Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы и структура рынка




Типы рынка и его функции.

Определение категории рынка.

1. Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Различают два типа хозяйственных связей:

1.Натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потреблений;

2.Товарные, осуществляемые посредством рынка.

Эти связи могут быть не только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения приводят к деформациям рыночных связей. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль не только прямые, но и обратные хозяйственные связи. Можно выделить еще одно понимания рынка как способа организации и функционирования экономических связей хозяйственных субъектов и как общественные формы функционирования экономики, при которых обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственные связи, включая прямые непосредственные контакты с участием посредников.

2. Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. Важнейшие функции рынка:

1.Саморегулирования производства – предполагает согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене.

2.Стимулирующая, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

3.Регулирующая, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между сферами национального хозяйства.

4.Экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления, в соразмерности спроса с величиной заработной платы.

5.Эквивалентная – рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты. Таким образом выявляется ценность товара.

6.Демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов.

История развития рынка позволяет выделить следующие типы:

1.Неразвитый;

2.Свободный (классический).

3.Регулируемый.

4.Деформируемый.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер.

Свободный рынок:

1.Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2.Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3.Абсолютная мобильность факторов производства.

4.Абсолютная информированность о рынке.

5.Абсолютная однородность одноименных товаров, отсутствие торговой марки.

6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого участника неэкономическими методами.

7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8.Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное регулирование.

Несмотря на ряд достоинств, существуют недостатки:

1.Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни.

2.Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства.

3.Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдения правил и норм поведения, что приводит к нежелательным эффектам.

4.Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли.

5.Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований, а они также крайне необходимы для развития общества.

Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма или государством (прямо или косвенно).

Государство в определенной степени обеспечит условия функционирования рынка, и чрезмерное приводит к их деформации. Основные черты деформированного рынка в условиях административно-командной системы:

1.Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою деятельность на основе равных форм собственности.

2.Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и в их движении. Отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности.

3.Монополизм производителя и торговца.

4.Несбалансированность спроса и предложения.

5.Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, бюджетный дефицит и т.д.

6.Расцвет теневой экономики.

7.Развал общенационального рынка.

8.Замена товарно-денежных отношений товарным обменом.

9.Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду.

10.Отсутсвие у потребителя права выбора товара.

Условия, устраняющие деформацию:

1.Наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования.

2.Достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции.

3.Свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого администрирования товарного распределения.

4.Право рыночных субъектов самим устанавливать цены.

5.Свободное маневрирование ресурсами.

6.Полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка.

7.Наличие рыночной инфраструктуры.

3. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаки структуры: тесная связь между ее элементами, определяющая их устойчивость и целостность. Совокупность всех рынков, расчлененная на отдельные элементы образует систему рынков. Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка:

1.По объектам:

· рынок товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

· потребительский рынок: рынок производственных товаров, бытовых и т.д.

· рынок рабочей силы

2.По субъектам:

· рынок покупателей

· рынок продавцов

· рынок госучреждений

· рынок посредников

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.