Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование инвестиционной деятельности и капитальных вложений в основные фонды предприятий




Инвестиции представляют собой финансовые ресурсы в форме долгосрочных вложений капитала. Согласно действу­ющему законодательству инвестиционная деятельность предприятий может финансироваться за счет:

— собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора, амортизационных отчислений, прибыли, средств, выплачивае1П11Х в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, доходов от продажи ликвидируемых основных фондов, мобилизуемой внутренних ресурсов;

— накоплений и сбережений граждан и юридических лиц;

— заемных финансовых средств инвестора (кредитов, облигационных займов),

— привлеченных финансовых средств инвестора (средств от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудового коллектива, граждан, юридических лиц),

— денежных средств, выделяемых централизованно объединениями, союзадщ предприятий;

— инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов,

— иностранных инвестиций,

— лизинга

Инвестиции могут быть

1) прямыми инвестициями в виде вложении в уставной капитал предприятии,

2) рисковыми инвестициями в акционерный, ссудный, прсдпринимательскии капитал, который связан с финансиро­ванием инновационных проектов, фирм в области новых технологий, реконструкции и технического перевооружения предприятии и т п.,

3) портфельными инвестициями, связанными с формиро­ванием различных ценных бумаг.

Для нормально работающих предприятии должен быть высокий удельный вес собственных источников. В странах с развитой экономикой он составляет 60% от общего объема финансирования, что говорит о быстром кругообороте средств, вложенных в основной и оборотный капитал. Собственные финансовые ресурсы предприятия ограничены уставным капиталом, прибылью за вычетом налогов и эмиссий акций. В российской практике в 1993 г. рентабельность продукции составила 25%, производственных фондов — 50%. Однако прибыль изымается налогами и инфляцией.

В настоящее время формирование собственных источников ограничено из-за деиствующей налоговой системы Поэтому следует рассмотреть использование так называемого «налогового кредита», через использование налоговых льгот на прибыль, предоставляемых некотором категориям плательщиков. Льготы устанавливаются на сумму прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложении производственного и непроизводственного назначения, на проведение природо­охранных мероприятий. Льготы предоставляются при условии потного использования предприятием суш1 исчисленного износа на последнюю отчетную дату Предприятия со среднесписочной численностью до 100 чел. имеют право на отсрочку налоговых платежей. Сумма налогового кредита и налоговых льгот нс должна превышать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

Приватизированное предприятие имеет право на получение налогового кредита на сумму целевого кредита, предоставленного для выкупа имущества предприятия,

Освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагами.

— юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые эмиссируемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации,

— эмитенты, осуществляющие первичную эмиссию ценных бумаг

В нашей стране происходят процессы, позволяющие использовать свободные денежные средства для инвестиции в основные фонды предприятий, формировать рынки ценных бумаг и денег. Любое предприятие, сберегающее деньги, может стать инвестором Другие предприятия, нуждающиеся в инвестициях, могут стать эмитентами или заемщиками. Эти отношения возникают как на первичном, так и на вторичном фондовых рынках. Первичный рынок формируется за счет эмиссии ценных бумаг предприятий. Причем продажа ценных бумаг может быть прямой или косвенной.

Прямое инвестирование — это продажа ценных бумаг населению или инвесторам.

Косвенное инвестирование — это продажа ценных бумаг через посредника на фондовом рынке.

Вторичный рынок — это повторная купля-продажа через биржу или через внебиржевой оборот.

Перед тем как выпустить акции на первичный рынок для их размещения среди инвесторов, предприятие — будущий эмитент — должно получить соответствующий статус:

превратиться в акционерное общество через приватизацию или акционирование. При проведении такого рода преобразований выпуск и размещение соответствующих ценных бумаг регламентируются пакетом документов, определяющую роль в котором играют «Положение о кошюрциализацин государствен­ных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа» № 721 от 1.07.1992 г., «Федеральный закон об акционерных обществах» от 24.11.1995г.

Остановимся на основных видах финансовых источников инвестиционной деятельности предприятий в условиях рынка.

Акции — ценные бумаги, дающие право акционеру участвовать в работе акционерного общества, в распределении прибыли и остатков имущества при его ликвидации. По своему экономическому содержанию акция наиболее тесно связана с производством и служит инструментом аккумулирования и инвестирования свободных финансовых ресурсов. Акционер не имеет права требовать возврата вложенных денежных средств, вернуть он их может в результате продажи акций другому лицу.

В отличие от акции облигация — кредитная ценная бумага, удостоверяющая внесение денежных средств ее владельцем и подтверждающая обязательство возвратить ее номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. Основное различие между акциями и облигациями состоит в правах их владельцев как собственников предприятия (акции) и как кредиторов (облигации).

Владение облигацией не дает права собственности, но предусматривает преимущественное право по сравнению с акционерами на распределяемую прибыль и на активы общества при его ликвидации. Облигации бывают под заклад и без заклада недвижимости, долгосрочные и краткосрочные.

Выпуск облигаций для предприятия-эмитента имеет преимущество в том, что продажа облигаций не связана с получением контроля над предприятием, так как владельцы облигаций не имеют права голоса, это более дешевый способ финансирования, чем выпуск акции.

При выпуске ценных бумаг можно в какой-то мере стабилизировать финансовое положение предприятия

Потребность в дополнительном финансировании рассчитывается исходя из потребности в капитальных вложениях в производство и возможности покрыть эту потребность собственными источниками, возможности роста объема производства и прибыли.

Финансовое прогнозирование делается на основе исследования денежных потоков предприятия на длительный период времени.

В качестве критериев выбора внешних источников могут быть использованы следующие:

— сравнение размеров издержек на выпуск акций, облигаций, на получение финансов из альтернативных источников;

— срок выплаты долгов, дивидендов и т.д.;

— вероятные ограничения в поступлении средств, в распространении акций и облигаций,

— риск перехода контроля за деятельностью предприятия к другому собственнику;

— величина рыночной стоимости акции.

Процесс выпуска акций и облигаций — это сложные финансовые расчеты, где нужно определить количество ценных бумаг, их номинальную стоимость, издержки выпуска, ожидаемую рыночную цену в процессе обращения, возможные дивиденды. Однако потребности предприятия в финансовых ресурсах могут быть больщими. Удовлетворить их могут другие долговые финансовые источники.

