Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование выручки от продаж




В процессе управления коммерческой деятельностью организации большое внимание уделяется планированию выручки от продажи продукции (работ, услуг). Оно необходимо для определения плановых прибыли и платежей в бюджет. От обоснованности расчета плано­вой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

В ходе планирования выручки от продаж используется следующая информация, накапливаемая отделами и службами организации:

· категории покупателей и уровень спроса на продукцию, география сбыта;

· конкуренция и качество продукции в сравнении с продукцией конкурентов;

· эластичность спроса и ценовая политика;

· зависимость продаж от общеэкономических условий;

· объемы продаж продукции за ряд периодов и их сезонные колебания;

· динамика цен за ряд периодов (в т.ч. в сравнении с инфляцией);

· сложившийся уровень прибыльности;

· производственные мощности.

Отправной точкой планирования выручки является прогноз натуральных объемов продаж по видам продукции. Для прогнозирования здесь обычно используются следующие методы:

· Экспертный;

· Расчетно-аналитический;

· Пробных продаж.

Экспертный метод основан на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов данного предприятия, предприятий-покупателей, дистрибьюторских фирм, внешних консультантов. Объем продаж получается как средневзвешенная величина всех имеющихся оценок с учетом их повторяемости и использования поправочных коэффициентов. Например.

N = (O + 4*M + P) / 6

где O, M, P - оптимистическая, средняя (наиболее вероятная) и пессимистическая оценки экспертов

N= å ОПi * di

где ОПi - одна из оценок экспертов;

di - процент повторяемости данной оценки среди всех оценок.

Так как любой прогноз носит вероятностный характер, можно определить т.н. доверительный интервал объема продаж по формуле:

 

Этот метод применяется в тех случаях, когда определяется объем продаж новой продукции. Эвристическим методом можно определить также изменение тенденции продаж уже известной продукции под влияние внешних факторов. В этом случае он используется совместно с расчетно-аналитическим методом. Основным фактором точного прогнозирования здесь является квалификация и информированность экспертов.

Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутого уровня продаж за прошлые периоды прогнозируется их уровень на будущий период. Иное название – трендовый метод. Объем продаж рассчитывается путем умножения показателя текущего периода на темп роста, полученный из ретроспективного анализа или материалов специальной статистической выборки.

ОПпл = ОПтек * t

t = ОПтек / ОПпред и или

где Nтек и Nпред – величины показателя в предыдущем и текущем периоде;

t – средний темп роста, полученный либо по данным статистики либо экспертным путем;

t1 – tn – цепные темпы роста за ряд периодов;

t1 – tm – или темпы роста по ряду аналогичных объектов.

Метод пробных продаж получил наибольшее распространение сегодня в нашей стране. Устанавливая цену, учитывающую затраты на производство и минимальный уровень прибыли, организация выпускает на рынок продукцию и постепенно наращивает выпуск от периода к периоду в случае ее полного потребления. Неудачи являются поводом уточнить требования рынка и сформировать информационную базу для будущего планирования.

Плановая выручка может быть рассчитана двумя способами:

1) путем прямого счета;

2) расчетный метод.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем продаж продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Такие возможности возникают в условиях краткосрочного планирования на основе заранее заключенных договоров на поставку. При этих условиях выручку от продажи можно определить путем умножения объема производства продукции конкретного вида на цену единицы продукции с последующим обобщением по предприятию в целом.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод.

Планирование выручки от продажи продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование.

Выручка от продажи продук­ции за какой-либо период определяется по формуле:

В = ГПн.п + ОП – ВП – ГПк.п

где В - выручка от продажи продукции;

ГПн.п и ГПк.п - остатки готовой продукции на начало или конец периода в ценах продаж;

ОП – объем производства в стоимостном выражении в данный период;

ВП – внутрихозяйственное потребление продукции в отчетном году.

Оперативное планирование выруч­ки преследует конкретную цель - контроль за своевременнос­тью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Здесь следует использовать метод определения выручки кассовым методом и с учетом остатков дебиторской задолженности.

Вкас = ДбЗн.п + В – ДбЗк.п.

где Вкас- выручка, планируемая к поступлению в периоде с учетом сроков оплаты счетов

дебиторов.

ДбЗн.п и ДбЗк.п – остатки непогашенной дебиторской задолженности на начало и конец планируемого периода.

Планируемые сроки оплаты счетов дебиторов могут быть установлены из условий договоров поставки и купли-продажи или на основании ретроспективных данных о среднем коэффициенте инкассации долгов.

 

*рассчитанная методом начислений

При планировании выручки предприятию необходимо считаться с данными операционного анализа, который дает информацию о пороговых значениях натуральных объемов продаж и цен на конкретную продукцию (точке безубыточности).


лекция 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.