КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговые стратегии, основанные на жизненном цикле товара
Принятые компанией стратегии дифференцирования и позиционирования во многом определяются тем, как с течением времени изменяются товар, рынок и конкуренты. Маркетинговые стратегии: этап внедрения Поскольку на выпуск нового продукта и заполнение дилерских каналов требуется какое-то время, продажи на первой стадии его жизненного цикла возрастают медленными темпами. На этапе внедрения компания вследствие небольшого объема продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой, обычно либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль. Работа с торговыми представителями обходится также недешево. Соотношение затрат на продвижение товаров и объема продаж в этот период максимально, поскольку необходимо: 1) информировать потенциальных потребителей о новом, еще неизвестном товаре; 2) убедить их опробовать продукт; 3) обеспечить его реализацию через предприятия розничной торговли. Основные усилия по сбыту товаров компания направляет на привлечение потребителей, наиболее подготовленных к совершению покупки (обычно это представители групп с высоким уровнем дохода). Кроме того, цены на новый товар на данном этапе достаточно высоки, что обусловлено относительно высокими издержками производства. Преимущество пионера рынка. Компания, которая готова представить рынку новый товар, должна определить наиболее выгодный момент его «первого бала». Для нее «одиночество» на рынке означает перспективу не только первой воспользоваться всеми открывающимися возможностями, но и первой подвергнуться риску высоких расходов. Выход на рынок «по следам» других компаний имеет смысл в том случае, если фирма предлагает потребителям передовую технологию, качество и весомость марки.
Особое значение в эпоху сокращения продолжительности жизненных циклов имеет сокращение инновационного периода. Опыт показывает, что «первопроходцы» получают наибольшие преимущества. Очевидно, что такие компании-«пи-онеры», как Amazon.com, Campbell's, Coca-Cola, Eastman Kodak, Hallmark, Xerox, Peapod.com, перед тем как выйти на рынок с новыми товарами, разработали стратегию завоевания главенствующего положения на рынке. У. Робинсон и К. Форнелл проанализировали данные о целом ряде зрелых предприятий рынков потребительских и промышленных товаров и обнаружили, что пионеры обычно получают большую в сравнении как с ранними, так и с «припозднившимися» последователями долю рынка. Исследование, проведенное Г. Урбаном, также свидетельствует о преимуществах пионеров. Доля первых из последователей, как правило, не превышает 71% доли рынка пионера, а вторых — 58%. Г. Карпентер и К. Накамото нашли, что из 25 фирм, которые были лидерами на рынке в 1923 г., 19 сохранили свои позиции и в 1983 г., шестьдесят лет спустя. Конкурентный цикл. В конце концов наступает момент, когда к открытой компанией-«пионером» «новой земле» приближаются «корабли» конкурентов, что приводит к падению цен и сокращению доли рынка «первопроходца». Когда можно этого ожидать? Каковы будут действия компании-«пионера» на каждом этапе? Дж. Фрей рассматривает пять этапов конкурентного цикла, которые должна учитывать фирма-«пионер» (рис. 6.2): 1. Сначала «пионер» является единственным поставщиком товаров, полностью контролирующим их производство и реализацию. 2. Следующий этап — проникновение конкурентов — начинается в тот момент, когда один из соперников приступает к коммерческой реализации своих товаров на рынке. По мере того как на него будут выходить новые конкуренты, предлагающие более низкие цены, относительная доля товаров, предлагаемых лидером, а также его прибыль уменьшаются.
3. На этапе быстрого роста, как правило, чрезмерно увеличиваются производственные мощности, и при наступлении циклического спада происходит затоваривание, что приводит к общему снижению цен. Новые конкуренты уже не решаются приступать к освоению рынка, а его активные субъекты стараются упрочить позиции, что означает начало третьего этапа — установления долевой стабильности. 4. Затем следует этап конкуренции на рынке стандартизированных товаров. Товар рассматривается рынком как стандартизированный, и покупатели отказываются приобретать его по высоким цепам, а производители получают умеренный доход на вложенный капитал. 5. С этого момента начинается процесс ухода с рынка, но компания-«пионер» может принять решение о том, что ей пока следует сохранить свое присутствие на «плацдарме».
Рисунок 6.2. Этапы конкурентного цикла
Маркетинговые стратегии: этап роста На этапе роста ЖЦТ отмечается резкое увеличение объемов продаж. Потребители, «признавшие» товар с момента его появления на рынке, будут продолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляются новые конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объеме и получения высоких прибылей. Они предлагают продукты, наделенные новыми свойствами, и находят новые маркетинговые каналы. В зависимости от темпов увеличения спроса цены на товар остаются на прежнем уровне или немного снижаются. Компании же стремятся удержать затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их (чтобы выдержать конкуренцию), а также продолжают привлекать потенциальных потребителей с помощью рекламы и маркетинговых усилий. Прибыли от увеличения объема продаж растут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношения затрат на рекламу и объема продаж. Прибыли на этом этапе возрастают, поскольку издержки на рекламу распределяются на больший объем продаж и удельные производственные затраты сокращаются быстрее, чем уменьшается цена товарной единицы (вспомните кривую обучения). Однако со временем темпы роста неизбежно начнут снижаться. Менеджменту компании необходимо своевременно определить момент замедления темпов роста производства и перейти к реализации новых маркетинговых стратегий.
Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может обратиться к следующим стратегиям: ♦ Улучшить качество товара, придать ему новые свойства и «укрепить» его положение на рынке. ♦ В целях защиты основного товара выпустить новые его модели и модификации (увеличить число размеров, ароматов и т. д.). ♦ Выйти на новые сегменты рынка. ♦ Расширить действующие маркетинговые каналы и найти новые. ♦ Переключиться с рекламы, направленной на увеличение степени осведомленности о товаре, на рекламу, стимулирующую предпочтения. ♦ Снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является определяющим фактором приобретения товара. Все перечисленные маркетинговые стратегии призваны упрочить рыночные позиции компании-производителя. Starbucks Coffee Company. Starbucks Coffee — одна из самых известных торговых марок в мире. В Starbucks чашка кофе может стоить $1,40, тогда как в соседнем кафе не просят больше 50 центов. А если вы хотите отведать популярного cafe latte, то приготовьтесь выложить $2. Говард Шульц, гениальный создатель торговой марки, позаботился не только о великолепном вкусе напитка, но и об обстановке, где происходит «кофейное таинство». В Starbucks можно посидеть с друзьями или насладиться минутами одиночества. По всему миру у Starbucks насчитывается более 3 тыс. отделений. Они располагаются в торговых центрах, аэропортах, крупных книжных магазинах. Разумеется, у компании много подражателей, начиная довольно крупной сетью кафе-закусочных Dunkin 'Donuts и заканчивая более мелкими, такими как Tully's Coffee в Сиэтле и Coffee Station в Нью-Йорке. В ответ на их действия Starbucks применяет фланговую оборону. Например, предлагает не только кофе, но и инновационные продукты вроде комбинаций чая с соками под названием «Tiazzi» и мороженого. В супермаркетах теперь можно купить фирменный кофе в зернах. Кроме того, Starbucks потихоньку проникает в ресторанный бизнес. Первое Cafe Starbucks открыло свои двери для посетителей осенью 1998 г., спустя несколько месяцев открылось еще одно. Starbucks продолжает глобальное расширение: в 1999 г. компания вышла на рынки Китая, Кувейта, Кореи и Ливана, в 2000 г. пришла в Гонконг.
Yahoo! Созданный в 1994 г. силами нескольких увлеченных Интернетом студентов поисковый сервер является сегодня одним из самых популярных серверов глобальной Паутины. Yahoo! — не только мощная поисковая система, но и поставщик самого разного рода информации и услуг. В 1998 г. рыночная цена акции компании достигла $200, а капитализация составила $9,1 млрд. Однако кризис электронного бизнеса не прошел бесследно и для Yahoo!: компания лишилась многих рекламодателей, начался долгий этап снижения доходов и курса акций. Решено было расширить информационные рамки сервера и отказаться от казавшейся пуленепробиваемой модели зависимости от онлайновой рекламы. Компания сконцентрировалась на электронной коммерции, лицензировании и беспроводных приложениях. Однако ситуация становилась все хуже и хуже. За первую половину 2001 г. акции упали ниже отметки $25, и в марте этого года исполнительный директор (Тим Кугл) подал в отставку. Его место занял бывший глава киностудии Warner Brothers Терри Симел. Его приход можно считать символом новой ориентации Yahoo!. Единственный сервер, не объединившийся с какой-нибудь гигантской медиа-компанией, Yahoo!, несмотря па все свои финансовые трудности, остался верным своей индивидуальности. На этапе роста компания должна решить проблему выбора между значительной долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынке. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде, что долгосрочные стратегии принесут ей намного большие доходы. Маркетинговые стратегии: этап зрелости В определенный момент существования товара на рынке темпы роста объемов его продаж начинают замедляться, наступает стадия его условной зрелости. По длительности этап зрелости обычно превосходит все остальные стадии ЖЦТ и ставит сложные задачи в сфере управления маркетингом. Большинство товаров на рынке находится в стадии зрелости, следовательно, и управление маркетингом следует перестраивать в расчете на «зрелый» товар. На этапе зрелости ЖЦТ выделяют три фазы: роста, стабильности и старения. Вступление в первую фазу означает замедление темпов роста продаж, стабилизацию системы каналов распределения. На второй фазе вследствие насыщения рынка объем продаж сохраняется на постоянном уровне. Большинство потенциальных потребителей уже опробовали товар, и показатели объемов продаж зависят от численности населения и потребностей в замене. На третьей фазе «упадочной зрелости» абсолютный уровень объемов продаж постепенно сокращается, поскольку интересы потребителей переключаются на другие товары. Замедление темпов роста объемов продаж приводит к увеличению запасов готовой продукции, что в свою очередь ведет к обострению конкуренции. Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка, все чаще прибегают к продаже товаров по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт и стараются заключить льготные сделки с потребителями и торговлей. Растут ассигнования на исследования и разработки в целях усовершенствования товаров, создания их новых модификаций и расширения ассортиментной группы. Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге на рынке остаются только прочно закрепившиеся компании, основная цель которых — получение конкурентных преимуществ. Господствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, — ими могут быть лидер по качеству, лидер по сервису и лидер по издержкам. Они обслуживают весь рынок и получают прибыль, главным образом, за счет большого объема производства и низких издержек. Гиганты окружены множеством фирм, занявших различные рыночные ниши (компаний, специализирующихся на обслуживании одного сегмента рынка, на производстве одного товара, а также ориентирующихся на индивидуальных клиентов). Руководители фирмы, работающей на «зрелом» рынке, должны решить: стоит ли вступать в борьбу за место в «большой тройке» в расчете на высокие объемы производства и низкие издержки или обратиться к стратегии занятия ниши, когда основным источником прибыли является разница между себестоимостью и ценой продажи товара. На этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшим спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на выпуск наиболее прибыльных, а также новых товаров. При этом они нередко игнорируют высокий потенциал существующих зрелых рынков и устаревающих продуктов. Предполагалось, что такие отрасли промышленности, как автомобилестроение, производство мотоциклов, телевизоров, часов и фотоаппаратов, находятся в стадии спада. Но японские производители, предложив потребителям новые ценности, доказали обратное. Казавшиеся уже вышедшими из употребления марки пищевой соды «Jell-O», «Ovaltine» и «Arm & Hammer» достигли нового пика популярности благодаря стратегии «маркетингового воображения». Характерным в этом смысле является пример возрождения популярности, казалось бы, давно забытых «Hush Puppies». Hush Puppies. В середине 1980-х гг. корпорация Wolverine World была занята поглощениями фирм в самых разных отраслях, а положение ее когда-то весьма успешной дочерней компании Hush Puppies (производство обуви) постепенно ухудшалось. Что вернуло ее к жизни? Разумные маркетинговые действия плюс толика везения. В 1994 г. нью-йоркский дизайнер Джон Барретт раскрасил несколько классических моделей обуви фирмы в фиолетовый, зеленый и оранжевый цвета. Вскоре один из популярных модных журналов вышел под броским заголовком, извещавшим потребителей о возвращении Husk Puppies. И вот тут-то компания проявила себя: она приступила к выпуску туфель серо-голубого, лимонного и ярко-оранжевого цветов, которые можно было приобрести только в шести крупнейших магазинах авангардной моды. Wolverine подняла цены с $40 до $70 и одарила своими изделиями голливудских знаменитостей. Когда о продукции компании вновь заговорили, она организовала более широкую ее продажу в лучших магазинах. Объем продаж возрос с 30 тыс. пар в 1994 г. до 1,7 млн. пар в 1996 г. Когда несколько позже в моду вошли новые виды обуви, Hush Puppies начала выпускать прогулочные туфли и сандалии, продолжив тем самым наращивание прибыли. Маркетинговые стратегии: этап спада Снижение объема продаж товара объясняется рядом причин, в том числе и достижениями в области развития технологий, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Следствиями этого являются затоваривание, снижение цен и уменьшение прибыли производителя. Снижение объемов сбыта может происходить медленно, как это было с овсяными хлопьями, или быстро, как это произошло с моделью «Edsel» автомобильной компании Ford. Возможно, объем продаж достигнет нулевой отметки, возможно, он на длительное время замрет на низком уровне. На этапе сокращения объема продаж и падения прибыли некоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся компании могут уменьшить число предлагаемых ими товаров и отказаться от наименее эффективных каналов распределения, уйти с незначительных сегментов рынка, а также урезать бюджет мероприятий по продвижению и еще более снизить цены. Управление «стареющими» товарами требует от компании решения ряда задач. Первая из них — разработка системы выявления товаров, вступивших в стадию спада. Многие компании создают рабочие группы по анализу рентабельности товара, в которые входят специалисты, занятые в области маркетинга, исследований и разработок, производства и финансов. Они разрабатывают систему прогнозирования наступления стадии спада, исследуют рыночные тенденции. К ним поступают сведения о доле рынка каждого товара, ценах, издержках и прибыли. Далее с помощью компьютерных программ проводится анализ информации, который призван облегчить менеджерам определение «подозрительных» продуктов. Менеджеры заполняют специальные рейтинговые формы, в которых указывают предполагаемые объемы продаж товара и полученную прибыль в случае, если маркетинговая стратегия останется неизменной, и в случае, если она будет скорректирована. Специалисты изучают эту информацию и выносят рекомендации по каждому производимому товару. Изучая поведение выпускающих «ослабевающие» товары компаний, К. Харриган идентифицировала пять используемых на этапе спада стратегий. 1. Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить рыночные позиции. 2. Сохранение определенного уровня капиталовложений до тех пор, пока ситуация в отрасли не прояснится. 3. Избирательное сокращение инвестиций, отказ от обслуживания некоторых групп потребителей и одновременное увеличение капиталовложений в прибыльные ниши. 4. Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств. 5. Отказ от производства товаров и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой. Выбор соответствующей стратегии зависит от относительной привлекательности отрасли и конкурентоспособности компании. Например, фирма, выпускающая низкорентабельную продукцию, но занимающая прочное положение на рынке, должна рассмотреть возможность использования стратегии избирательного сокращения инвестиций, в то время как ее получающий высокую прибыль конкурент, имеющий прочные рыночные позиции, должен использовать стратегию увеличения капиталовложений. Boston Market. Эта сеть закусочных фаст-фуд обанкротилась в 1998 г., всего через пять лет после эмиссии первого выпуска акций. В 2000 г. то, что осталось от Boston Market, досталось McDonald's за $173 млн. На месте бывших закусочных предполагалось открыть новые франчайзинговые рестораны. Однако в гамбургерном гиганте поняли, что торговая марка «Boston Market» до сих пор пользуется популярностью, и решили возродить компанию. В настоящее время Boston Market приносит дохода более чем на $700 млн. в год. McDonald's провела пробный маркетинг, осталась довольна результатами и теперь планирует реконструировать все заведения сети Boston Market. Нововведения должны коснуться не только интерьера, но и меню. Стратегия компании на этапе спада ЖЦТ определяется тем, к чему она более склонна: к отказу от старого продукта или к «уборке урожая». Последняя предполагает постепенное сокращение издержек, связанных с производством товара, для того чтобы какое-то время поддерживать уровень сбыта. Первыми под сокращение попадают бюджет исследований и разработок, а также расходы на закупки и обслуживание производственного оборудования. Компания может также уменьшить затраты на обеспечение качества товара, сократить численность торгового персонала, объем предоставляемых услуг и расходы на рекламу. Одновременно менеджмент фирмы должен сделать это так, чтобы потребители, конкуренты и даже сотрудники фирмы не смогли понять, что она намерена постепенно выйти из дела. «Уборка урожая» — сомнительная с моральной точки зрения стратегия, которая, помимо прочего, еще и трудно осуществима. Но она успешно применялась в отношении многих стареющих продуктов, тем более что при условии сохранения объема продаж «уборка» существенно увеличивает содержимое «кошелька» компании. Фирмы, которым удается успешно модифицировать и обновлять зрелый товар, стремятся к увеличению ценности исходного продукта. Рассмотрим пример ведущего производителя франкировальных машин (машин, ставящих почтовые штемпеля) корпорации Pitney Bowes. Pitney Bowes. В 1996 г. и критики компании, и ее работники не испытывали ни малейших сомнений в том, что распространение телефаксов приведет к резкому сокращению обычных почтовых отправлений, обеспечением обработки которых занималась фирма. Несколько позже возникло мнение, что появление электронной почты означает конец эпохи факсимильных аппаратов, но в любом случае все эти технические новинки означают, что совсем скоро Pitney обратится в ничто. Но, как ни удивительно, число почтовых отправлений и счетов, многие из которых были так или иначе связаны с Интернетом, не только не уменьшилось, но даже возросло. Правда, на территорию Pitney начали вторгаться новые конкуренты, такие как e-Stamps и stafnps.com. Но менеджмент Pitney осознавал, что благоприятная ситуация может вскоре измениться, и принял решение о расширении сферы деятельности компании. Началась разработка программных продуктов и оборудования, которые позволяют пользователям отслеживать входящие и исходящие отправления, конвертировать счета и распечатывать сообщения, пришедшие по факсу или по электронной почте. Pitney также предложила биллинговые услуги для электронных компаний и даже «электронные марки» — ответный удар по новым конкурентам. Компания исходила из того, что онлайновые средства не только не помешают ей, но, напротив, позволят построить развитую систему связи. Вслед за решением об отказе от производства продукта компании следует предпринять еще ряд действий. Если товар обладает хорошей репутацией, компания, возможно, сможет продать его другой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свои товары, он должен принять решение о том, насколько быстро они будут изыматься из ассортимента, в каких объемах будут поддерживаться товарно-материальные запасы и на каком уровне будет осуществляться обслуживание потребителей.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |