Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Нематериальные ресурсы предприятия

Нематериальные ресурсы предприятия – часть ресурсов, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода времени и имеющая нематериальную основу получения доходов. К таким ресурсам относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности и другие ресурсы нематериального происхождения.

Для организаций, предприятий, являющихся юридическими лицами, эти объекты могут являться их собственностью, частью принадлежащего им имущества, а, следовательно, отражаться на балансе предприятия. В этом случае данные нематериальные, неосязаемые объекты называются нематериальными активами предприятия. Объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие условия:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры,

- предполагается использование этих объектов в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих целей организации в течение длительного времени, то есть срок полезного использования превышает 12 месяцев,

- объекты обладают способностью приносить организации доход (экономические выгоды) в будущем,

- наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности (приобретения) патента, товарного знака и т.п.

Интеллектуальная собственность (в соответствии с трактовкой ст.138 Гражданского Кодекса РФ) – это исключительное авторское право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).

Промышленная собственность является понятием смежным с понятием нематериальных активов, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. Промышленная собственность выступает в качестве активов предприятия, то есть это его собственность, которая принадлежит хозяйствующему субъекту и отражена на его балансе (таким образом, у физического лица нематериальных активов быть не может).

К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, такие как:

-изобретение,

- полезная модель,

- программы для ЭВМ,

- базы данных топологии интегральных микросхем,

- товарный знак и знак обслуживания,

- наименование места происхождения товаров,

- селекционные достижения,

- деловая репутация организации,

- организационные расходы.

Таким образом, к нематериальным активам предприятия относятся не только объекты интеллектуальной собственности, но в то же время, не каждый из этих объектов включается в состав нематериальных активов. Например, исключительное право юридического лица на фирменное наименование как средство индивидуализации – объект интеллектуальной собственности, но оно не относится к нематериальным активам предприятия. То есть официальное название предприятия ООО «Стройиндустрия» - объект интеллектуальной собственности, но не нематериальный актив. Однако если логотип предприятия (рисунок, название) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и получено свидетельство на товарный знак, то права на него относятся к нематериальным активам данного предприятия.

Характеристика объектов промышленной собственности и других объектов нематериальных ресурсов предприятия:

1. Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом. В настоящее время в Российской Федерации действует порядка 109000 патентов на изобретение. Изобретения занимают центральное место среди объектов промышленной собственности, нематериальных ресурсов предприятия. Это объясняется тем, что:

- их количество значительно превосходит число других видов промышленной собственности,

- при нарушении патентов на изобретение санкции за это наиболее значительные для нарушителя,

- изобретение, являясь воплощением новых технических идей, определяют конкурентоспособность продукции, в которой они воплощены,

- с помощью патентов на изобретение можно защитить новые способы производства, технологические процессы, которые играют решающую роль в современном производстве, а следовательно, создать условия для формирования конкурентоспособности предприятия;

2. Промышленный образец – полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего вила какого-либо объекта (изделия). Виды промышленных образцов: объемные модели (композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура – художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид автомобиля, стола, светильника и т. д.), плоскостные модели (характеризуются двухмерным линейно-цветографическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом: конфигурация, орнамент, сочетание цветов, определяющие, например, внешний вид ткани, ковра, платка и т. д.), комбинированные модели (характеризуются признаками объемных и плоскостных образцов – художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, одежды, имеющей декор и т. д.).

Существует две формы охраны промышленного образца – свидетельство и патент;

3. Полезная модель, часто называемая малым изобретением – новое по внешнему виду, форме, размещению частей, по строению модели. Это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям к изобретению. В частности, полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин, механизмов и т.п. Правовой формой охраны полезных моделей является свидетельство, действующее в течение 5 лет.

Авторское право и исключительное право автора на изобретение, полезную модель, промышленный образец, присвоение автору титула собственника на эти объекты и защиту его от конкурентов обеспечивает Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1;

4. Товарный знак и знак обслуживания – обозначение (символ, рисунок, термин или их сочетание), служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Формирование и использование товарных знаков и знаков обслуживания регулируется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1. Товарный знак помещается на товаре, его упаковке, фирменных бланках предприятия, вывесках, рекламных материалах. Общеизвестными товарными знаками являются «Pentium», «КАМАЗ», «Victorian tea».

