Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Еще одной теоретической оппозицией теории Парсонса является




ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ (2 ЧАСА).

Литература

Заключение

Расово-антропологическая школа в социальной науке складывалась с середины XIX в. Среди ее представителей были философы, историки, биологи, антропологи. С различными вариациями эта школа подчеркивала неравноценность человеческих рас и антропологических типов, выражающуюся в неравноценности соответствующих психических, социальных и культурных черт. Представители этой школы обосновывали пагубность смешений рас и антропологических групп. Вместе с тем в концепциях Гобино тезис о неравноценности различных рас сочетался с утверждением о равноценности различных цивилизаций и культурным релятивизмом. Это было новым явлением в социальной мысли того времени, в которой господствовали идея прогресса и представление о превосходстве европейской культуры.

Исследования антропологов – представителей школы – были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. При этом они вдохновлялись бурно расцветавшими в то время мифами об “арийцах”, “тевтонцах”, “германцах” и т. п. Антропометрические признаки, которым они придавали такое важное значение, в частности головной указатель, в действительности не находятся в тесной связи с социальным статусом и распределены среди самых разных социальных групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют реально, специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных социальных наук убедительно демонстрируют тот факт, что одни и те же расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные качества в зависимости от социальных и культурных ситуаций. Тезис о пагубности расовых смешений также не находит подтверждения научными данными.

Основные идеологические функции расово-антропологических теорий состояли и состоят в обосновании необходимости привилегий (уже имеющихся или тех, к которым стремятся) определенных социальных групп и слоев, в переключении социальных напряжений и конфликтов на этнические и расовые, а также в обосновании экспансионистской внешней политики.

Декларации о необходимости развития общества посредством “культивирования” рас неизбежно оборачивались призывами обеспечить наиболее благоприятные условия, т. е. привилегии для “высшей” расы. Эта раса может быть представлена “высшими” классами и слоями; наследственной аристократией, людьми “пролетарского происхождения” (например, в 20-е годы в СССР выходцы из дворян и буржуазии лишались прав только по причине своего происхождения, становясь “лишенцами”) и т. п. Это классовый расизм. “Высшая” раса может представляться каким-либо “избранным” народом или этнической группой (например, в идеологии национал-социализма). Это этнический расизм.

Не случайно представители расово-антропологической школы были, как правило, противниками демократии, ненавидели либеральные ценности. Декларируемое стремление поставить антропологические факторы на службу обществу и культуре, как правило, скрывало в себе противоположное стремление: поставить общество и культуру на службу определенной “расе” или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сословного или этнического). Поскольку реальные факты не подтверждали расистских постулатов, понятие расы (а также класса, сословия, этноса, определяемых по признаку биологического происхождения) неизбежно приобретало символический или мистический смысл.

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных тоталитарных режимов и тоталитаристских политических движений.

Представители расово-антропологической школы обратили внимание исследователей на значение взаимодействия биологически наследуемых постоянных антропологических признаков, с одной стороны, и социальных и психических черт с другой. Но истолкование этого взаимодействия, как правило, сопровождалось такой мифотворческой нагрузкой, что научная ценность этих концепций становилась минимальной, нулевой или отрицательной. Поэтому для истории социологии расово-антропологическая школа – это не столько источник серьезных идей, сколько интересный и поучительный объект изучения, позволяющий лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков. Несомненно, важное значение в современном обществе имеют исследование и практический учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой. Но эта проблематика находится главным образом за пределами социальной науки. Что касается междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики и т. д., то их перспективность несомненна.

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

2. Чебоксаров H. Н. Расы // БСЭ. 3-е изд., М., 1975. Т. 21.

3. Gobineau A. de. Essai sur l’inйgalitйdes races humaines. P., 1853. T. l.

4. Chamberlain H. S. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. 9. Aufl. H. 1-2. Mьnchen, 1909.

5. Чемберлен X. С. Арийское миросозерцание. М., 1913.

6. Grant M. The Passing of the Great Race. N. Y., 1916.

7. Vacher de Lapouge. Race et milieu social. Essai d’anthroposociologie. P., 1909.

8. Vacher de Lapouge J. Les sйlections sociales. P., 1896.

9. Ammon O. Die Gesellschaftsordnung und ihre natьrliche Grundlagen. Jena, 1895.

10. Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905.

11. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. СПб., 1900.

12. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.

13. Ломброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция. СПб., 1906.

 

1 См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения / Пер.
с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любов­ники / Пер. с фр. И. Мандельштам. Пг., 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика Ивнева.) М.; Л., 1926; Вели­кий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.

2 “Краснокожие”, по Гобино, – результат смешения “желтой” и “черной” рас.

3 Гобино подвергает критике европоцентристские оценки других народов: “Из-за того, что внешний облик их цивилизаций не напомина­ет наш собственный, мы склонны часто поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в достоинствах. Нет ничего более по­верхностного и, следовательно, более подозрительного, чем заключение, сделанное из подобных оснований” [там же, 149]. Такие суждения не противоречат его утверждению относительно превосходства “белой” ра­сы; ведь с его точки зрения все цивилизации, как европейские, так и неевропейские, созданы прежде всего ее усилиями.

4 Под головным указателем в антропологии понимается процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. Поня­тие было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х годах XIX в.

 

 

Цель занятия: познакомить студентов с основными этапами развития социологической мысли

План:

 

1. Исторические предпосылки возникновения социологии в Западной Европе. Становление научной социологии в 40-е гг. 19 века.

2. Позитивистская социология О. Конта.

3. Эволюционизм в теории Г. Спенсера.

4. Социология Э.Дюркгейма.

5. Социология М.Вебера.

6. Формальная школа в социологии (Ф.Теннис, Г. Зиммель, В.Парето).

7. Социологическая концепция марксизма.

 

Литература к теме:

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. Уч. пособие. - Спб, 1997.

История социологии/ Под ред. А.Н.Елсукова. - Мн, 1997.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М., 1995.

Арон Р. Этапа развития социологической мысли. - М, 1993.

История социологии в Западной Европе и США. - М., 1993.

Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.:Аспект- Пресс, 1996.

Словарь: институционализация, детерминизм, позитивизм, эволюция, аномия, солидарность

 

История социологии не просто очерчивает путь развития познания социального феномена, она дает представление о многообразии точек зрения на общество, общественную жизнь и общественного человека. Поэтому совершенно справедливо мнение Альбиона Смолла, пришедшего к заключению, “что лучший способ определить то, чем является социология, и то, чем оно не является, есть исторический подход”.

Говоря об институционализации социологии, т.е. о ее становлении как научной дисциплины, необходимо прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа. Также необходимо иметь ввиду содержание предмета социологии и критериях научности социологического знания.

Чем шире и неопределеннее предмет социологического знания, тем дальше в историю уходят ее начала.

Многие исследователи точку отсчета истории социологии ведут в глубь веков, в 4 век до н.э. и связывают ее с работой Аристотеля “Политика”. Однако, следует отметить, что предметом исследования ученого было не общество, а государство, т.е. общество, рассмотренное как государство. Обращаясь к истории нельзя не сказать, что многие мыслители и философы так или иначе в рамках своей теории обращались к принципам и путям общественной жизни, пытались дать ту или иную картину общественного бытия.

Особая потребность познания социальных устоев общества возникает в 17 веке, после французской революции. именно тогда встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов его исследования. Поэтому историческими предпосылками институционализации социологии как науки стали события эпохи Просвещения и Великой французской буржуазно-демократической революции 1789-1794 гг. Идейным основание и теоретической базой будущей социологии явились произведения просветителей Монтескье, Вольтера, Руссо, Гельвеция, Тюрго. Некоторые исследователи склонны рассматривать Монтескье и его “Дух Законов” (1748) как основоположника социологической доктрины. Однако и Монтескье, задавшийся целью привести бесконечное множество обычаев, привычек, идей, институтов в определенный порядок, скорее предчувствовал будущую науку об обществе, нежели осознавал ее необходимость. Важность теории Монтескье заключалась в том, что он одним из первых почувствовал важность применения для изучения социальных аспектов жизни принципов и методов естественных наук (географический детерминизм).

Одним из первых, кто встал на позицию примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни был Клод де Сен-Симон, один из родоначальников концепции “утопического социализма”. Сен-Симон в “Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества”, составленном вместе с его учеником, личным секретарем О. Контом, проводил мысль о необходимости создания науки об обществе, которая бы базировалась на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики.