Новым источником финансирования может стать опцион. Это договорное обязательство купить или продать определенный вид товаров или финансовых прав по фиксированной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени в будущем. В обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает продавцу сумму-премию. Опцион позволяет предприятию привлечь дополнительные финансовые ресурсы, обеспечить самострахование от рисков рыночного колебания цен. Если предприятие опасается, что в будущем курсовая стоимость его ценных бумаг не поднимется, то, продавая опцион на покупку своих ценных бумаг, оно может компенсировать часть потери доходов.

Часто предприятие не имеет достаточных финансовых средств для покупки оборудования; получить кредит на длительный срок сложно и дорого. Выходом из этой ситуации может быть лизинг как форма инвестирования. Мировой опыт показывает, что лизинг способствует обновлению технологи­ческого оборудования, стимулирует производство новой техники. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств с выполнением определенных обязательств. Имущество при лизинге не отражается на балансе предприятия-пользователя, так как право собственности сохраняется за арендодателем, т.е. лизинг не увеличивает активы предприятия. К тому же арендная плата полностью относится на издержки производства, что снижает налогооблагаемую прибыль. Предприятие может начать эксплуатировать основные фонды, не отвлекая средства из оборота.

Все лизинговые операции делятся на два вида:

оперативный лизинг с неполной окупаемостью;

финансовый лизинг с полной окупаемостью. Оперативный лизинг заключается на срок меньше амортизационного периода. Это может быть рейтинг — краткосрочная аренда до года; хаиринг — аренда от года до трех лет.

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение действия контракта полной стоимости амортизации оборудования и финансовой прибыли.

Лизинг бывает двух основных форм — прямой и возвратный. Прямой лизинг применяется, когда предприятие нуждается в переоснащении. Лизинговая форма обеспечивает полное его финансирование и поставку оборудования предприятию. Возвратный лизинг — это по существу получение дополнительных финансовых ресурсов под залог собственных основных средств заказчика. Сущность его состоит в том, что лизинговая фирма приобретает у предприятия оборудование и сразу же сдает ему в аренду. Таким образом предприятие при возвратном лизинге получает финансовые средства, гарантией возврата которых является его же оборудование, заложенное лизинговой фирме.

Лизинговые отношения по экономической сущности являются кредитными сделками, но более сложными по взаимо­отношениям собственности. При лизинговых взаимоотношениях после окончания срока аренды и выплаты всей арендуемой платы оборудование остается собственностью лизинговой компании.


Лекция 24,25

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА

ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИХ С ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Понятие, функции и показатели себестоимости продукции на предприятии

В процессе производственно-хозяйственной деятельно­сти предприятия осуществляют различные денежные затраты, а именно:

затраты на производство и реализацию продукции (ра­бот, услуг);

затраты на расширение и обновление производства,

расходы на социально-культурные мероприятия;

операционные расходы;

расходы на участие в финансовом рынке.

Обособление издержек производства в виде затрат, включаемых в себестоимость продукции, проявляется через воспроизводство продукции. Осуществляется оно через стадии

— авансирования средств;

— организации производственного процесса,

— реализации готовой продукции.

Конечный финансовый результат предприятия слага­ется из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества, умень­шенных на сумму расходов по этим операциям, результата от финансовой и инвестиционной деятельности.

Часть расходов, включаемых в себестоимость реализа­ции продукции, после ее реализации вновь превращается в форму производительного капитала и, следовательно, в зат­раты нового производственного цикла. Таким образом, пер­вой функцией затрат является возмещение израсходованных в процессе производства средств производства и предметов тру­да. Себестоимость характеризует две части стоимости продук­ции, т.е. затраты живого и овеществленного труда. Отсю­да, вторая функция затрат на производство, которая состоит в стоимостной оценке затрат овеществленного и живого тру­да. В практике работы предприятия эти затраты принимают форму себестоимости производимой продукции. Поэтому себестоимость продукции — это стоимостная оценка исполь­зуемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство.

Себестоимость продукции формируется в виде норма­тивных, плановых и фактических показателей производствен­но-хозяйственной деятельности предприятий. Стоимостная оценка затрат характеризует их величину и целесообразность. Для целей налогообложения затраты предприятия корректи­руются с учетом утвержденных в установленном порядке ли­митов, норм и нормативов. От правильного расчета себес­тоимости продукции зависят конечные финансовые резуль­таты работы предприятия, так как через себестоимость опре­деляется прибыльность и рентабельность продукции, рента­бельность производственных фондов, новой техники, техно­логии и организации производства, использования живого и овеществленного труда.

Предприятие через показатели себестоимости опреде­ляет финансовые результаты своей деятельности, эффектив­ность принимаемых решений. Отсюда следует, что себесто­имость продукции выполняет функцию формирования сто­имостных финансовых результатов производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия.

Себестоимость продукции — это результат конкретно­го труда и стоимостная характеристика деятельности конк­ретного производства. Но на товарном рынке она одновремен­но становится и частью стоимости продукции. А стоимость — это общественная категория, которая зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов, от состояния кон­куренции и рынков сбыта продукции. Поэтому третья функ­ция себестоимости продукции — это ее участие в формирова­нии стоимости и цены на реализуемую продукцию.

Количественно себестоимость продукции отличается от цены величиной прибыли, качественно — тем, что себесто­имость представляет собой результат стоимостной оценки ис­пользуемых в процессе производства ресурсов на конкретном предприятии, а цена — результат стоимостной оценки про­дукции в обществе в целом, в отрасли, в регионе.

Формирование себестоимости продукции на конкрет­ном предприятии основывается на следующих принципах:

1) себестоимость продукции является формой финан­сирования возобновления производственной деятельности предприятия в определенном масштабе и во времени, если продукция находит сбыт;

2) себестоимость продукции ограничена процессом производства и обращения конкретного предприятия;

3) себестоимость характеризует затраты конкретного объема производства продукции за конкретный период вре­мени и возмещает затраты на средства производства и оплату труда в этих же масштабах;

4) себестоимость продукции включает затраты на за­конченную производством продукцию, к ней не относятся потери и убытки по аннулированным заказам;

5) в себестоимость включаются потери и непроизво­дительные расходы, неизбежные в данных условиях произ­водства (потери от брака);

6) себестоимость должна формироваться путем рацио­нального использования материальных, трудовых ресурсов и основных фондов, поэтому в процессе планирования и учета осуществляется контроль за целесообразностью и эффектив­ностью затрат.

