Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная защита детей и молодежи




Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятий «девиация», «девиантное поведение», «социальная норма».

2. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социальной работы с носителями девиантного поведения?

3. Назовите основные виды девиантного поведения.

4. Какие факторы влияют на формирование девиантного поведения?

5. Назовите формы работы с носителями девиантного поведения.

6. Раскройте сущность профилактики девиантного поведения.

 

 

Тема 16

(Лекции - 4 часа, практические занятия – 4 часа)

  1. Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.
  2. Социальные проблемы современной молодёжи.
  3. Технология социальной работы с молодёжью.

Литература:

1. Брутман В.И. и др. Ранее социальное сиротство как комплексная медико–социально-педагогическая проблема. М., 1994.

  1. Основы социальной работы. - С.166-173, 232-240.
  2. Словарь-справочник по социальной работе. - С.12-14, 57-62, 70-89, 98-101, 132-133.
  3. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. - С.142,145,146-147.
  4. Социальная энциклопедия. – С.87-88, 173-174, 248-249.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. - Воронеж, 1996.

7. Теория и методика социальной работы. – С.232-240.

8. Технологии социальной работы. - С.323-343.

Дополнительная литература:

Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения // Вестник образования. – 2001. - № 16. – С.3-5.

Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам «Четвертый мир» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 2. С.60-66.

Брызгалов М. Вернуть подростка обществу (социально-реабилитационный центр) // Социальное обеспечение. – 2001. - № 7. – С.26-27.

Гольцова Т. Мы лечим социальные недуги (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних) // Социальная защита. – 2002. - № 2. – С.7-12.

Демецова М.Е. Дети как объект благотворительности // Социс. – 2001.- № 12.

Журавлева Н. Зона безопасности для сирот: [Группы постинтернатной адаптации] // Социальная защита. – 2001. - № 5. – С.32-38.

Из детского дома во взрослую жизнь: Программа социальной адаптации детей-сирот – выпускников детских домов // Социальная защита. – 2002. - № 3. – С.14-22.

Ковалева О. За те же деньги – другая работа (опыт работы семейного детского дома) // Социальная защита. – 2001. - № 9. – С.31-33.

Миловидов Г.Е., Михайлов А.С. Спецшкола: социально-психологические особенности подростков и рецидивы // Социс. – 1992. - № 9. – С.96-99.

Черенкова Т. Схема совместных действий разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из семей с факторами соц.риска и из неблагополучных семей (методика) // Социальная защита. – 2001. - № 12. – С.27-30.

 

Социальная защита детей и подростков вытекает из международных обязательств государств по соблюдению «Конвенции о правах ребёнка» и других правовых документов мирового сообщества, касающихся положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей стране она базируется на Концепции государственной молодёжной политики, которая регламентирована Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» от 16 сентября 1992 года № 1075 и Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» от 3 июня 1993 года № 5090-1. Кроме того, в рамках Концепции государственной молодежной политики была принята президентская программа «Молодёжь России» (15. 09.1994).

Для реализации государственной молодёжной политики 16 сентября 1992 года был создан Комитет РФ по делам молодёжи, преобразованный в 1997 году в Государственный комитет РФ по делам молодёжи.

Объектами государственной молодежной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, а также молодые семьи и молодёжные объединения.

Цели государственной молодежной политики:

- Содействие развитию молодого поколения;

- Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

- Создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества;

- Расширение возможностей молодого человека в выборе жизненного пути;

- Реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и развития самой молодёжи.

Государственная молодежная политика осуществляется на следующих принципах:

Участие;

Социальные компенсации;

Принцип гарантий;

Принцип приоритета.

Молодёжь (в широком смысле) – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности.

Молодёжь (в узком смысле) – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Выделяют различные слои молодёжи: городская, сельская, работающая, студенческая и т.д.

В различные исторические эпохи границы молодости, критерии её возрастной периодизации существенно менялись. В отечественной социологии наиболее часто возрастные границы молодёжи определяются периодом 15-29 лет.

Молодёжь может пониматься как:

- Определённый этап жизненного цикла;

- Социальный статус;

- Молодёжная субкультура (как целостное образование внутри господствующей культуры).

Молодёжь является объектом изучения многих наук (социология, демография, педагогика и т.д.). В социологическом изучении молодёжи выделяют четыре направления:

1. Психоаналитическое направление (Р. Бенедикт, Э. Эриксон и др.);

2. Структурно-функциональное направление. В его рамках осуществляется анализ молодёжи как социально-демографической группы;

3. Культурологическое направление. Рассматривает молодёжь с точки зрения феноменологии человеческой культуры. (Маннгейм, С. Кучел и др.);

4. Социальное развитие молодёжи. Участвуя в процессе социальной жизни, молодежь реализует свои важнейшие социальные функции.

В настоящее время у молодёжи как особой социально-демографической группы наблюдается значительное количество социальных проблем, которые условно можно разделить на три большие группы:

1)Проблемы, связанные с семейным функционированием молодёжи:

- Уменьшение численности молодёжи;

- Деторождение несовершеннолетних;

- Высокая частота разводов.

2)Проблемы здоровья молодёжи:

- Низкий уровень здоровья школьников;

- Увеличение числа детей с ограниченными возможностями;

- Рост количества хронических заболеваний среди молодых людей;

- Употребление молодёжью алкоголя, наркотиков, табакокурение.

3)Проблемы социального функционирования молодёжи:

- Прерывание обучения;

- Молодёжная безработица;

- Агрессивное поведение и насилие среди молодёжи;

- Криминализация в молодёжной среде.

В связи с этим молодёжи необходима многоплановая, многоуровневая социальная защита.

На сегодняшний день существует две модели социальной работы с молодёжью:

Интегративная. Охватывает молодёжь в широком смысле. Интегративная модель социальной работы должна способствовать социализации молодёжи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с социальной педагогикой.

Дефицитная. Ориентирована на социально уязвимые группы молодёжи, группы риска.

Социальная работа с молодёжью – профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и молодёжным группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы с молодёжью является выработка у молодёжи способности самостоятельно решать свои проблемы, её активизация.

В соответствии со «Сборником нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодёжи» можно воспроизвести следующую структуру социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодёжи;

Центр информации для молодёжи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодёжи;

Консультационный центр для подростков и молодёжи;

Приют для подростков.

В нашем регионе в соответствии с областным законом «О социальной защите населения в Саратовской области» социальная работа с молодёжью может осуществляться в следующих учреждениях:

Центр социального обслуживания населения;

Центр социальной помощи женщинам, семье и детям;

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом или без него;

Социальный приют для детей и подростков.

Решение молодёжных проблем при всей их специфике невозможно осуществить в отрыве от системы поддержки семьи, образования, здравоохранения и т. д.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодёжи позволяет сделать вывод о том, что основное внимание должно быть уделено:

- Разработке законодательного обоснования социальной защиты молодёжи;

- Приоритетности создания социальных служб государственным структурам при поддержке общественных формирований и молодёжных инициатив.

В связи с этим, особую роль приобретает использование зарубежного опыта и технологий социальной работы с молодёжью, таких как:

- Мобильная социальная работа с молодёжью, предполагающая контролирование молодёжных групп, не склонных обращаться в социальные службы и склонных к девиантному поведению, агрессивности.

- Предоставление различных возможностей альтернативного поведения;

- Создание специальных гендерных молодёжных центров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.