К формированию социологии как науки приводило и внесение в историю философского начала. В этом плане в качестве непосредственных предшественников социологии следует назвать А. Тюрго и Ж. Кондорсе, утвердивших в европейском социальном мышлении идею прогресса.

Таким образом, к формированию социологии как самостоятельной науки приводило развитие частных общественных наук (политики, юриспруденции, политической экономии), естественнонаучных методов познания, внесение в историю философского начала.

Исходя из определенной традиции, мы будем выстраивать логику исторического развития социологии от Огюста Конта, провозгласившего в 6 томе курса “Позитивистской философии” (1839 г.) социологию самостоятельной наукой и заложившего идеи будущего ее развития.

Новую науку О. Конт строил на позициях позитивизма. Суть позитивистского подхода состояла в том, что социология должна строится как научная дисциплина по образу и подобию естественных наук. Позитивизм в частности основывался на 3 методологических принципах:

1. Социальные явления, с точки зрения любой аналитической задачи те же, что и природное явление.

2. Методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы и в социологическом исследовании.

3. Задача социологии состоит в выработке системы в высшей степени обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений.

Первоначально новая наука об обществе в проекте Конта называлась социальной физикой, которая в названии передавала основной смысл позитивного метода познания- открытие объективных законов общественного развития. Лишь в 1839 году он нехотя заменил ее термином социология.

Конт не только определил требования, которым должна отвечать новая наука, но и сделал попытку указать ее место среди других наук. Он делит сферу знаний на науки теоретические и практические, поместив социологию в число первых. Далее он делит науки на абстрактные и конкретные. Причем первые являются основными, а вторые второстепенными. У Конта получился ряд наук, расположенных по убывающей общности и возрастающей сложности: математика, астрономия, физика, биология и социальная физика (социология). Социология, следуя за биологией, получает непосредственное выражение в ней.

Социологию как социальную физику О. Конт делил на две части: социальную статику и социальную динамику. Оба понятия заимствуются из биологии. Социальная статика изучает взаимодействия, которые происходят между различными частями общественной системы. Основным законом социальной статики является принцип солидарности и гармонии общественных отношений. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни. Основную идею социальной динамики ученый видел в постепенном развитии, эволюции человечества При этом преобладающим принципом развития человечества является его умственное развитие. По Конту, знание человечества проходит последовательно три теоретических состояния. 1. Теологическое, или фиктивное (до 14 в.);. 2.Метафизическое, или абстрактное (до 19 в.); 3. Научное, или позитивное (с 1800 гг.). На первой стадии человек объясняет все явления на основе религиозного представления, оперируя понятием сверхъестественного, На второй, метафизической стадии, он пытается объяснить все при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Эта стадия подготавливает 3 стадию – позитивную. На этой стадии человек ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые устанавливаются между ними.

Из закона о трех стадий развития человечества Конт хотел вывести принцип самой социологии, при помощи которого можно было бы объяснить всю историю развития человечества.

Большое значение в познании общественной жизни Конт придавал сравнительно- историческому методу. Он означал, что средством социологического обобщения должно явиться сопоставление жизни различных народов. В тоже время необходимо брать во внимание и прошлое состояние общества

Идеи позитивистской философии получили свое дальнейшее развитие в социологической концепции Герберта Спенсера. В самом общем плане можно выделить три момента в спенсеровской социологии.

1. Это широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании.

2. Трактовка общества как организма. При этом он широко использует аналогии с биологическим организмом.

3. Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению, «эволюция – это изменение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопровождается процессами рассеяния движения и интеграции материи».

Т.е. эволюция достигается средствами структурно-функциональной дифференциации от простоты к сложности (1), от аморфности к четкости (2), от однообразия к специализации (3), от текучести к стабильности (4). Этот процесс универсален. Идея закономерной эволюции общественной жизни. Процесс эволюции совершается по естественным законам, независимо от желаний людей.

В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора: 1.Дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, что ведет к нестабильности общества. 2. расширение дифференциации, что усиливает неравенство в обществе. 3. Деление общества на фракции, классы и т.д.

Благодаря этому механизму человеческая история проходит ряд стадий. Простые, изолированные друг от друга общества, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное место здесь приобретает иерархическая политическая организация.; эти общества, в свою очередь, сменяются обществами удвоенной сложности; и, наконец, им на смену приходят цивилизации – наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации. Для того, чтобы подчеркнуть направление, в котором развивается эволюция, Спенсер вводит дихотомическую типологию обществ; в ней противоположные идеальные типы представляют стартовую и конечную точки хронологии. В версии Спенсера речь идет о противостоянии военного (милитаризированного) и промышленного обществ. Эта схема стала очень популярна в работах более поздних эволюционистов.

Важную главу в истории социологии представляет Э. Дюркгейм. Им разработаны методология и методы социологического исследования. Обобщающим понятием социологии Дюркгейма выступает категория «социологизм». Это понятие имеет два аспекта: онтологический и методологический. Сточки зрения первого аспекта Дюркгейм выделяет следующие принципы:

Онтологический аспект Методологический аспект
Социальная реальность как и другие виды реальности подчиняется общим законам Общество – часть природы, наука об обществе – социология – в методологическом плане подобна наукам об о природе. Методы социологии аналогичны методам естественных наук. Основной методологический принцип - «социальные факты следует рассматривать как вещи». Социальные факты – проявления группового или массового сознания.
Общество – реальность особого вида, которая не сводится к другим ее видам. Это автономная по отношению к индивиду (биологическому виду) реальность. Это проявляется в дихотомии общества и индивида. Человек для Дюркгейма – двойственная реальность, в которой сосуществуют и борются две сущности – социальная и биологическая Социология – самостоятельная дисциплина, имеющая специфическую методологию и понятийный аппарат, отличный от естественных наук. Другой методологический принцип – «социальные факты должны объясняться другими социальными фактами».
Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Общество – вне и над индивидуальная реальность, которая не сводится к простой сумме составляющих его индивидов. Предмет социологии – социальные факты, которые существуют вне индивида и оказывают на него принудительной воздействие. Социология – наука об институтах, их генезисе и функционировании.
     

Социологию Э. Дюркгейм делит на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология как и анатомия исследует структуру общества, его материальную форму. Социальная физиология исследует жизненные проявления обществ и охватывает ряд социальных наук:социологию религии, социологию морали, юридическую социологию, экономическую социологию, лингвистическую социологию, эстетическую социологию. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы.

Центральной социологической идеей социологии Э. Дюркгейма является идея общественной солидарности. Он выделяет два типа социальной солидарности. Механическая солидарность, характерная для традиционного общества. Органическая солидарность, характерная для современного общества (см. таблицу). Социальная интеграция существует благодаря коллективному сознанию, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех этих обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. Проблема социальной солидарности освещается в работе Дюркгейма «Самоубийство».

Достоинства концепции Дюркгейма: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение. Крайности: существование социальной реальности вне и над индивидами.

Родоначальником формальной школы в социологии становится Ф. Теннис. Он пытался построить социологию как аналитическую дисциплину, которая должна исследовать наиболее общие черты социального процесса, различные формы социального существования, а также выработать систему общих понятий и типов, необходимых для описания конкретных явлений. Его центральные понятия – общность и общество - выступают в многообразных формах или типах, при помощи которых исторические и социологические данные могли плодотворно классифицироваться и интерпретироваться путем сравнения. Общность для него – синоним очага, семьи, общины традиционного типа. Общество, напротив, внешнее, социальное, где действует расчет и абстракция.

Исходной проблемой социологии Г. Зиммеля является проблема определения предмета социологии. Социология должна конструироваться как метод, ибо она не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных явлений социальной жизни. Новое социальное видение имеет своей задачей выделение и схватывание закономерностей, не поддающихся анализу средствами других общественных наук. Социология, по мнению Г. Зиммеля, должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество как таковое представляет собой взаимодействие индивидов. Мотивы и интересы, которые толкают индивидов к взаимодействию, составляют содержание общества. Взаимодействие индивидов, его способы составляют форму общества. Итак, чистая (формальная) социология изучает, по Зиммелю, формы обобществления, которые существуют в любой из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий (господство, подчинение, государство, семья и т.д.). Можно классифицировать формы социальной жизни и выделить в них: социальные процессы (подчинение, соревнование, конфликт, мода), социальные типы (бедняк, аристократ и.т.д), модели развития (расширение группы).