В структуре затрат наибольший удельный вес имеют затраты, обусловленные технологией и организацией произ­водства на предприятии. Соотношение статей затрат в себе­стоимости продукции в различных отраслях разное и зависит от многих внутренних и внешних факторов.

Структура затрат зависит в основном от

— ассортимента и объема производимой продукции,

— типа и вида организации производства;

— технического и технологического уровней производ­ства продукции;

— географического размещения предприятия и его ко­оперативных связей;

— экономических и социальных факторов.

Но в целом наибольший удельный вес в себестоимос­ти промышленной продукции составляют материальные зат­раты, и их доля продолжает расти.

Доля прямых расходов в массовом производстве выше, чем в единичном и серийном. Это объясняется более высо­кой производительностью труда, относительным уменьшени­ем управленческих расходов. Применение высокопроизводи­тельного оборудования ведет к увеличению выпуска продук­ции, к уменьшению доли амортизационных отчислений в себестоимости продукции.

Состав, структура и объем затрат планируются и учи­тываются через совокупность показателей себестоимости про­дукции, которые можно сгруппировать следующим образом.

По месту возникновения затрат различают себестоимость:

— технологическую;

— производственную;

— коммерческую (внепроизводственную).

По объектам планирования и учета выделяют себестоимость:

— единицы продукции;

— группы одноименной продукции;

— всей произведенной продукции;

— продукции участка, цеха, производственного под­разделения;

— готовой продукции;

— реализуемой продукции.

По времени расчета затрат различают себестоимость.

— нормативную,

— плановую;

— фактическую.

Обобщающим показателем в управлении издержками производства и реализации продукции и в оценке финансо­вых результатов является показатель затрат на 1 руб. готовой или реализованной продукции. На базе этого показателя осуществляется прогнозирование и укрупненное планирова­ние затрат на производство и реализацию продукции.

В зарубежной литературе выделяют такие понятия, как бухгалтерские и экономические издержки, основанные на ведении предпринимательской деятельности, на частной соб­ственности на средства производства.

Бухгалтерские издержки не включают стоимость услуг, которые выполняются владельцами, и факторов производ­ства, являющихся собственностью владельцев предприятия (они считаются неявными издержками). Бухгалтерские из­держки включают только явные затраты, т.е. платежи за приобретаемые ресурсы и оплату наемного труда. Неявные издержки включают альтернативную стоимость использова­ния собственных, непокупных ресурсов, таких, например, как земля, использование в производственной деятельности членов семьи без оплаты их труда. Альтернативные издерж­ки могут выступать также в виде разницы между прибылью, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реаль­но полученной прибылью.

Альтернативная стоимость деловых операций и вложе­ния средств в предприятие определяется максимально воз­можной прибылью, которая могла быть получена с этих де­нег, если бы они были вложены во что-то другое. Поэтому экономические издержки — это бухгалтерские издержки плюс неявные издержки, недополученный доход и недополучен­ные проценты с вложенных в предприятие ресурсов, которые могли быть, если бы ресурсы были вложены в другое дело.

 

2. Группировки затрат на производство и реализацию продукции, их использование при планировании финансовых результатов на предприятии

В последние годы наблюдается тенденция увеличения затрат, относимых на себестоимость продукции. Сейчас на нее относят некоторые налоги, сборы, отчисления во вне­бюджетные фонды, расходы на рекламу, представительские расходы miry за подготовку и переподготовку кадров По­этому при формировании издержек нужна расширенная клас­сификация и группировка затрат.

Существуют следующие группировки затрат.

В зависимости от экономического содержания издер­жек их группируют по составу, по экономическим элемен­там, показывающим, какие затраты несет предприятие. Эта группировка регламентируется положением о составе затрат, в котором дается перечень элементов затрат и расшифровка содержания каждого из них. Данная группировка стандарти­зирована, наиболее четкая, используется в финансовой от­четности, проверяется налоговыми инспекциями.

Каждый элемент затрат характеризуется однородностью экономического содержания. Выделяют материальные затраты (за вычетом возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов, прочие затраты. Отдельные элементы не могут раз­деляться на составные части, так как используются для оп­ределения объема материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производственную программу предприятия.

Деление затрат по экономическим элементам позволя­ет разделить затраты живого и овеществленного труда, по­этому эта группировка имеет макроэкономическое значение для оценки финансовых результатов работы предприятия, для налоговых инспекций, инспекторов внебюджетных фондов. Но группировка по элементам не может удовлетворить потребности предприятия в информации о затратах по целе­вому назначению, месту возникновения, по калькулирова­нию себестоимости конкретных изделий. Поэтому делается группировка по экономическому составу затрат, тесно свя­занная с процессом производства, с калькуляцией себесто­имости и реализацией продукции и управлением издержка­ми внутри предприятия.

Перечень калькуляционных статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции регламентируют­ся методическими положениями предприятия по планирова­нию и калькулированию себестоимости отдельных видов про­дукции.

Отдельные калькуляционные статьи затрат называют­ся одинаково со статьями экономических элементов затрат, однако по содержанию они принципиально отличаются: зат­раты в экономических элементах отражают расход соответству­ющих ресурсов на всю производственно-хозяйственную дея­тельность независимо от назначения и вида продукции; в калькуляционных статьях показывается расход ресурсов на производство конкретной продукции. Например, в элемен­тах затрат выделен весь фонд заработной платы на работаю­щих, а в статьях калькуляции — фонд заработной платы ос­новных производственных рабочих. В экономических элемен­тах показаны все материальные ресурсы по цене приобрете­ния, а в статьях калькуляции выделены основные и вспомо­гательные материалы в технологическом процессе по полным затратам, включая затраты на приобретение, транспортировку и хранение.

Группировка по калькуляционным статьям затрат по­зволяет устанавливать целевое назначение отдельных видов расходов, исчислять затраты в разрезе цехов и других струк­турных подразделений, определять их зависимость от деятель­ности каждого подразделения. Калькуляционные статьи бо­лее объективно и конкретно, чем затраты по элементам, отражают связь затрат с объемом производства, с факторами снижения себестоимости. Эта группировка затрат лежит в основе калькулирования себестоимости отдельных видов про­дукции и интересует экономистов при формировании цен и рентабельности продукции.

