Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 . Социальная характеристика общества




Дополнительная литература

Учебные пособия

Основная литература

Список литературы

Учебники

Волков Ю., Мостовая И. Социология. М., 1998

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. Сп-б., 1997

Габдулина А. Социология. Тараз, 1999

Зеленов А. Социология города. М., 2002

История теоретической социологии. В 4 тт. М., 1997

Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2000

Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2000

Кравченко А.И. Социология. М: Проспект. 2002

Кравченко А.И. Социология. М: Академия. 2003

Смелзер Н. Социология. М., 1994

Тощенко Ж. Социология. М., 2000

Фролов С.С. Социология. М., 1997

Бабосов Е. Практикум по социологии. Минск, 2003

Казринова Н., Филатова О., Хренов А. Практикум по социологии. М., 2000

Практикум по социологии / под ре. Руденко Т.И., М., 1999

Михнова С.А. Основы экономической социологии. Учебно – методической пособие для семинарских занятий. Астана, 2000

Социология. Электронный учебник // составитель Михнова С.А., Астана, 2003

Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социc, 2000 № 3

Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социс, 2000 № 9

Тощенко Ж. Социология: пути научной реформации // Социс, 1999

Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс, 2002 № 12

Качанов Ю.Л. Что такое социологическая теория // Социс, 20002 № 12

Култыгин В.И. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс, 2000 № 8

Костин В.А., Костина Н.Б. К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социс, 2001 № 10

Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию // Социс, 1996 № 3,5

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социс, 2002 № 10

Саенко Ю.И, Состояние общества. К вопросу о его измерении // Социс, 1999 № 10

Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции // Социс, 2003 № 9

Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социс, 2000 № 3

Хиршман А. Рыночное общество. Противоположные точки зрения // Социс, 2001 № 3

Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс, 2001 № 9

Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социс, 2000 № 10

Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Политические исследования – 1998- № 6

Дорин А. Экономическая социология. Минск, 1998

Радаев В.В. Экономическая социология. М, 1999

Соколова Г. Экономическая социология. М, 1999*

Экономическая социология. Курс лекций / Л.Я. Гуревич и др. Алматы, 2002

Маркович Д. Социология труда. М., 1998*

Соколова Г. Социология труда М., 2001

Чангли И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973*

Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессии // Социс, 2000 № 8*

Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс, 2001 № 7*

Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала // Социс, 2000 № 4*

Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования - 1998 - № 5

Островски Т., Тюни Г. Три политические культуры в Европе // Социологические исследования - 1998 - № 2

Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994

Дридзе Т.М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социологические исследования – 1998- № 2

Лаппо Г., Полян П. Закрытые города // Социологические исследования – 1998 - № 2

Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования- 1998- № 12

Сибирева В.А., Головин А.Н. Штрихи к портрету поколения 90-х // Социологические исследования – 1998- № 5

 

Отмеченная знаком * литература имеется в библиотеке КазАУ им. С. Сейфуллина

Материалы к семинарским занятиям.

 

Тематика Часы
  Модуль 1.  
  Предмет, объект и функции социологии.  
     
  Основные теоретические направления.  
  Социальная характеристика общества.  
     
  Проблемы и направления социальной мобильности.  
  Направления социальной стратификации в обществе.  
     
  Личность и общество.  
     
  Особенности социального поведения.  
     
  Модуль 2.  
     
  Специальные социологические теории  
  Современные социальные конфликты.  
     
  Экономическая социология.  
     
  Политическая социология.  
  Социология труда.  
     
  Социология города и деревни.  
  Социология молодежи.  
  Прикладная социология    
  Итого:  

 


Материалы к семинарским занятиям

Тема 1. Предмет, объект и функции социологии

Цель занятия:

-определить особенности социологического знания;

-выявить объект и предмет социологии;

-рассмотреть основные функции социологии;

проанализировать структуру социологического знания.

Вопросы:

1.Предпосылки и условия возникновения социологии.

2.Объект и предмет социологии.

3.Основные функции социологии.

4.Структура социологического знания.

Рекомендованная литература

1.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология, М., 1998, гл.2

2.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология., М.,1999,гл.1

3.Кравченко А.Н. Социология, М., 2003, гл.1

4.Смелзер Н. Социология. М.,1994, гл.1,2,3,4,5

5.Тощенко Ж.И. Социология, 1999, раздел1, гл.2,3

6.Фролов С.С. Социология. М.,1998, раздел 1,гл.1,2

7.Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология //Соц Ис, 2000 №9

8.Култыгин В.П. Специфика социологического знания //Соц Ис, 2000 №8

9.Монсон П. Лодка на аллеях парка: введена в социологию //Соц Ис, 1996 №3,5

10. Структура и уровни социологического знания //Соц Ис, 2003 №9

Материалы к семинарскому занятию:

По первому вопросу необходимо раскрыть, почему необходимо было создание социологии как науки, почему она возникла именно в период первоначального развития капиталистических отношений; какие экономические, политические, духовные условия способствовали ее возникновению.

