Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информативно–целевой анализ текстов

Этапы социокультурного проектирования

Диагностический этап. Содержанием данного этапа является сбор информации: 1. О проблемах населения, проживающего на данной территории. 2. О специфике восприятия ситуации различными группами населения, различными интенциональными группами. 3. Об интенциях различных субъектов проектирования.

Конструктивно-коммуникативный этап. Содержанием данного этапа является выработка общего ценностно-смыслового определения ситуации и разработка технологии решения проблем. Эта технология должна опираться на теорию коммуникации, на перманентное расширение коммуникативного пространства – времени с постепенным вовлечением в него всех субъектов проектирования: ученых, практиков, должностных лиц, инвесторов, обывателей.

 

ЛЕКЦИЯ 18

 

3.2.2.2. Методы социокультурного проектирования

Цель – создание проблемно ориентированной модели состояния и тенденций развития социальной ситуации; выявление действительно значимых проблем и их взаимосвязей.

Задачи: 1. Получить перечень проблем, представляющихся местным жителям актуальными и неразрешимыми без помощи со стороны. 2. Осуществить предварительную (до проверки путем опроса) систематизацию проблем и их источников, их классификацию и ранжирование. 3. Отследить распределение (локализацию) проблем на территории района и выявить участки их скопления (зоны социального напряжения). 4. Сгруппировать субъектов – носителей проблем по статусным признакам. 5. Определить круг значимых жизненных проблем для всего населения территорий. 6. Составить перечень значимых признаков, характеризующих определенную проблемную ситуацию. 7. Создать организационные, методические и информационные основы для проведения специальных исследований: анкетного опроса, интервью и др. 8. Осмысленно (содержательно) подойти к формированию социально- территориальной выборки для исследования ситуаций.

Единица изучения - «интенциональные группы».

Единица наблюдения – «проблемная ситуация».

Исследовательские установки метода. 1. Увидеть проблемы в широком социальном контексте. 2. Увидеть ситуацию глазами всех заинтересованных лиц; многомерная оценка ситуации в экспертном, массовом и социально–научным планах. 3. Диагностика и иерархизация проблем с двух точек зрения: совокупного автора – респондента и исследователя–проектировщика. 4. При анализе текстов необходимо принимать во внимание статусную позицию их автора: рядовой гражданин, должностное лицо, инвестор, профессионал-исследователь, журналист.

Блоки информативно–целевого анализа текстов: 1. «Дерево проблем» или проблемная матрица ситуации. 2. Территориальная и статусная локализация проблем. «Проблемные карты» территории и пространства. 3. Характер восприятия ситуации в целом и по отдельным интенциональным группам. «Проблемные поля» городской среды.

Технологические этапы работы с информацией. 1. Составление картотеки проблем. Данный этап состоит из следующих операций: идентификация проблемы, оценка ее актуальности, выяснение истоков ее генезиса; сбор данных об авторе текста, систематизация предлагаемых решений проблемы различными авторами. 2. Классификация проблем; он включает в себя следующие операции: «сжатие» информации путем устранения дублирующих сведений; группировка проблем и создание «дерева проблем» или проблемной матрицы ситуации; разбиение проблем по ряду признаков (в зависимости от их значимости, от их актуальности и разрешимости).

Типология проектных мероприятий по решению проблем. 1. Организационно–правовые (создание гибких управленческих структур, способных интегрировать восприятие ситуации различными группами; вовлечение в процесс решения проблем представителей различных групп; выработка механизма привлечения ресурсов для решения проблем). 2. Финансово–экономические (создание технологий и организационных структур, позволяющих увязать материальный доход всех участников ситуации с конечным результатом). 3. Материально–технические. Необходимо задействовать для решения проблемы имеющиеся на данной территории научные, производственные и другие организации. 4. Градостроительные (увязка решения проблем с перспективным планом развития территории). 5.Информационно-просветительские. Убеждение населения в том, что проводимые мероприятия пойдут им во благо; информирование населения о наиболее эффективном и оптимальном поведении в данной ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методологические основания социокультурного проектирования | Метод опроса в социокультурном проектировании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.