Следующая классификационная группировка делит затраты по их роли в процессе производства на прямые и непрямые (комплексные). К прямым относятся затраты, не­посредственно связанные с технологическим процессом, обусловленные им и неизбежные в данных условиях произ­водства (сырье и материалы на технологические нужды, за­работная плата). К непрямым относятся расходы по обслу­живанию и управлению производством. Эти расходы, как правило, бывают комплексными, т.е. состоящими из ряда экономически неоднородных затрат. К производственным комплексным относятся общепроизводственные расходы, в отдельную группу выделяют общехозяйственные расходы.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на ос­новные и косвенные (накладные). Под основными понима­ются расходы, связанные с производством конкретного из­делия и непосредственно включаемые в его себестоимость по первичным документам. Накладные являются общими для протводства нескольких видов продукции и поэтому вклю­чаются в себестоимость косвенно, с помощью специальных методов распределения, установленных предприятием. При­надлежность отдельных видов расходов к основньм и косвен­ным обусловлена особенностями технологического процесса и организации производства. Основные расходы чаще явля­ются прямыми, а косвенные — комплексными. Тем не ме­нее их нельзя отождествлять, так как в их основе лежат раз­ные признаки группировок.

Важной группировкой в настоящее время является деление затрат (в зависимости от объемов производства) на постоянные, переменные, смешанные. Смешанные, в свою очередь, можно делить на постоянные и переменные.

К постоянным относятся расходы, абсолютная вели­чина которых при изменении объема выпуска продукции су­щественно не изменяется (расходы на содержание помеще­ния, заработная плата цехового и управленческого персона­ла, административно-хозяйственные расходы, амортизацион­ные отчисления). Постоянные расходы обусловлены техни­ко-экономическими возможностями или производственно-экономическим потенциалом предприятия. Их величина оп­ределяется при создании нового предприятия, при значитель­ном изменении состава и объема производимой продукции. Переменными называются расходы, размер которых меняет­ся при изменении объема производства продукции (затраты на основные материалы, заработную плату производственных рабочих). Они связаны с технико-экономическими возмож­ностями и производственной мощностью предприятия.

Это деление затрат в некоторой степени условно, по­этому иногда их называют условно-постоянными или условно-переменными. Условно-постоянные расходы можно разделить на стартовые и остаточные. Остаточные — это та часть рас­ходов, которая тратится всегда, несмотря на то, что произ­водство продукции может быть остановлено; стартовые — это те, которые появляются с возобновлением производства и реализации продукции. В централизованной плановой эко­номике эта группировка использовалась при расчете измене­ния общих затрат, когда изменялся объем производимой продукции. В зарубежной практике такое деление лежит в основе расчета критической точки объема производства, ана­лиза порога рентабельности, оптимизации себестоимости продукции.

Классификация на постоянные и переменные затраты используется в теории эластичности, когда рассчитываются коэффициенты зависимости отдельных статей издержек от объемов производства продукции.

Деление на постоянные и переменные затраты в боль­шей степени ориентировано на внешние рыночные отноше­ния, чем на внутрипроизводственные.

По отношению к планированию и нормированию зат­раты на производство делятся внутри подразделения по эта­пам производственного процесса на затраты в пределах норм и в виде отклонений от утвержденных норм. Эта классифи­кация широко используется при нормативном методе плани­рования. Нормируются затраты законодательными актами РФ по отчислению на социальные нужды, по амортизационным нормам, по налогам и отчислениям, платежам за пользование природными ресурсами, по представительским расходам и т.п.

По значимости затрат для организации планирования, контроля и принятия решений затраты делят на

— регулируемые к нерегулируемые;

— приростные, их еще называют предельными затра­тами на единицу продукции;

— затраты прошлого периода;

— затраты будущего периода;

— действующие затраты;

— затраты, включаемые в альтернативную стоимость (упущенная выгода).

Для управления финансовыми результатами использу­ют группировку по времени дебетования и поступления средств от реализации продукции, т.е. затраты, включаемые в про­изводственную себестоимость, и затраты периода, включае­мые в реализуемую продукцию.

Планирование и анализ затрат в разных классифика­ционных группировках дают информацию для принятия крат­косрочных и долгосрочных решений. Существенно то, что разные виды затрат и их группировки используются с разны­ми целями для производственного планирования и учета, определения финансовых результатов, для гибкого финансо­вого планирования и контроля.

3. Методы формирования смет затрат на производство и реализацию продукции

В процессе управления денежными ресурсами на пред­приятии делаются расчеты затрат предприятия в финансовых сметах. Главным требованием к сметам является правильное определение состава статей затрат и порядка их формирова­ния, т.е. необходимо заранее выбрать центры затрат и ответ­ственности внутри предприятия; методы группировки и спи­сания затрат на производство и реализацию продукции, ра­бот; методы нормирования, планирования и учета себестои­мости продукции.

Выбор методов формирования затрат по предприятию и его подразделениям зависит от специфики производственного процесса, организации производства, от возможностей экономических служб собрать, обработать и систематизиро­вать информацию для определенных целей.

Методы формирования затрат на производство и реа­лизацию продукции различаются

— классификацией затрат на производство и реализа­цию продукции,

— степенью детализации и группировки затрат,

— методами распределения косвенных затрат;

— взаимосвязью себестоимости с ценообразованием производимой продукции;

— финансовыми результатами от реализации продук­ции.

Традиционный метод составления сметы затрат на про­изводство и реализацию продукции предусматривает деление затрат на прямые и косвенные, подсчет технологической, производственной и полной себестоимости валовой, товар­ной и реализуемой продукции.

Другой метод (маржинальный) по системе "директ-костинг" предусматривает деление затрат на постоянные и переменные. Он включает подсчет частичной производствен­ной себестоимости (по переменным затратам) с последую­щим списанием суммы постоянных затрат на уменьшение прибыли, когда эта продукция реализуется.

Главным отличием этих методов является то, что по затратному методу распределение постоянных затрат на реа­лизуемую продукцию производится в тот период, когда они произошли, а по маржинальному они списываются на фи­нансовые результаты в момент реализации продукции.

По первому методу финансовые сметы формируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Планирование и учет затрат осуществляются по технологи­ческим переделам, цехам, видам производств, отдельным заказам и изделиям. Сметы составляются по экономическим элементам на весь объем производимой продукции и услуг, включая незавершенное производство и расходы будущих периодов. На их основе составляются сметы по статьям каль­куляции, где планируются и учитываются затраты по конк­ретной продукции и выполненным услугам. Вначале опре­деляются затраты, непосредственно связанные с производ­ством определенной продукции в конкретном технологичес­ком процессе, т.е. используется метод прямого счета. Затем рассчитываются косвенные затраты, связанные с обслужи­ванием и управлением всего производства Рассчитываются они в виде смет цеховых расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, расходов на подготовку и освоение производства, расходов по отгрузке и реализации продукции. Распределяться на готовую продукцию (по груп­пам или готовым изделиям) эти затраты могут пропорцио­нально основной заработной плате производственных рабо­чих, количеству произведенной продукции, сметным став­кам работы оборудования, технологическим затратам по от­дельным подразделениям.

Процесс формирования полной себестоимости по пер­вому методу можно показать следующей схемой.

Финансовое планирование осуществляется на данных отчетного года, для этого берутся прошлогодние плановые и фактические сметы, используются данные анализа за этот период, учитываются текущие организационно-технические условия, вводятся различные коэффициенты изменения объе­ма, норм и цен для планируемого периода, составляются планы организационно-технических мероприятий на плани­руемый период. Все эти данные являются основой для раз­работки плановых смет внутри предприятия.

На предприятиях серийного и массового производства базой формирования плановых затрат могут быть норматив­ные калькуляции, которые разрабатываются на каждое изде­лие, сборочный узел, деталь.

На предприятиях единичного производства основой является заказ, и здесь плановые сметы составляются по от­дельным заказам на весь объем работ сразу. Сметы по обще­производственным, общехозяйственным и коммерческим расходам составляются по отдельным производственным цик­лам, цехам. В современный период при неустойчивом эко­номическом положении на предприятии целесообразно со­ставлять гибкие, меняющиеся сметы в виде плановых бюд-жетов на короткий период времени, когда известны все ус­ловия производства и реализации продукции. Гибкие пла­новые сметы могут составляться на минимальный, макси­мальный и оптимальный объемы производства с целью выявления неблагоприятных последствий, узких мест, наибо­лее прибыльных видов продукции или услуг. Они могут ис­пользоваться для пересчета плановых заданий на фактичес­кий объем производства с помощью коэффициентов роста или снижения объемов по сравнению с планом.

На предприятии могут рассчитываться финансовые сметы материальных, трудовых, административных расходов, сметы затрат на производство и реализацию продукции, финансовые бюджеты в виде движения денежных средств, вложений капитала и др.

Для вспомогательных, подсобных и обслуживающих хозяйств, для управленческих служб предприятия составля­ются жесткие сметы затрат, которые формируют в основном условно-постоянные расходы предприятия и не зависят от объема реализации продукции. Здесь важно, чтобы перво­начальные сметы затрат по управлению и обслуживанию производства и реализации продукции соответствовали про­изводственной мощности основного производства. На осно­ве плановых жестких производственных смет рассчитывается стоимость производственных услуг внутрипроизводственных подразделений предприятия своему основному производству. Для составления смет по основному производству нужно знать стоимость единицы ремонтной сложности ремонтно-механического цеха, стоимость одного часа работы авто- и элек­тротранспорта и других услуг. Поэтому формирование затрат с этой точки зрения включает многочисленные аналитичес­кие и плановые задачи начиная с расчета норм расхода ре­сурсов, составления и доведения смет затрат до исполните­лей и до организации учета по центрам затрат и центрам от­ветственности. Центры затрат — это подразделения, где эти затраты аккумулируются. Выделение центра затрат по отдель­ным подразделениям может производиться по различным при­знакам, например по организационной структуре предприя­тия, по видам работ и услуг, по заказам, по видам оборудо­вания и транспортных средств. Центры ответственности — это подразделения, отвечающие за величину затрат и прини­мающие управленческие решения.

Самая сложная финансовая проблема — это взаимоот­ношения между этими подразделениями, так как центры зат­рат и центры ответственности могут возглавляться разными руководителями. Выявление отклонений от нормативных и плановых затрат — важная информация для принятия опера­тивных управленческих решений по дальнейшему финанси­рованию производства продукции

Целесообразно определить на предприятии центры прибыли, которые должны отвечать не только за затраты, но и за прибыль. Для этого следует

1) закрепить все элементы затрат за производственны­ми подразделениями;

2) наметить конкретных исполнителей по подразделениям,

3) составить методики, инструкции, рекомендации;

4) подготовить исходные документы;

5) определить порядок прохождения документов;

6) наладить оперативный учет, контроль, анализ;

7) ввести систему заинтересованности снижения затрат,

8) ввести систему санкций к виновникам отклонений,

9) ввести порядок составления внутрипроизводствен­ных претензий.

Все это и организует информацию по нормируемым, планируемым и отчетным затратам на производство продук­ции и ее прибыльности, и облегчит определение причин от­клонений по сметам: происходят ли они за счет смены про­изводственных или организационных условий, вследствие изменения норм и цен или других факторов. Такой анализ позволяет оперативно принимать решения.

Плановые сметы затрат тесно связаны с методом про­гнозирования безубыточности работы, так как в их основе лежат постоянные затраты, а затем к ним присоединяются переменные затраты

 

4. Прогнозирование затрат на производство и обоснование изменения себестоимости продукции

В основе прогнозирования лежит деление затрат на переменные и постоянные. Сравнивая изменение этих зат­рат с выручкой от реализации продукции, можно установить определенные закономерности, используемые для прогнози­рования. Изменение затрат в зависимости от изменения объе­ма производства выглядит следующим образом

Объем Переменные затраты Постоянные затраты
производства продукции Суммарные На единицу продукции Суммарные На единицу продукции
Растет Увеличиваются Неизменны Неизменны Уменьшаются
Уменьшается Уменьшаются Неизменны Неизменны Увеличиваются

 

Задачей прогнозирования является выбор варианта формирования затрат, источников их финансирования за счет снижения себестоимости единицы продукции, роста объема производства на предприятии, имеющем ограниченные ре­сурсы. Необходимо просчитать доходы, приходящиеся на единицу ограничивающего фактора (оборудования, рабочей силы, материальных ресурсов).

Прогнозирование финансовых результатов и затрат решает следующие вопросы:

1) какой объем производства и реализации продукции обеспечит достижение безубыточности, а какой позволит достичь запланированного снижения затрат;

2) какую прибыль можно ожидать при заданном объе­ме и структуре реализации продукции;

3) какое влияние окажет на уровень себестоимости изменение в факторах производства, переменных затратах, постоянных затратах и в объеме производства.

Важно деление постоянных расходов на полезные (эф­фективные) и бесполезные (непроизводительные). Это де­ление связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. Например, предприятие не мо­жет приобрести полтора станка, а приобретает два, то при коэффициенте их использования 0,75 (1,5: 2) 25% составля­ют непроизводительные затраты.

При планировании затрат на производство и реализа­цию продукции необходимо учитывать также эффективность использования производственных мощностей производствен­ных ресурсов, фактические возможности сбыта и жизненный цикл изготовления отдельных видов продукции. Это связа­но с тем, что с изменением объема и структуры производ­ства меняется результат использования производственных возможностей предприятия и результат вовлечения дополни­тельных производственных ресурсов. Поэтому при составле­нии гибких производственных смет необходимо постоянно сравнивать рыночную цену каждого фактора с затратами и с ценой изделия, которое производится с помощью этого фак­тора. Делается это путем прогнозирования общих, средних и предельных затрат, определения себестоимости единицы продукции при каждом изменении объема производства. Величины средних и предельных затрат на единицу продук­ции уменьшаются до определенного объема производства этой продукции, а затем начинают расти.

Прогнозирование общих, средних и предельных затрат на единицу продукции особенно важно при организации нового производства, при реконструкции и обновлении дей­ствующего, так как расчеты сводятся к определению запаса финансовой прочности. Здесь выявляется эффективность использования возможностей предприятия в сбыте продук­ции, в производственных мощностях и ресурсах.

Основными задачами оперативного и текущего плани­рования изменения себестоимости продукции являются, про­верка обоснованности норм и цен, выявление резервов и способов снижения себестоимости; обоснование заданий по снижению себестоимости продукции.

Обобщающими показателями в этих расчетах являют­ся затраты на 1 руб. реализуемой или товарной продукции, их изменение по группам факторов. Изменения затрат на 1 руб. готовой продукции планируется по

— структуре и ассортименту продукции,

— затратам на производство отдельных видов продукции;

— ценам на сырье и материалы,

— ценам на продукцию.

Изменение структуры и ассортимента продукции вли­яет на уровень затрат в целом по предприятию. Увеличение выпуска изделий с более высоким процентом снижения се­бестоимости снижает общие затраты на 1 руб. продукции, и наоборот. Чтобы определить изменение себестоимости, свя­занное с изменением плановой структуры и ассортимента продукции, надо выявить разницу между затратами на рубль продукции по утвержденному плану и теми же плановыми затратами, пересчитанными на базовый фактический объем и ассортимент продукции.

Для определения уровня затрат на рубль продукции за счет изменения себестоимости отдельных изделий сравнива­ют плановые и базисные затраты на единицу продукции в расчете на плановый объем продукции. Изменение затрат на 1 руб. продукции за счет изменения цен на продукцию оп­ределяется путем сравнения себестоимости планового объе­ма по плановым ценам с плановым объемом продукции по фактическим ценам.

Планирование затрат в поэлементном разрезе позволяет выявить основные факторы, обусловившие их величину не­посредственно в технологическом процессе, в процессе орга­низации и управления производством, снабжением, сбытом.

Расчеты ведутся в денежном выражении или в процен­тах. Влияние изменения по каждой статье зависит как от темпов изменения этой статьи в общей сумме затрат, так и от удельного веса в общих затратах. Это важно для дальней­шей детализации плановых гибких смет, выбора приоритетных статей и факторов для обеспечения оптимальной прибыли.

Изменение прямых материальных затрат формируется под влиянием факторов трехкратной соподчиненности.

факторы первого порядка — это изменение объема, структуры и уровня затрат на отдельные изделия; факторы второго порядка — это изменение норм и цен в результате замены сырья и материалов; факторы третьего порядка — это изменение норм и цен в результате внедрения организацион­но-технических мероприятий.

Изменение прямых трудовых затрат происходит под влиянием изменения объема и структуры продукции, уров­ня затрат труда на отдельные изделия, уровня часовых тариф­ных ставок, средней заработной платы.

На изменение условно-постоянных комплексных рас­ходов влияют факторы

— первого порядка в виде изменений объема и струк­туры продукции, изменения сметы расходов,

— второго порядка в виде изменений численности ра­ботников, изменений норм расхода материалов, топлива, энергии, норм амортизации, затрат на ремонт.

Учет влияния всех перечисленных факторов позволяет составить гибкие сметы производственных и управленческих затрат, определить изменение их за счет изменений в объе­мах производства продукции и за счет изменений в потреб­лении ресурсов.

Гибкие сметы в отличие от статических (учитываю­щих один заданный объем производства) ориентируют на расчетную величину объема реализуемой продукции, позво­ляют учесть возможные отклонения объема производства и реализации и влияние этих отклонений на конечную вели­чину прибыли. Гибкие финансовые сметы позволяют рассчи­тать объемы продукции, при которых достигается безубыточ­ность производства, оптимальная и максимальная прибыль, а затем оценить деловую активность и будущее развитие пред­приятия.


ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1. Формирование выручки от реализации продукции предприятия

Готовая продукция или выполненные услуги являют­ся конечным продуктом производственного процесса пред­приятия и основой формирования объема и выручки от реа­лизации продукции. Изготавливается продукция и выполня­ются услуги в соответствии с заключенными договорами, согласованными заданиями по ассортименту, количеству и качеству, поэтому при планировании объема и выручки от реализации основное значение придается этим договорам и заданиям. Объем реализуемой продукции и услуг выступает в виде показателя работы предприятия, а выручка от реали­зации является конечным результатом его деятельности, оцен­кой его работы и основным источником дохода.

Выручка от реализации продукции означает заверше­ние производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансирован­ных на производство средств предприятия в денежную фор­му и начало нового витка оборотных средств. Она характе­ризует воспроизводственный процесс предприятия в коли­чественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

Выручка от реализации — важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между постав­щиками и потребителями продукции, работ и услуг. В ре­зультате реализации происходит смена форм стоимости с товарной на денежную и смена собственников. Выручка от реализации служит основным источником доходов предпри­ятия (см. схему 1).

Схема 1. Взаимосвязь выручки от реализации продукции и финансовых ресурсов предприятия.

Полученная в результате реализации выручка позволяет предприятию обеспечивать оборотными средствами процесс воспроизводства, выполнять обязательства перед государ-ственньш бюджетом, внебюджетными фондами, перед дру­гими предприятиями, а также работающими на предприятии.

Изменения в объеме выручки от реализации оказыва­ют большое влияние на финансовые результаты деятельнос­ти и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный опе­ративный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

На размер выручки от реализации продукции оказы­вают влияние следующие факторы:

в сфере производства — объем производства, ассор­тимент продукции и услуг, ритмичность выпуска и др.;

в сфере обращения — переходящие остатки готовой продукции, ритмичность отгрузки, порядок оформления доку­ментов, соблюдение договорных условий, уровень цен и др.;

не зависящие от деятельности предприятия — своев­ременность оплаты за отгруженную продукцию, работа транс­порта по перевозке готовой продукции и др.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.

Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и вклю­чаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-про­изводителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюд­жет и не учитываются при определении выручки от реализа­ции продукции.

При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитыва­ются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет пред­приятия.

При осуществлении операций по прямому обмену про­дукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг за­висит от объема и соответствующих расценок и тарифов по каждому их виду.

Денежные поступления от реализации основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализа­ции продукции, но входят в валовый доход предприятия.

Выручка от реализации продукции, работ и услуг со­ставляет основную долю дохода предприятия. Выручка от реализации продукции и валовый доход планируются и про­гнозируются предприятием самостоятельно.

Для формирования выручки от реализации важное значение имеет принятый предприятием метод ее учета. Этот метод устанавливается предприятием на несколько лет исходя из заключаемых договоров и условий денежных рас­четов. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности выручка от реализации считается либо по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию на расчет­ный счет предприятия, либо по мере отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупа­телю или заказчику расчетных документов в сумме, указан­ной в них.

В инструкции Минфина РФ от 19.10.95 № 115 сказано, что выручка от реализации продукции для определения фи­нансовых результатов считается на момент ее отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.

В настоящее время применяется в основном первый метод исчисления выручки, так как уровень платежеспособ­ности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.

При использовании второго метода учета в условиях всеобщей неплатежеспособности у предприятия может ока­заться недостаточно собственных оборотных средств на сле­дующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей второй метод обеспечивает боль­шую достоверность в подсчете производственного результата.

Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового пла­на предприятия.

Источниками информации для определения фактичес­кого объема и выручки от реализации продукции являются

— план-график выпуска готовой продукции и оказа­ния услуг;

— данные о поступлении готовой продукции на склад предприятия нарастающим итогом;

— данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;

— отказы в отгрузке продукции;

— остатки готовой продукции, не имеющей сбыта;

— данные о поступлении денежных средств на расчет­ный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;

— данные по отгруженной продукции, но не оплачен­ной в срок;

— данные об увеличении дебиторской задолженности;

— сумма дебиторской задолженности к взысканию. Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на пред­приятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупа­телем, с указанием наименования и срока отгрузки продук­ции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй — у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалте­рию предприятия для выписки платежного документа. Од­новременно выписывается счет-фактура.

2. Методы расчета выручки от реализации продукции на предстоящий период

При составлении финансового плана используются несколько методов расчета плановой выручки от реализации на предстоящий период:

1) метод прямого расчета (ассортиментный);

2) метод товарного баланса с учетом переходящих ос­татков продукции (по всему объему);

3) пофакторный метод;

4) метод суммарного расчета (экстраполяции).

Первый метод используется на предприятиях с неболь­шой номенклатурой продукции и коротким циклом произ­водства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень раз­работки номенклатуры продукции по видам, маркам, сор­там и согласование с заказчиками их объема и цен на плани­руемый период.

По второму методу необходимо учитывать

на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

на начало нового периода: ожидаемые остатки гото­вой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

на конец периода: рассчитанные по нормативам ос­татки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому уче­ту остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты пе­ревода.

При определении переходящих остатков готовой про­дукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собствен­ных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгружен­ной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через ана­лиз и планирование дебиторской задолженности.

Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и мак­симального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.

На предприятиях применяются различные мегоды про­гнозирования продаж:

экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;

статистические, основанные на исследовании тенден­ций изменения объема реализации за предыдущие годы;

метод заключения долгосрочных договоров форвард­ного типа.

Для планирования и прогнозирования выручки от ре­ализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сро­ков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по по­требительскому кредиту, прочая задолженность.

По срокам погашения выделяют нормальную дебитор­скую задолженность, просроченную (срок инкассации кото­рой нарушен) и безнадежную.

Руководство предприятия должно стремиться к сокра­щению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения за­долженности покупателей. Управление дебиторской задол­женностью — важный этап планирования поступлений денеж­ных средств за отгруженную продукцию, выполненные ра­боты и услуги. В финансовом плане введен специальный раздел: "Денежные поступления и платежи предприятия", основная цель которого — не допустить дефицита финансо­вых ресурсов предприятия или снизить его.

3. Проблемы регулирования дебиторской задолженности предприятия

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше оборачиваемости кредиторской задолженности. Тогда у предприятия всегда будут денежные средства для его деятельности и расчетов. Величина дебиторской задолжен­ности на планируемый период определяется следующими факторами:

объемами общих и кредитных продаж и их распреде­лением между покупателями;

средней продолжительностью времени задолженностей по коммерческому кредиту и по другим причинам;

финансовой устойчивостью у покупателей продукции, их платежеспособностью;

обеспечением коммерческого кредита;

состоянием рынка сбыта и конкуренцией на рынке продаж;

наличием денег, необходимых предприятию при про­даже продукции в кредит.

При планировании дебиторской задолженности и сро­ков ее инкассации необходимо рассчитать ее оптимальный уровень исходя из объема продаж, предоставляемой креди­торской задолженности поставщиками материально-техничес­ких ресурсов. Следует провести анализ причин невозврата де­биторской задолженности, распределения ее по срокам об­разования, доли продленных старых векселей, скидок и дру­гих условий в пользу потребителя. Важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности в прошлом и буду­щем годах, а также риск невозвращения кредитов. Для этого необходимо выработать правила поведения предприятия с за­казчиками своей продукции: во-первых, предоставлять кредит только надежным покупателям; во-вторых, сравнить пре­дельные расходы на производство и продажу в кредит с пре­дельными прибылями по возросшим продажам.