Большой вклад в развитие социологии внес немецкий социолог М. Вебер. Наиболее важным в его социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть “понимающей”, должна дать “понимание”, интерпретацию субъективных мотивов, индивидуального действия личности, понять и объяснить:

* посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось;

* какие понятные последствия имели их стремления для “осмыслено соотнесенного поведения других людей”. Задача социологии - разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта деятельности.

Предметом социологии является действие, связанное с субъектно подразумеваемым смыслом. Социальное действие является методологической категорией Вебера. Социальное действие - это человеческое поведение, обладающее рациональной осмысленностью, которое отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Вебер выделяет следующие типы социального действия:

1. целерациональное - человек ясно осознает цели и адекватные этим целям осмысленные средства;

2. ценностно -рациональное - совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения;

3. аффективное действие - через бессознательные психологические импульсы и чувства;

4. традиционное действие - осуществляется через привычку.

Целерациональное действие - тот тип действия, которое соответствует веберовской категории идеального типа. Идеальный тип - это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”, идеальная модель того, что отвечает интересам человека и современной ему эпохе.

Одним из значительных течений социологии конца 19-начала20 века является марксизм. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская социология – это материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а так же социологические и политико – экономические воззрение мыслителей предшествующего периода (Сен-Симон), А. Смит). В итоге своей многолетней работы Маркс предложил органически целостный взгляд на историю, создал грандиозное интеллектуальное поле для исследований в самых разных направлениях, причем содержательный вес его вклада не имеет себе равных и потенциально адресован самым разным аудиториям.

Исторический материализм является многомерной теорией, разработанной на трех различных уровнях: всемирно-историческом, социально- cтpуктуpнoм и индивидуальном. Иначе говоря, исторический материализм включает три взаимосвязанных части: теорию общественно-экономических формации на высшем уровне; теорию классовой борьбы на среднем уровне, теорию челове­ческого индивида-личности ("человеческого бытия»), на нижнем уровне. Три теории составляют прочно сколоченное, иерархическое здание. Исторические изменения начитаются на самом нижнем уровне и постепенно распространяются на все три уровня.

Базовым онтологическим основанием общества являются индивиды. Люди интересуют Маркса лишь как представители социальных классов, или как воплощение экономических категорий, или исторических тенденций. Не существует личности вне общества, каждый индивид бесчисленными связями связан с ним. Первичным измерением человеческого существования является деятельность. Деятельность

имеет осознанный и целенаправленный характер.

включает в себя рефлективный мониторинг.

отличается планированием «самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы с самого начала тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»

активна, она направлена на изменение мира природы и других людей, создание нового.

коллективна, она всегда связана и ориентирована на других людей.

Становление человека как личности происходит в процессе трудовой деятельности. Именно в ней происходит актуализация потенциальных природных задатков человека. Или если это выразить философским языком, «субъект, по мнению Маркса, формирует объект, но истинно и обратное – объект формирует субъект».

Люди живут не в вакууме, а в контексте широких социальных целостностей. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». И Для Маркса самым важным основанием объединения людей, для формирования социальных связей служила собственность, что равнозначно обладанию товаром. Факт владения собственностью и вытекающие отсюда заинтересованность в сохранении или улучшении своих социальных условий объединяет собственников; отсутствие собственности обуславливает иные интересы, ориентированные на изменение своих социальных условий. Так возникают социальные классы – наиболее важные для Маркса типы социальных групп. Классы образуются на основе отношения групп к обладанию частной собственностью на средства производства. Возникает особое социальной отношение, которое разделяет общество на два противоположных класса: те, кто имеет средства производства, и тех, кто их не имеет и вынужден продавать свой труд. Возникает полярная модель общества, полная внутреннего драматизма. Основными свойствами этой модели являются тенденция к поляризации и тенденция к росту внутренней кристаллизации классов (от «класса в себе» до «класса для себя»). Маркс выделяет три типа взаимоотношений между классами: классовое противоречие; классовый антагонизм; классовая борьба. Именно через классовые противоречия, антагонизмы и борьбу общество реализует присущую ему тенденцию к самопреобразованию.

Подход Маркса к социальной реальности осуществляется с использованием категории производственные отношения. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, притом образуют общество, находящееся на определенной стадии исторического развития». Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономического базиса происходит переворот во всей громадной надстройке. Противоречия ведущие к социальной революции возникают в трех точках: между обществом и природой; т. е, между любым данным уровнем технологии и задачами, которые накла­дывают внесоциальные условия а также биологическая консти­туция человека; это противоречие дает импульс постоянному paзвитию производительных сил, во-вторых, между достигнутым уровнем технологии и существующей социальной организацией производительных процессов, не приспособленных для максимально эффективного использования доступных производительных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изменения производственных отношений; в-третьих, между вновь ус­тановленным типом производственных отношений и традиционной системой политических, правовых и идеологических инсти­тутов (надстройкой), которые перестают соответствовать эконо­мическому базису, это противоречие ведет к изменению политического режима и правовой организации общества. Благодаря внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет тенденцию к само­развитию.

Предложенная Марксом модель человеческой истории объясняет, каким образом действуют внутренние механизмы саморазвития, производя прогрессивные сдвиги в обществе, смену одной общественно-экономической формации другой. Существует пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

По теории Маркса, история создается благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и ОЭФ). «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». Подобная взаимная связь выражается категорией «практика», которую Маркс определяет как сферу, в которой человеческие действия и структурные условия взаимопроникают друг в друга.

 

Лекция 3. Западная социология в ХХ столетии (2 часа)

План:

1. Периодизация социологии ХХ столетия.

2. Чикагская школа социологии (Р.Парк, Э. Берджесс).

3. Франкфуртская школа и психоаналитические направления в социологии.

4. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.

5. Теория обмена (Дж.Хоманс).

6. Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер).

7. Феноменологическая социология (А.Щюц, П. Бергер).

8. Социология современного общества.

 

Литература:

1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.- Спб, 1997.

2. История социологии /Под ред. А.Н.Елсукова. - Мн, 1997.

3. Очерки по истории теоретической социологии ХХ века. - М, 1994.

4. Американская социологическая мысль/ Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1994.

5. Современная американская социология. - М., МГУ, 1994.

6. История социологии в Западной Европе и США. - М, 1993.

Словарь: функционализм, интеракционизм, феноменология

 

История социологической мысли ХХ века условно распадается на 2 периода: социология первой половины ХХ века и социология 2 половины ХХ века.

Позиции лидера мировой социологии, начиная с 20 годов ХХ века прочно удерживают США. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказал ряд факторов: довольно быстрая институционализация американской социологии; большой объем конкретных социологических исследований; быстрая эволюция молодого американского государства и связанные с ней изменения в социально-экономической и политической сферах американского общества; влияние западноевропейской социологической мысли. Особенности развития социология в США: развивается как университетская дисциплина; формируется как прикладная (эмпирическая) наука.

Центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, где впервые в мире был открыт факультет социологии (декан А.Смолл). На этом факультете работали почти все крупнейшие американские социологи того времени - У.Томас, Р. Парк, Дж. Г. Мид и др. В Чикаго был основан первый социологический журнал (1895), Американское социологическое общество (1906). Название Чикагской социологической школы, таким образом, связано с Чикагским университетом.

Отличительные чертами Чикагской социологической школы являются:

· органическое соединение эмпирических исследований и теоретическими обобщениями;

· выдвижение гипотез в рамках единой организационной программы, направленной на конкретные и практические цели;

· наличие не “научной школы” в классическом ее понимании, а своеобразной хартии единомышленников, поддерживающих и использующих достижения друг друга.

Первой вехой Чикагской школы социологии становятся две работы У.Томаса и Ф. Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” (в 5 тт.1918-1921) и Р.Парка и Э. Берджесса “Введение в науку социологии” (1921). Работа Томаса и Знанецкого представляет новый тип социологического исследования. Это первый яркий образец эмпирического социологического исследования, в котором используются биографии и личные документы в качестве важнейшего социально-психологического метода. Предметом исследования были 28 польских семей, которые после переселения в Америку вступили в студию перехода (адаптации) от старых форм социальной организации к современным формам жизни.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии становится Р.Парк (1864-1944), который в 1914 году по приглашению У.Томаса читает лекции на факультете социологии в Чикагском университете. Работы Р.Парка посвящены в основном двум главным темам: расовые отношения и городская Среда, которые, в свою очередь, связаны с изучением основного предмета социологии, по Парку, коллективным поведением. Весомым вкладом в науку являются сочинения Р.Парка, посвященные проблемам социальной эволюции, выходу рас и народов из различных видов изоляции; культурным процессам и культурной адаптации. Свою концепцию социальной эволюции он представил как продукт взаимодействия природы индивида с окружающей его социальной и естественной средой. Его методологическая позиция, связанная с понимание социальной эволюции - конкуренция - конфликт - приспособление - ассимиляция.

Особое внимание Р.Парк уделял изучению выхода рас и народов из различного рода изоляции - географической, экономической, культурной. Результатом этого глобального этносоциального процесса на индивидуальном уровне является формирование нового типа личности - маргинальной личности. Это новое для социологии понятие получило свое первое теоретическое обоснование.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы социологии - Эрнст Берджесс (1886-1966). Основными его заслугами являются: придание общеметодологическим идеям Р.Парка конкретной формы; разработка оригинального прикладного варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней.

Дальнейшее развитие эмпирических исследований Чикагской школы связано с развитием прикладной социологии - социологии труда и социального менеджмента - и социальной инженерии, возникшей на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления. Здесь традиционно выделяют три главные школы -

· “классическая школа”, или школа научного менеджмента (1890- 1920). Ее представители - Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др. Основные достижения - система научной организации труда (НОТ), учет человеческого фактора, морального и материального стимулирования в управлении предприятием; объяснение феномена реструкционизма, т.е. работы с прохладцей.

· школа человеческих отношений (конец 20 гг.) Представители - Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др. Основные достижения - обоснование явления неформальной организации трудовых отношений; исследование мотивации поведения и малых групп; социально-психологические факторы в управлении предприятием; иерархическая теория потребностей; теория о стилях управления.

· эмпирическая школа. Представители- П. Друкер, Д. Дэвис, Г. Саймон.

Историю западной социологии ХХ века невозможно представить без Франкфуртской социологической школы. Формально ее история начинается в Германии с прихода в 1930 году М. Хоркхаймера (1895-1973) к руководству институтом социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Сам институт возник в 1923 году под началом теоретика марксизма К.Грюнбергом. Наиболее видными представителями этой школы наряду с М. Хоркхаймером являются Т.Адорно (1903-1969), Ф.Поллак (1894-1970), Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980). К числу наиболее молодых представителей этой школы относился и Ю. Хабермас.

Теоретические истоки мыслителей Франкфуртской школы восходят к марксизму и, в значительной степени, к фрейдизму. На формирование этой школы оказали также влияние идеи ницшеанства, философской антропологии и культур-социологии. Основные проблемы, которые проходят через всю историю научного творчества представителей этой школы, являются “отчуждение” и проблематика рационализации в связи с исследованием индустриального общества.

Центральной социологической темой Франкфуртской школы является методологическая и теоретическая концептуализация понятия “авторитарная личность”, которая представлена в коллективном труде “Авторитарная личность” (1950), изданном под руководством Т.Адорно. Эта идея, предложенная Э. Фроммом и конкретизированная М. Хоркхаймером, подтверждалась конкретно-социологическими исследованиями. Эта работа получила широкую, хотя и неоднозначную известность в западной социологии. Она носила антипозитивистский характер и по сути отрицала всю традиционную науку, как естественную, так и социальную.

Влияние Франкфуртской школы социологии на западе падает на конец 40-начало70 гг. и затрагивает области социологии культуры, методологии и макросоциологии, оказывает большое воздействие на развитие неомарксизма в Европе.

С 50 гг. ХХ века начинается современный период развития социологического знания. Современная социология представлена множеством школ и течений. Один из вариантов классификации современных течений в социологии предложил П. Монсон, который выделил 3 подхода на основании решения вопроса взаимосвязи личности и общества:

1. примат общества по отношению к индивиду;

2. примат личности по отношению к обществу;

3. равное внимание индивиду и процессам общества;

Первый подход представлен теориями объективистской направленности: теорией структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Р. Мертон), теорией конфликта (А.Козер, Р. Дарендорф), теорией обмена Д. Хоманса. Эти теории исходят из примата социальной структуры, которая существует как объективная реальность, чье функционирование должно быть объяснено из нее самой.

Второй подход представлен теориями субъективисткого характера: символическим интеракционизмом (Дж.Мид, Г.Блюмер), феноменологической социологией (А. Щюц, Н. Луман, П. Бергер), этнометодологией (Г. Гарфинкель). Представители этой точки сосредотачивают свое внимание на том, что структура создается и воссоздается во взаимодействии людей.

Третий подход представлен теорией коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теорией габитуса (П. Бурдье), теорией структурации (Э. Гидденс), теорией самореферентных систем (Н. Луман). Эти концепции направлены на преодоление субъект/объектных воззрений на социальный мир.

Наибольшее влияние на развитие социологической мысли в ХХ веке оказали сочинения Толкотта Парсонса (1902-1979). Основные усилия Т.Парсонса на протяжении всей жизни были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем. При разработки своей теории Парсонс воспринял многие идеи Вебера и Дюркгейма: у первого он заимствовал идею социального действия, суть которой – рассмотрение общества как совокупности первичных социальных действий отдельных индивидов, у второго – идею «социального факта» как действия, существующего над отдельным человеком.

В своих фундаментальных работах «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951) Парсонс формулирует понятие общей модели действия, называемой им «единичным актом» Это своего рода аналитическая абстракция, обобщенная модель любого действия человека, взятая в ее сущностных чертах. Сама модель действия представляет собой систему действия человека – совокупность взаимосвязанных частей, несводимых к простой их сумме, имеющей собственные правила развития с избирательным характером деятельности. Она включает в себя, во-первых, действующего лица, актора (человека, наделенного стремлением действовать), а во-вторых, ситуационное окружение - изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит. При этом Парсонс делит факторы ситуационного окружения на следующие группы-

физические факторы – совокупность биологических характеристик человека;

культурные факторы – культурные традиции, идеи, верования, ценностные образцы;

факторы, составляющие социальную систему – другие индивиды и социальные группы, окружающие человека:

сама личность индивида как уникальная его часть, рассматриваемая в отрыве от биологического и культурного аспекта самого человека.

Все четыре фактора представляют собой системы действий, влияющие на единичный акт: биологическую, культурную, личностную и социальную. Концепция системы берется Парсонсом из общей теории систем Л. Берталанфи и Н.Винера. Каждая система является открытой системой. Чтобы продолжить свое существование они должны удовлетворять четырем функционально необходимым условиям: адаптации – приспособления к окружающей среде, целеполагания формулирования целей и мобилизация ресурсов для их достижения, интеграции – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений и латентности – обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы. На уровне социальной системы эти функции осуществляют: экономическая система – адаптации, политическая система – целеполагания, система социетальной общности (право и культура) – интеграции, система социализации – латентности.

Таким образом, рассмотрев общество как некую систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определенные функции, Т. Парсонс заложил основы структурно-функционального метода.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его учение Р. Мертон (1910). Предмет рассмотрения большинства его работ – социальная структура и ее влияние на социальное действие. Считая взгляды Парсонса слишком абстрактными, Р.Мертон видит своей задачей создание «теории среднего уровня» как своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Р. Мертон, пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели.

В противовес структурно-функциональному анализу Т.Парсонса, основанного на теории порядка, ряд современных исследователей (Л.Козер, Р. Дарендорф) противопоставили теорию конфликта, видя в последнем не дисфункцию социальной системы, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма.

Социальный конфликт – «борьба за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении соперника» (Л.Козер). Основные функции социального конфликта:

интеграция социальной структуры;

сохранения солидарности внутри групп;

укрепление межчеловеческих отношений;

управление социальными изменениями.

Р.Дарендорф считал, что основу взаимодействия в системе «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Роль – это воплощение властных отношений на поведенческом уровне. Отдельному индивиду роль задается, т.е. носит нормативно-принудительный характер. Иерархия ролей существует и на уровне индивида, и на уровне общества. Социальное неравенство- неравенство ролей – ведет к конфликту. Конфликт можно регулировать при помощи переговоров, посредничества, арбитража. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от социальной структуры, степени его открытости. Наиболее адекватной для регулирования конфликтов формой общества, по Дарендорфу, является демократическое открытое, высокомобильное общество. В нем протекание конфликтов предельно формализировано.

теория обмена. Ее видными представителями являются Дж. Хоманс (р. 1910) и П. Блау (р.1918). Центральная категория социологии Хоманса – категория социального действия. Он интерпретирует социальное действие как процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. При этом секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него. Для объяснения этого социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.