По второму вопросу следует определить объект социологии, показать особенности социологии по сравнению с другими гуманитарными науками (историей, философией, политологией); сравнить несколько определений понятия «социология» для уточнения ее предмета; перечислить основные функции социологии и ответить на вытекающие из них вопросы.

По третьему вопросу нужно привести структуру социологического знания, определить 3 уровня, дать им характеристику и выделить особенности.

 

Тема 2. Основные теоретические направления

Цель занятия:

-знакомство с историей возникновения социологии;

-изучение основных этапов ее развития;

-выявление специфики различных школ и направлений в социологии.

Вопросы:

1.Основные направления европейской социологии XIX в.

2.Развитие современной западной социологии.

3.Особенности становления и развития отечественной социологии.

Рекомендованная литература

1.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология, гл.1,2

2.Гривенная В.К. Основы социологии, Акмола, 1997,с.с.13-33

3.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология, Сиб,1997,гл.1,3,5,7

4.История теоретической социологии в 4х т.т., М.,1998,т.1,гл.4-6; т.2,гл.2,5; т.3,гл.5

5.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е., Социология,гл.2

6.Кравченко А.С. Социология, гл.3

7.Тощенко Ж. Социология, раздел 1,гл.1

8.Голосенко И.А. Оглядываясь на О. Конго //Соц Ис,1999 №1

9.Кукушкина Е.И. Академическая традиция в истории социологии России //Соц Ис,2000 №4

10.Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Соц Ис, 2002 №10

Материалы к семинарскому занятию

По первому вопросу необходимо рассмотреть особенности первых социологических теорий: О. Конта, Г. Спенсера;

Сравнить основные теоретические положения социологических концепций Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса; показать их значимость в изучении общества в современных теориях.

По второму вопросу следует проанализировать особенность социологических школ: «интегральной социологии» П. Сорокина, «общей теорией действия и социальные системы» Т.Парсона, символического интеракционализма, этнометодологии, теории обмена, социологической феноменологии.

По третьему вопросу показывать, как развивалась социология в России, какие основные направления были сформированы, какие проблемы интересовали социологов; необходимо раскрыть особенности социальной мысли в Казахстане, роль казахских просветителей (А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина).

 

Тема 3. Стратегия социологического исследования

Цель занятия:

-знакомство с основными видами прикладных социологических исследований;

-изучение методики изготовки и проведения социологических исследований;

-овладеть методикой проведения социологического изучения малой социальной группы (студенческая группа).

Вопросы занятия:

1.Социологическое изучение студенческой группы по основным подходам:

1.1.демографическому

1.2.общностному

1.3.отношенческому

1.4.культурологическому

1.5.психологическому

Рекомендованная литература

1.Кравченко А.С. Социология для экономистов. М.,1994,с.с.18-20,27-35

2.Михнова С.А. Основы экономической Социологии. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, Астана,2000,с.с.20-39

3.Рабочая книга социолога. М.,1973

4.Смелзер Н. Социология. с.с. 18-20,27-35

5.Тощенко Ж. Социология, раздел I,гл.4

Материалы к семинарскому занятию

1.Данное семинарское занятие построено на изучении основных методов социологического исследования и составлении социологической характеристики студенческой группы на основе проведения студентами конкретно-социологического исследования.

2.В студенческой группе образуются пять мини- групп, которые проводят исследование группы по 5 основным подходам.

3.Итоги исследования заслушиваются и обсуждаются на занятии.

 

Цель занятия:

-рассмотреть общество как целостную динамическую систему;

-изучить основные элементы общества;

-определить ступени формирования и развития общества;

-выявить особенности различных типов общества.

Вопросы занятия:

1.Определение и строение общества.

2.Исторические ступени общества.

3.Личность в различных типах общества.

 

Рекомендованная литература

1.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998, гл.3

2.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология, гл.8,12

3.Кравченко А.И. Социология, раздел 2,гл.6,8,9,10

4.Социология / под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995,гл.1,4

5.Алстед Я. Психология, социология, общество: модели мотивации//Соц Ис, 2002 №9

6.Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке //Соц Ис, 2001 №7

7.Саенко Ю.И. Состояние общества. К вопросу об его измерении //Соц Ис,1999 №10

8.Хиршман А. Рыночное общество.//Соц Ис, 2001 №3

Материалы к семинарскому занятию

По первому вопросу сравнить различные определения общества, рассмотреть основные подсистемы общества, их роль и значение, как они взаимодействуют друг с другом.

По второму вопросу проанализировать, какие этапы проходит общество в своем историческом развитии, и какие типы общественного устройства им соответствуют; соответствует ли это развитие понятию социального прогресса.

По третьему вопросу рассмотреть, как различные типы общества формируют различный тип личности, чем эти типы отличаются по своим социальным характеристикам и социальному поведению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.