Планирование дебиторской задолженности включает

— выбор способа ведения денежных расчетов с их по­купателями (предоплата, наличный платеж, по факту постав­ки продукции, с отсрочкой платежа) и формы платежных документов (аккредитив, платежное поручение, вексель);

выявление своих финансовых задолженностей по предоставленным покупателям коммерческим и потребитель­ским кредитам. Коммерческий кредит предоставляется оп­товым покупателям в виде отсрочки платежа за поставлен­ную продукцию под их обязательство (с оформлением вексе­ля). Потребительский кредит представляет собой отсрочку платежа за приобретенные товары розничным покупателям;

— установление предельных сроков и размеров ком­мерческих кредитов исходя из финансовых возможностей;

— расчеты возможных сумм оборотных активов, отвле­каемых в дебиторскую задолженность по кредитам и выдан­ным авансам. Эти суммы зависят от объема хозяйственного оборота, сложившейся практики кредитования покупателей, суммы оборотных средств предприятия, периода оборачива­емости дебиторской задолженности;

— определение состава и оценку дебиторов по плани­руемым товарным операциям. Оценка дается по пяти крите­риям: 1) репутация партнера, 2) объем и стабильность хо­зяйственных операций с ним, 3) результативность его дея­тельности, 4) платежеспособность партнера, 5) стадия раз­вития его деятельности (спад или подъем);

— оценку финансовых потерь от отвлечения оборотных активов и возможность их компенсации. Основу такой оценки составляют методы дисконтирования стоимости долга;

— организацию взыскания дебиторской задолженнос­ти через оформление векселей, страхование кредитов, пе­редачу товаров длительного пользования покупателю на ус­ловиях финансового лизинга, через политику инкассации;

— формирование системы штрафных санкций за про­срочку исполнения обязательств с помощью пени, неустой­ки, штрафов, полностью возмещающих финансовые потери предприятия;

— использование современных методов рефинансиро­вания дебиторской задолженности, т.е перевода в другие фор­мы активов предприятия (краткосрочные ценные бумаги), проведение операций по факторингу, форфейтин­гу (перевод коммерческого кредита в банковский);

— страхование кредита, через оценку суммы покры­тия, необходимой для каждой операции.

Существует два способа оценки целесообразности при­менения предприятием кредитной политики при продаже продукции. Первый способ основан на расчете объема затрат по поддержанию запланированной дебиторской задол­женности. Эти затраты определяются умножением средней величины дебиторской задолженности на долю переменных затрат в объеме реализации продукции и на цену капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность. Затем к этой величине могут прибавляться расходы на анализ платежес­пособности клиента и на сборы просроченных платежей, если они предусматриваются на планируемый период.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

1. Понятия и виды денежных доходов, накоплений, прибыли и их функции на предприятии

Для управления финансовыми ресурсами, планирова­ния их и финансовых результатов деятельности необходимо разграничить такие категории, как доход, денежные накоп­ления и прибыль. Все они характеризуют уровень эффектив­ности предприятия, результаты и источники производствен­ной, инвестиционной, финансовой деятельности и выпол­няют определенные функции в формировании и распределе­нии дохода от этих видов деятельности.

Категория "доход" связана в основном с капиталом предприятия и представляет собой все денежные поступле­ния от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реа­лизации, от внепроизводственной деятельности. Получение дохода приводит к увеличению активов и обусловливает рост собственного капитала.

В период перехода к рыночным отношениям в эконо­мической практике формирования финансовых результатов предприятий встречаются различные толкования показателей дохода и прибыли Толковые словари трактуют доход как поток денежных средств, поступающих в распоряжение пред­приятия или отдельного лица в результате распределения национального дохода. При определении сущности валового дохода как финансовой категории зарубежные авторы исхо­дят из такого понятия, это превышение выручки от реализа­ции над материальными затратами в составе себестоимости реализованной продукции То есть, in мировой трактовке, термин "валовый доход" выражает вновь созданную стоимость или чистую продукцию предприятия. Он является основным источником финансовых ресурсов, поэтому в нем реально отражаются такие важные стороны деятельности, как сни­жение материал оемкости, трудоемкости продукции В рос­сийской практике понятие "валовый доход" охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в рас­поряжение предприятия от всех видов деятельности

Выручка от реализации в большинстве случаев назы­вается валовым доходом от реализации продукции, а общая сумма поступлений от всей деятельности — валовым доходом предприятия. Он является финансовым результатом, отража­ющимся в балансе предприятия. Основой валового дохода являются денежные накопления предприятия.

Денежные накопления формируются не только в виде поступлений от результатов деятельности предприятия, но и в виде амортизационных отчислений, резервных и других специальных фондов. Хотя амортизационные отчисления учитываются как расходы, но в процессе деятельности пред­приятия они служат источниками финансирования основных фондов. Резервные и другие специальные фонды поступают в распоряжение предприятия вместе с чистой прибылью В совокупности все эти поступления наиболее полно характе­ризуют доходность предприятия и его денежные накопления Денежные накопления характеризуются потоком наличнос­ти, соответствующим прибыли, налогом на добавленную стоимость, отчислениями на социальное, медицинское и дру­гое страхование, амортизационными и другими отчисления­ми Основную часть денежных накоплений составляет прибыль.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо ранжировать ее виды и показатели, используе­мые с разньми целями в управлении финансовыми ресурса­ми на предприятии. В теории и практике финансов пред­приятия встречаются следующие виды и показатели прибыли.

1. Валовая (балансовая) прибыль.

2. Прибыль от реализации продукции и оказании ус­луг и работ, т.е. от основной деятельности.

3. Прибыль от инвестиционной деятельности.

4. Прибыль от финансовой деятельности.

5. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

6. Внереализационные доходы и расходы.

7. Прибыль, облагаемая налогом. Определяется на основании действующего законодательства, с выделением соответствующих льгот и необлагаемой прибыли Она может отличаться от валовой прибыли, так как может возникнуть ситуация, когда дебетовый оборот по счету "Прибыли и убыт­ки" может превышать кредитовый оборот. В этом случае в балансе будет показан убыток, однако это не означает, что предприятие будет освобождено от налогообложения прибыли.

8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприя­тия (иногда ее называют "чистая прибыль"). Это прибыль после уплаты налогов в бюджет и отчислений во внебюджет­ные фонды.

9. Использованная прибыль — расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство производствен­ных фондов и объектов социальной сферы, социальные нуж­ды и материальное поощрение, благот




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.253 сек.