Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства

Вопросы для проверки знаний

Социальный педагог – специалист, который выявляет среди учащихся дезадаптированных, имеющих те или иные отклонения, девиации в поведении и организует социально-педагогическую работу с ними.

Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т.е. человек как социальный субъект. В поле зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Социальные педагоги в своей работе опираются прежде всего на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют главным образом социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

Социальный работник в школе – это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при необходимости и осуществлять социальную защиту учителя.

Основные направления деятельности:

- разработка и реализация социальных проектов и программ школы;

- сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детей, нуждающихся в социальной защите;

- обеспечение защиты прав детей в условиях школы (получение ими необходимого обучения и воспитания, питания и пр.);

- контроль за деятельностью должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;

- установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и др.

Основные направления деятельности:

- разработка и реализация школьных воспитательных программ;

- выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах и с учетом этого проведение социально-педагогической работы;

- предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в школьных коллективах;

- выявление дезадаптированных детей и их диагностика: изучение условий жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации;

- помощь и поддержка коррекционно-развивающих классов;

- повышение квалификации учителей в области социальной педагогики;

- профилактическая работа с семьями;

- работа с семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи;

- координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей;

- установление сотрудничества с местными органами администрации, молодежными организациями, медико-психолого-социальными центрами по работе с семьей и детьми.

Можно выделить следующие специализации социального педагога:

- организатор внеучебной работы (воспитатель),

- организатор досуга,

- педагог-психолог,

- социолог (изучает социально-психологических проблем школьного коллектива),

- социальный работник (специалист, выполняющий функции и социального работника, и социального педагога),

- методист (педагог, имеющий опыт работы и оказывающий помощь учителям).

В реальной практике в школах на специалиста по социальной работе возлагаются обязанности и социального педагога, и социального работника.

В настоящее время должность «социальный педагог» введена в школах №1, №3, гимназии, интернате.

  1. Какие рабочие поля можно выделить социальной работе в системе образования?
  2. Назовите особенности, формы и методы социальной работы в системе образования.

3. Назовите основные цели социальной работы в школе.

4. Раскройте основные цели социальной работы.

5. Каким образом может быть организована социальная работа в школе?

6. Охарактеризуйте сущность и различие деятельности специалиста по социальной работе и социального педагога.

 

Тема 23

(Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа)

План:

1. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности

2. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж

3. Детская беспризорность

Литература:

Социальная энциклопедия. – С. 34 –35, 42 – 44.

Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 159-168.

 

 

1 вопрос

Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности

Бездомные – люди, не имеющие определенного жилья, что часто сопровождается отсутствием определенных занятий, оседлого образа жизни.

Бродяжничество – бесцельное систематическое скитание в общественных или иных местах лица, не имеющего определенного места жительства или пребывания и не предпринимающего попыток легализовать свое существование путем обращения в местную администрацию для бытового и трудового устройства, помещения в дом интернат, назначения пенсии, оказания содействия в возвращении постоянному месту жительства, получения неотложной медицинской помощи и иной (правовой) поддержки, и в силу бродячего образа жизни создающего угрозу здоровью окружающих людей.

Попрошайничество – добывание средств существования путем выпрашивания у посторонних граждан денег, продуктов питания, одежды иных материальных ценностей, либо путем демонстрации ран, уродств, или с использованием малолетнего ребенка.

Социально-демографический портрет бомжа:

Лицо, находящееся на территории РФ; как правило, не имеющее документов; не имеющее постоянного места жительства, на той территории, где проживает; не имеющее постоянной работы или занятий и средств к существованию; имеющее хронические заболевания (психические, алкоголизм, туберкулез, венерические заболевания), педикулез и т.д., внешний вид, не соответствующий физиологическим нормам человека, а также признаки деградации человека как личности. Больше мужчин, чем женщин; средний возраст 30 – 50 лет; более 90 % трудоспособны; около 80 % имеют судимость.

Источники существования: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций, эпизодические заработки.

Численность – примерно 3 человека на 1 тыс.населения.

Как правило, это следующие категории:

  • Лица с психической патологией (в Москве примерно 12 %; 24 % сознательно выбрали такой образ жизни – форма аутизма, ухода в себя)
  • Больные алкоголизмом или наркоманией
  • Жертвы мошенничества с жильем
  • Бывшие осужденные, утратившие социальные связи
  • Совершившие преступление
  • Выселенные по решению суда (например, со служебной жилплощади)
  • Беженцы, вынужденные переселенцы
  • Дети, убегающие от родителей или из интернатных учреждений (каждый десятый бомж – ребенок).

Причины (по данным 1995 г.):

1. Падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье (около 50 %)

2. Утрата жилья (11 %)

3. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и социальных служб (больше 8 %)

4. Алкоголизм, наркотики (больше 8 %)

5. Несовершенство законодательства РФ (больше 8 %)

6. Прозрачность границ России (больше 7 %)

7. Наличие локальных войн (4,5 %)

8. Ухудшение социально-экономического положения в стране (0,8 %).

Это источник «латентной (скрытой) преступности», каждое пятое уголовное дело совершается бомжами.

 

2 вопрос

Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж

Явление известное с древнейших времен. Основные формы борьбы: репрессивные, превентивные, помощь (комплексная: адаптация, реабилитация, коррекция и т.д.). В дореволюционное время – сеть ночлежек. В советское время – уголовная статья, которая предусматривала наказание за бродяжничество и попрошайничество. Занимались органы МВД.

Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» - реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел – в центры социальной реабилитации.

ОВД – выявление, задержание, доставление и установление личности.

Органы здравоохранения – проведение медицинского освидетельствования и при необходимости направление на лечение.

Федеральная служба занятости – трудоустройство.

Органы социальной защиты - направление в учреждения социальной защиты, определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (ноябрь 1995 г.) – создание системы социальной защиты.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (июнь 1996 г.) – регулирует деятельность учреждений.

Система социальной защиты:

- дома ночного пребывания -бесплатный ночлег, мед.помощь, санитарная обработка, талоны на бесплатное питание, при необходимости – направление в учреждение здравоохранения. Выставляется пост милиции;

- спец.дома-интернаты для престарелых и инвалидов – для освободившихся из мест лишения свободы. 11-12 % покидающих тюрьму - престарелый или инвалид;

- центры социальной адаптации – для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы и задержанных за бродяжничество. Решаются вопросы бытового и психологического характера, оказывается помощь в трудоустройстве; культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия; общежития, где можно проживать 6 месяцев. 3 центра в России.

- Социальные приюты (гостиницы) – 10 суток бесплатного проживания, получение необходимых консультаций, мед.помощь, горячий обед. 3 приюта в России.

Деятельность благотворительных организаций: «Ночлежка» (С-Пб), «Врачи без границ» (Бельгия), Армия спасения.

Недостатки:

· Не определен статус лиц без определенного места жительства и занятий

· Отсутствует государственная система их учета

· Недостаточно развита сеть социальных учреждений

· Отсутствует система подготовки кадров.

Необходима Целевая Федеральная программа, решение задач:

- организация научных исследований

- повышение эффективности профилактической работы

- предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации

- создание материально-технической и финансовой базы

- подготовка специалистов

- объединение усилий всех заинтересованных ведомств, учреждений, организаций.

 

3 вопрос

Детская беспризорность

Беспризорные – несовершеннолетние, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода и медицинском обслуживания, систематического обучения и воспитания. Чаще всего это дети бездомных женщин или ушедшие из семьи и сиротских учреждений. Как правило, они социально дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие.

Причины:

· Нежелание родителей заниматься воспитанием детей, пьянство, аморальный образ жизни

· Социальное сиротство

· Распад семьи, развод родителей, рождение ребенка вне брака

· Безработица родителей

· Нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья

· Увеличивающееся число беженцев и переселенцев

Законодательная база работы с беспризорными

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – ст.5880 (Щуко Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. – М. – С.–Пб.: Издат. торг. дом «Герда».- 1998.)

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – ст.5880 (Щуко Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. – М. – С.–Пб.: Издат. торг. дом «Герда».- 1998.)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – Собр. законодат. РФ. – 1999.- № 26. – ст.3802

Создание сети социально-реабилитационных учреждений в системе органов социальной защиты. Направления работы:

  • Оказание экстренной соц., юридической, медицинской помощи детям (проживание на полном государственном обеспечении, медицинское обследование, обучение, социальная и психологическая реабилитация)
  • Оказание соц., юридической, медицинской помощи семьям

· Профилактическая работа с семьями «группы риска»

· Социальный патронаж детей, возвращенных в семьи

Деятельность специализированных учреждений направлена на возвращение ребенка в семью; если это невозможно, передача в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), семейные воспитательные учреждения, детские дома и интернаты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чтобы реализовать эти цели, специалисты | Социальная работа в пенитенциарной системе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.