КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами
Глава 4 Правоотношения по социальному обеспечению Содержание принципов права социального обеспечения.
1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.. Устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения. Независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т. д. Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет собой основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т. п.). В России 39 млн пенсионеров, т. е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения после оплаты труда. _ Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях В Российской Федерации» впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным Гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если Они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека. В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права. Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспсчения. Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен так же в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательно го медицинского страхования медицинская помощь и лечение пре- доставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам. 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. Обязательное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска. Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов — основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.
Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированное реализации прав застрахованных. Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования Независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют Право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д. По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно системой обязательного социального страхования существуют и видысоциального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.). По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.
3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры. Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды). Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты. В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Длительная работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения. Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.). К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, со стояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетностъ, воспитание детей в неполной семье, проживание на он определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д. 4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат но системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум. 24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена Правовая основа для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан. Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная Оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный Наборпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, Необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его Жизнедеятельности. Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 года» определена величина прожиточного минимума в целом по России за IV квартал 2004 г. в расчете на душу населения — 2451 руб., для трудоспособного населения — 2690 руб., пенсионеров — 1849 руб.. детей — 2394 руб. В 2005 г. Правительством РФ величина прожиточного минимума не устанавливалась в связи с истечением срока действия Федерального закона 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Поэтому в новом Федеральном законе от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» специально оговаривается, что его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Новая корзина несколько подняла минимальные жизненные стандарты. Норма потребления мяса выросла в среднем на 22%, рыбы — на 15, свежих фруктов — на 31, молока — на 10%. Одновременно уменьшена норма потребления хлеба, макаронных изделий. муки, крупы и бобовых. Утверждается, что такой набор продуктов соответствует рекомендациям диетологов. Энергетическая ценность одного минимального набора продуктов в среднем на одного человека составляет 2268 ккал в сутки. Второй раздел Закона — непродовольственные товары — не изменился. В нем предусмотрено такое же количество одежды, обуви, постельного белья, хозяйственных товаров, предметов первой необходимости и санитарии, как и в послекризисном 1999 г. Разработчики документа аргументируют это тем, что за шесть лет сроки износа непродовольственных товаров не изменились. Изменился третий раздел — услуги. В Законе впервые учтено, что людям нужны еще театры, кинотеатры, музеи и выставки. По поручению президента РФ в потребительскую корзину отдельном строкой включены услуги культуры. Правда, заложенные нормативы скромны: на услуги культуры один человек должен тратить 45,5 руб. в месяц. По мнению авторов закона, этих денег должно хватить на шесть посещений в год театров, кино, музеев. Появилась в законе и графа «транспортные услуги» для пенсионеров, которые могут теперь ежегодно совершать 150 поездок па общественном транспорте. В общем и целом стоимостное содержание потребительской корз ины в расчете на душу населения выросло на 84 руб., или 3,3%. Для трудоспособного населения оно увеличилось на 72 руб., для пенсионеров — на 100 руб., для детей — на 117 руб. По мнению экспертов, новая потребительская корзина россиянам нужна, однако ее состав очень спорный, изменения, которые были внесены в новый закон, далеко не радикальные. 5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д. Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работничком при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.)- Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ. 6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потерн кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным. Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; социальное пособие на погребение и др. Система компенсационных выплат — новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста С 1 января 2005 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячною пособия устанавливаются субъектами РФ. трех лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; неработающим женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; инвалидам на обслуживание транспортных средств. Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; предоставление льгот по системе социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Кроме того, данный Закон с 1 января 2005 г. в связи с монетизацией льгот предусматривает предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в натуральной форме отдельным категориям льготников. В связи с введением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахован но го при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления за страхованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статья 8 данного Закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляете-! в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств па обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной но обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованном. лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонтом И оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных ви дах помощи, обеспечения или уходе. 7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированное™ свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов». Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые снарушением этой нормы, могут быть признаны недействительнымив судебном порядке.
4. 1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению их классификация и виды Правоотношения по социальному обеспечению это урегулированное нормами права социального обеспечения отношения гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающего на основе решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать. В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения: а) по старости; б) за выслугу лет или военной службы; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пси сии производится с момента фактического появления у гражданина (семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением. Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно пpaво на два или три вида пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии. назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером. И пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии т. е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности- пенсионер по инвалидности одной из трех степеней инвалидности и в зависимости от ее причин (от трудового увечья, или от иной травмы, или от общего заболевания). В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий уставленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы. В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении в связи с социальной пенсией правомочным субъектом является нетрудоспособный гражданин — престарелый пенсионер или инвалид, не имеющий страхового стажа, иные лица. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган пенсионного обеспечения (Пенсионный фонд России, пенсионные службы силовых министерств и ведомств, региональные органы социальной защиты). Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости. Объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости. А в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего.(погибшего) и т. д.. Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав обязанностей его субъектов, установленных законодательством (социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера пенсионном правоотношении является своевременное извещение органов социального обеспечения о новых юридических фактах. Основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от фактический реализации права на пенсию, т. е. ее выплаты, поскольку пенсия выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста выслуги лет и т.д.), но при условии, что гражданин не позднее трех месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами а если позднее — то со дня обращения за ней со всеми необходимы ми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию. Сложный состав возникновения права на пенсию, т.е. наличие пенсионного возраста и требуемого общего или специального страхового стажа, надо отличать от сложного состава возникновения пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, поскольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты - действия субъектов по реализации данного права. Таким образом, основанием возникновения пенсионного и отношения любого его вида является сложный состав, состоящий из комплекса следующих юридических фактов: 1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию; 2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные, и их количество тоже различно; 3) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера. По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве. Поскольку для права на пенсию различных ее видов требуются разные юридические факты, кратко укажем основания возникновения пенсионного правоотношения конкретного вида и его движение. Основанием возникновения пенсионного правоотношения о трудовой пенсии по старости является сложный юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов: 1) Заявление гражданина о назначении и выплате ему пенсии по старости; 2) достижение гражданином требуемого законом пенсионного возраста (общего пли на льготных условиях); 3) наличие у гражданина требуемого по закону пятилетнего Страхового стажа; 4) решение органа социального обеспечения о назначении пенсии в определенном размере. Основанием изменения данного правоотношения будет такой юридический факт, как потеря права пенсионера на соответствующую надбавку на иждивенцев, или такой правопреобразующий данное правоотношение факт, как переход его на пенсию по инвалидности, когда правоотношение о пенсии по старости прекращается, преобразуясь в правоотношение о пенсии по инвалидности или за Слугу лет. Правоотношение о пенсии по старости — длящееся, постоянное, оно может длиться до смерти пенсионера, которая являет юридическим фактом прекращения данного правоотношения. Основанием возникновения пенсионного правоотношения трудовой пенсии за выслугу лет или за выслугу военной службы естся следующий сложный юридический состав фактов: I) заявление бывшего государственного служащего или военнослужащего о предоставлении пенсии за выслугу лет; 2) наличие у него требуемой законом выслуги лет (специально-рудового стажа). Это основной юридический факт для данной пенсии; 3) дополнительные факты — для госслужащего это определенное основание — увольнения с госслужбы, одновременное получение трудовой пенсии по старости или инвалидности и т. д., а для военнослужащих, имеющих незначительный размер военной выслуги — это возрастные требования, основания увольнения и требования к общему трудовому стажу; 4) решение органа по назначению пенсии за выслугу лет определенного размера. К основаниям изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты индексации пенсии, например в связи с минованным повышением денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.
Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты появления или прекращения выплаты надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером. Основанием прекращения данного пенсионного правоотношения является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например), когда вместо данного правоотношения возникает пенсионное правоотношение другого вида. Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии но инвалидности является следующий сложный состав юридических фактов: 1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности; 2) установленные бюро медико-социальной экспертизы (БМСГ)) или военно-врачебной комиссией (ВВК) для военнослужащих. Инвалидность, ее группа, степень ограничения способности к трудовой деятельности, причина и время возникновения; 3) для трудовых пенсий — наличие у инвалида страхового стажа, 4) решение органа Пенсионного фонда России (а для военнослужащих — пенсионного отдела Министерства обороны (МВД, ФСБ) о назначении пенсии по инвалидности определенного размера. Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности устанавливается на такой срок, на какой установлена им инвалидность. Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности служит факт перехода инвалида из одной степени в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на надбавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки. Основанием прекращения пенсионного правоотношения является: смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельсвование (раз в год или в два года). А также переход пенсионера на другой вид пенсии (по старости или за выслугу лет). Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца служит сложный состав следующих юридических фактов: 1) заявление семьи умершего (погибшего) кормильца о назначении ей пенсии данного вида; 2) смерть кормильца или признание его судом безвестно отсутсвующим либо умершим; 3) трудовая пенсия но случаю потери кормильца назначается не зависимо от продолжительности страхового стажа кормильца (лишь бы он был), причин и времени его смерти (кроме случая совершения им преступления, когда назначается социальная пенсия); 4) наличие в семье умершего кормильца его нетрудоспособных иждивенцев; 5) решение органа Пенсионного фонда (для семьи военнослужащ его — соответствующего пенсионного органа Министерства оборон ы (МВД, ФСБ) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определенного размера. Изменяются данные пенсионные правоотношения фактом изменен ия состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а прекращаются — с прекращением нетрудоспособности или со смертью членов семьи, имеющих право на эту пенсию. Все пенсионные правоотношения по выплате трудовых и большинства государственных пенсий изменяются также и фактом повышения базовой части трудовой пенсии по старости, иных индексациях пенсий (их частей). Действие пенсионного правоотношения может быть приостановленно(например, выплата трудовой пенсии может быть приостановлена при ее неполучении в течение шести месяцев подряд). Основанием возникновения правоотношения о социальной пенсии является следующий состав юридических фактов: 1) заявление нетрудоспособного гражданина, не имеющего для рудовой пенсии страхового стажа или не получающего пенсию по |каким-либо причинам, о назначении ему социальной пенсии; 2)данный нетрудоспособный гражданин: достиг 65-летнего воз- (женщина — 60-летнего возраста) или является инвалидом, не имеющимправо на трудовые или иные государственные пенсии и т. д. Эта условная нетрудоспособность — основной юридический фактдля данного вида пенсии; 3) есть решение комиссии по назначению пенсии о назначении данноговида пенсии в определенном размере. Измениться пенсионное правоотношение о социальной пенсии может фактом признания пенсионера инвалидом другой степени. Прекращается это пенсионное правоотношение смертью пенсионера или признанием пенсионера-инвалида трудоспособным или в с лучае его неявки в срок на переосвидетельствование в БМСЭ, а такж е когда несовершеннолетний ребенок, получающий эту пенсию, достиг совершеннолетия.
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами— это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить документы. А орган социального обеспечения проверив эти документы обязан выплачивать, а по льготам документально обеспечить пользование ими.
Субъектами данных правоотношений, как видно из указанного понятия, являются: в зависимости от вида пособия, компенсации и льготы граждане и семьи с детьми, имеющие право на определенный вид пособия, компенсаций и льгот. Другим субъектом в этих правоотношениях выступают соответствующий орган социального обеспечения, социальной защиты населения и другие органы. Таким образом, в каждом таком правоотношении свои конкретные субъекты и объекты. Объектом указанных правоотношении являются определенного вида пособие, компенсация или льгота (имущественного характера) Конкретный объект правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам определяет и особенности юридических фактов возникновения конкретно каждого из этих правоотношений. Основным из них является именно тот, который связан с видом обеспечения Объект здесь определяет также и конкретных общих субъектов о ответствующих правоотношений, так как в них нет единого, как в пенсионных правоотношениях, второго обязанного субъекта, они различны, особенно по пособиям. Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок (пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или имеющая цель оказать гражданину дополнительную материальную поддержку (пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16-летнего возраста, и др), производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других в размере и порядке, установленных законодательством. Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально-обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком-инвалидом до 14-летнего возраста, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам и в иных случаях. Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде для работы в другую местность. Они, как правило, выплачиваются в твердых размерах. Льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного ха рактера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов на транспорт, оплату жилищно-коммунальных услуг, протезирование и в других случаях. Все пособия и компенсации, а также льготы по социальному обеспечению имеют строго целевое назначение, определяемое уже их названии.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |