Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация основных понятий

 

Обязательным условием любого научного исследования явля­ется уточнение (интерпретация) используемых понятий.

Интерпретация понятий — это процедура определения содер­жания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Ее основной смысл:

§ достижение необходимого научного уровня исследования;

§ обеспечение единого подхода к содержанию исследова­тельских процедур на всех этапах;

§ адекватный перевод понятий с теоретического на эмпири­ческий язык и обратно;

§ создание единой понятийной основы для научного анализа социологических данных.

Основные понятия подвергаются двум процедурам.

§ Интерпретации, т. е. уточнению. Цель процедуры — свести смысл понятия к эмпирически фиксируемому значению (инди­катору).

§ Операционализации, т. е. правилам и процедурам фиксации и измерения эмпирических признаков (индикаторов) понятия. В качестве эмпирических признаков (индикаторов) выбирают только те характеристики, которые доступны наблюдению (изме­рению). Категориями анализа станут смысловые признаки объек­та исследования или его отдельных элементов. Те части объекта исследования, которые непосредственно подлежат эмпирическо­му истолкованию, принято называть единицами анализа, а их ко­личественные характеристики — единицами счета.

Обратимся к примеру: возьмем социологическое понятие «от­ношение к труду». Его можно разложить на три компонента, кото­рые являются промежуточными понятиями на пути к прямой ин­терпретации: 1) отношение к труду как к ценности; 2) отношение к своей профессии; 3) отношение к данной работе на данном предприятии. Далее каждое из этих понятий расчленяется на ряд характеристик. Так, отношение к работе может быть определено по объективным признакам — качество работы, производитель­ность, инициативность, дисциплинированность — и по субъек­тивным признакам — запросы, требования, предъявляемые к ра­боте, удовлетворенность различными элементами производствен­ной ситуации (условия труда, зарплата и т. д.). Эти понятия уже можно измерить, представить в виде показателей и индексов. При построении индекса выполняются следующие операции: 1) пере­вод понятия в показатели; 2) перевод показателей в переменные (тип шкалы, единица измерения); 3) перевод переменных в индек­сы (определяется техника конструирования индекса); 4) оценка индекса (расчет индексов на надежность и обоснованность). Сле­дует помнить при этом, что сегодня эмпирическая интерпретация понятий нередко замещается «нарративом» — повествованием о возможных взаимосвязях между переменными, признаками изу­чаемого явления, включая «случаи из жизни» по своему опыту.

Интерпретацией основных понятий завершается методологи­ческая часть программы исследования, после чего возможен пере­ход к разработке и обоснованию методов сбора, обработки и ана­лиза информации.

 

 

Материал для СРСП

I. Работа с текстами

II. Организация и приведение конкретных социологических исследований

Кредитная социология обучения предполагает активную самостоятельную работу студентов по овладению навыкам социологического анализа и проведению социологического исследования. Студент проводит 2 вида исследований:

1.Совместная работа в группе.

2.Индивидуальное социологическое исследование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотезы исследования | Проведение социологического изучения студенческой группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.