В рыночной экономике товарный знак выполняет следующие функции:

- отличительную (обеспечивает отличие сходных товаров разных производителей),

- информационную (содержит информацию об изготовителе и товаре),

- подтверждения гарантии качества и поддержания конкуренции, в том числе в виде рекламы (в связи с чем получило распространение понятие «рекламоспособность» товарного знака»), установление доверия потребителя. Товарный знак составляет основу брэнда – товарный знак, который формирует благоприятное впечатление у потребителя и желание приобрести товар с конкретной маркировкой среди множества других аналогичных.

Товарный знак может рассматриваться как торговая марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. Торговая марка – это товарный знак, указывающий на изготовителя товара, а не на вид выпускаемой продукции («Xerox», «Sony», «Nokia»). Чаще всего торговая марка представлена графическим изображением, оригинальным названием, особым сочетанием знаков, букв, слов. Торговая марка предприятий торговли представляет собой оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, который они вправе разместить на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данного торгового предприятия;

5. Деловая репутация (цена фирмы, гудвилл) – разность между ценой покупки предприятия как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью его активов, возникающая при покупке целых действующих предприятий не по балансовой стоимости, а по рыночной цене, исходя из доходности предприятия, его престижа, имиджа. Возникновение данного вида нематериального ресурса предприятия определяется наличием устойчивых представлений клиентов, партнеров, общественности о престиже предприятия, качестве его товаров и услуг, репутации руководителей.

 

Цф = ПС – ТС (64)

 

где Цф – цена фирмы,

ПС – покупная стоимость предприятия,

ТС – текущая стоимость всех активов предприятия;

6. Ноу-хау – новые знания, сведения о новых технологиях, технических, производственных, управленческих, финансово-экономических, коммерческих решениях, приносящих выгоду в хозяйственной деятельности. Ноу-хау передается на коммерческой основе за плату, посредством заключения лицензионных соглашений (договоров) между обладателями новшества и желающими приобрести право их использования. Ноу-хау может вноситься участниками предприятия в собственность предприятия в счет материального вклада в капитал предприятия. При этом стоимость ноу-хау, по которой оно принимается на баланс предприятия, определяется по соглашению участников предприятия (учредителей);

7. Организационные расходы – расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации, в том числе:

- затраты по созданию пакета учредительных документов и расчетов по обоснованию направлений его деятельности,

- гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы,

- расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм,

- оплата сборов и пошлин в установленном размере;

8. Топологии интегральных микросхем – зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной, использованием данного вида нематериальных ресурсов регламентируется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1;

9. Селекционное достижение – сорт растений, порода животных. Отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной, использованием данного вида нематериальных ресурсов регламентируется Законом РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1.

Стоимостная оценка нематериальных активов предприятия проводится по первоначальной, восстановительной, остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериального актива – это сумма фактических расходов на приобретение объекта нематериальных активов. В нее включаются суммы, уплаченные в соответствии с договором приобретения или уступки прав на нематериальный актив, платежи, связанные с уступкой (приобретением), в том числе регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и проч.

Восстановительная стоимость – возникает при переоценке объектов нематериальных активов и характеризует сумму затрат ресурсов в рыночных ценах на создание данного объекта, или современную рыночную стоимость данного объекта, то есть наиболее вероятную стоимость объекта при его продаже на открытом рынке.

Остаточная стоимость – первоначальная или восстановительная стоимость объекта нематериальных активов предприятия за вычетом его износа.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация нематериальных активов – это процесс постепенного перенесения стоимости объектов нематериальных активов на стоимость продукции, работ, услуг предприятия. Объектами для начисления амортизации являются нематериальные активы, находящиеся у предприятия на праве собственности. Начисление амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов и списания их с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления начисляются по нормам, устанавливаемым самим предприятием исходя из стоимости объекта и нормы амортизации, определяемой сроком его полезного использования.

 

Аотч. нма = Снма х На / 100 (65)

 

где Снма – стоимость объекта нематериальных активов, руб.,

На – норма амортизации, %.

Срок полезного использования объекта нематериальных активов – срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Этот срок определяется предприятием самостоятельно исходя из:

- срока действия патента, свидетельства или других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации,

- ожидаемого срока использования объекта, в течение которого предприятие может получать экономические выгоды (доход),

- количества продукции (объема работ), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Для целей бухгалтерского учета могут использоваться такие методы амортизации нематериальных активов, как линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции (работ). Для целей налогообложения – линейный и нелинейный методы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Трудовые ресурсы предприятия | Показатели, характеризующие результаты деятельности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.