Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6 11.10




Спрос и предложение. Равновесная цена.

 

1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса.

2. Экономика предложения товара. Цена и неценовые факторы изменения предложения.

3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

4. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

5. Нарушение рыночного равновесия цен. Налогообложение продаж. Контроль над ценами.

 

1. На рынке функционирует механизм спроса и предложения, проявляющийся в действии законов спроса и предложения, которые управляют процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке.

Спрос – есть платежеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатели могут заплатить за нужные им товары при данном уровне цен.

Закон спроса состоит в том, что по мере роста цены на товар величина спроса на него падает и наоборот.

Отмечают две особенности рынка:

1. Обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товара.

2. Постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар в соответствии с законом убывающей полезности каждой дополнительной покупки товара.

Эти особенности графически изображает кривая спроса, которая называется линией (функцией) спроса.

Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратное изменение другой.

Изменение цен меняет объем купли-продажи товаров, а меняющееся на рынках количество товаров вызывает обратное движение их цен.

Неценовые факторы изменения функции спроса:

1. Денежные доходы покупателей.

2. Покупательские ожидания.

3. Наличие/отсутствие товара на рынке взаимозаменяемых товаров.

4. Субъективное предпочтение и вкусы покупателей.

5. Изменение числа покупателей.

Неценовые факторы вызывают изменение спроса на товары независимо от уровня их цены. Графически влияние неценовых факторов проявляется в перемещении всей кривой спроса, показывая изменение количества покупаемых товаров по той же цене: 1. Повышение спроса – вправо 2. Снижение – влево.

2.Предложение – это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Чем выше цена, тем большее предложение товара и наоборот.

Закон предложения состоит в том, что повышение цены вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Понижение цены – сокращение производства и предложения товаров на рынке. Другими словами, закон предложения характеризует прямую зависимость между объемами производства товара и их ценами, которая имеет вид:

Движение по прямой предложения отражает рост или падение объема предложения в зависимости от подъема или снижения уровня цены. Функция предложения – это функция производства по выпуску товаров. Она реализуется если рыночная цена выпускаемых товаров позволит возместить издержки (затраты на производство), а также принесет прибыль.

Неценовые факторы изменения функции предложения и условий производства:

1. Уровень технологии производства данных товаров: квалификация труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективное производство и организация труда, способствующая снижению издержек.

2. Государственная налоговая политика:

· Политика поддержки субсидиями предпринимательства.

· Льготная кредитная политика

3. Наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов, а также изменение цен на них.

4. Снижение цен на ресурсы и факторы производства дает экономические издержки и рост предложения.

5. Перспективное ожидание роста цен на производимую продукцию в будущем.

6. Изменение числа производителей.

 

На графике изменение функции предложения изображается смещением кривой.

3. Спрос и предложение это противоположные силы, вызывающие подъем или снижение цены на рынке.

1. Предложение превышает спрос.

2. Спрос превышает предложение.

3. Равновесие спроса и предложения.

 

Графически экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной ценой.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкуренции. Цена равновесия это цена, по которой покупатели хотят купить определенное количество товаров, а продавцы согласны продать. В точке равновесия нет излишеств и дефицита.

 

4. Реакцию величины спроса или величина предложения на изменение цены называют эластичностью спроса или эластичностью предложения, которые количественно измеряют коэффициентом эластичности:

Коэффициент Эластичности спроса (ценовой)= [Изменение спроса товара (%)]/[Изменение уровня цены товара (%)]

Коэффициент эластичности (перекрестный) = [Изменение спроса товара А(%)]/[Изменение уровня цены товара В(%)]

Существует абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный, неэластичный, эластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие у товаров заменителей.

2. Степень разнообразия возможного использования товара.

3. Степень насущности удовлетворяемых потребностей.

4. Степень ограниченности доступа к товару.

5. Время

 

Коэффициент Эластичности Предложения = [Изменение объема предложения]/[Изменение уровня цены]

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Степень развития производственных мощностей.

2. Размер товарных запасов.

3. Способность к новым инвестициям.

4. Время.

 

5. Равновесие может нарушаться вмешательством в действия законов спроса и предложения со стороны государства путем налогообложения продаж, контроля над ценами.

Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, вследствие чего сокращаются покупки подорожавшего товара. Производители сокращают производство товаров. Точка ценового равновесия перемещается на более высокий уровень.

Контроль над ценами осуществляет государство законодательно, принудительно устанавливая цену ниже уровня рыночного равновесия, что нарушает механизмы рыночного ценообразования по законам спроса и предложения.

Отрицательные последствия:

1. Товарный дефицит.

2. Возникновение ценовой экономики.

3. Социальная напряженность в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.