Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о биосфере




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Значение экологических знаний для специалистов различных направлений и специальностей

Специалист с высшим образованием – как экономическим, так и техническим – должен:

• понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанное природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях;

• понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

• знать основные принципы, закономерности и законы пространственно временной организации геосистем локального и регионального уровней;

• знать основы биологической продуктивности биосферы;

• иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению экологически опасных ситуаций или катастроф;

• знать назначение и классификацию мониторинга природной среды.

Перечисленные знания и навыки позволят сформировать у специалиста активную природоохранную позицию и добиваться в решении экономических и технических задач оптимальных условии производства и распределения продукции для достижении высоких типом экономического роста страны и повышения благосостоянии населения.

 

 

1. Дайте определение экологии как науки.

2. Что является предметом изучения курса «экология»?

3. В чем отличие понятий «экология» и «охрана окружающей среды»?

4. Сформулируйте основные цели и задачи курса «Экология»?

5. Почему экология является социально-естественной наукой?

6. В чем заключается смыл выражения «Экологизация общественного сознания»?

7. Каково значение экологических знаний для специалистов всех направлений?


Лекция 2.
БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

План

2.1. Учение о биосфере

2.2. Структура биосферы

2.3. Жизнь и экологические факторы среды

2.4. Экологическая система и круговороты веществ

2.5. Антропогенное воздействие

Термин «биосфера» предложен в 1875г. австрийским геологом Э. Зюссом. В начале XX в. В.И. Вернадский разработал учение о биосфере. Согласно Вернадскому, биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами, активно ими преобразуемая. Жизнедеятельность организмов – это мощнейший фактор планетарного масштаба, обеспечивающий постоянный биогенный поток атомов из организмов в среду и обратно, который не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможна, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры.

Живые организмы распределены в пределах биосферы неравномерно. Жизнь сосредоточена главным образом на границе соприкосновения литосферы, гидросферы и атмосферы, т. е. на поверхности суши и океана. Верхней границей биосферы является защитный озоновый слой на высоте 20-25 км, выше которого жизнь невозможна ввиду действия ультрафиолетового излучения. Нижняя граница биосферы – литосфера до глубины 5 км и гидросфера – до глубины 12 км.

После возникновения около 4,5 млрд. лет назад биосфера прошла несколько этапов эволюционного развития. От первоначального круговорота органического вещества произошел переход к биологическому круговороту непрерывному обмену веществом и энергией между живыми организмами и окружающей средой в течение всей жизни организмов и после ее смерти.

Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал живым веществом, рассматривая в качестве его основных характеристик суммарную массу, химический состав и энергию. В состав биосферы, кроме живого вещества (растений, животных и микроорганизмов), входят биогенное вещество (продукты распада и переработки горных пород живыми организмами – почвы, кора выветривания, все природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества) и, наконец, косное вещество – совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых, как считается, живые организмы не участвуют (горные породы магматического, неорганического происхождения, вода, космическая пыль, метеориты).

Следовательно, биосфера – это та область Земли, которая охвачена или была охвачена влиянием живого вещества. С современных позиций биосферу рассматривают как наиболее крупную, глобальную экосистему, поддерживающую планетарный круговорот веществ.

Таким образом, учение о биосфере Вернадского легло в основу современного учения о биосфере как результата длительной эволюции органического мира и неживой природы. Без такого учения невозможно научиться управлять процессами между человеком и природой так, чтобы они были взаимовыгодны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.