в результате такой революции совершается переход к новому социальному устройству – коммунистическому, при котором только и возможно гармоничное социальное развитие: свободное развитие каждого есть условие развития всех.  
  Э.Дюркгейм   (1859-1917) Суть учения: - общество – социальная реальность, обладающая автономией по отношению к природе и по отношению к индивидам; - основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты (нормы, ценности, обычаи, традиции) объективны и наделены принудительной силой, т.е. навязываются индивиду независимо от его желания; - важную роль в обществе играет социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая (основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций) и органическая (основана на разделении труда); - основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности; - в современном индивидуалистическом обществе основная проблема – поддержание минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна привести к общественной дезинтеграции, воплощением которой является аномия; - на основе действия социальных механизмов аномии Дюркгейм объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а его причины – социальны.  
  М.Вебер   (1864-1920) Суть учения: - социология – понимающая и объясняющая наука: призвана на основе наблюдения за действиями людей объяснить мотивы, смыслы, содержание и результаты осмысленного человеческого действия; - важнейшая категория социологии – социальное действие; - 4 основных типа социального действия – целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное; - выделение основных типов социального действия приводит к необходимости введения категории «идеальный тип»; - идеальные типы выступают критериями, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей; они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь; - важное значение придается категориям «организация», отличительным признаком которой является наличие административного персонала (бюрократии), ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов, и «социальные институты» как объединения людей, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения; - теоретическое осмысление явлений господства, подчинения и власти, концентрированным воплощением которых является государство; - изучение мировых религий, анализ влияния протестантизма на становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.

 

4. Основные векторы развития современной западной социологии представлены следующими направлениями:

Структурно-функциональный анализ – подход в описании и объяснении социальных систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого, исходя из допущения, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержании и изменении социальной системы.

Конфликтология – социологические теории, изучающие роль конфликта в жизни общества, согласно которым конфликт считается неизбежным фактом социальной жизни, а модель конфликта, подчеркивающая противоречия, изменения, напряженность социальных отношений, противопоставляется модели социальной гармонии.

Феноменология – субъективно-идеалистическое направление, исходящее из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта.

Символический интеракционизм – направление в социологии, сосредоточивающее свое внимание на изучении конкретного непосредственного взаимодействия между людьми и рассматривающее его как взаимный обмен социальными символами и их интерпретацию.

Психологическое направление – объясняет социальные явления и процессы психологическими факторами, признание главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Бихевиоризм – направление в социологии, в котором в качестве основного предмета исследования рассматривается поведение человека и его зависимость от внешних и внутренних стимулов.

Литература:

1. История теоретической социологии. М., 1997.

2. Джордж Ритцер. Современные социологические теории. Спб., 2002.

3. Курбатов В.И. Современная западная социология. М.,2001.

4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М. Наука, 1994.

5. w.w.w. gumer. Info/bibliotek_Buks.

6. w.w.w. Sociology/index – socio.php

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.